Mar 22, 2015 15:16
Дмитрий Савченко
Креатология, философия истории, философия духа
В настоящей истории философии ничто не теряется, и теоретическая цепочка тянется к нам, чтобы включить в себя все новые звенья. Только кажется, что линии движения и прогресса появляются спонтанно, на самом деле именно критическому мышлению и философии духа, ведущим работу изнутри, мы обязаны прогрессом.
Принцип истории находится вне ее самой, ее вечный двигатель
- разум. Кроче считает, что пытаясь понять отношение философии
и истории как вожака и ведомого, нельзя укрыться от утерянного было понимания формы трансценденции, некоторого примата формы по отношению к истории, метафизических сущностей в отношении опытной реальности. Чтобы не впасть в ошибку описания духа как только метафизической сущности, нет другого противоядия, как понять зависимость философии от истории, а истории - от философии. Это точка зрения Кроче. Что касается нахождения принципа истории вне её - я полностью согласен с Кроче.
Обращу внимание и на нашу точку зрения (с позиций креатологии). Как постулировалось ранее креатология - новое универсальное научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия креативной, талантливой, гениальной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества). Другими словами с одной стороны имеется в наличии креативная личность (талант, гений), а с другой - существующие в данной исторической реальности представления и нормы, а также парадигмы. Рассматривая историю не только античной культуры, но гораздо шире -историю культуры, мы видим, что в том, что обычно называют историей, прежде всего рассматриваются личности, хотя их жизнь при этом и получает более широкое социальное освещение на культурном фоне; история культуры сознательно нацелена на то, чтобы описание культурных течений были бы как можно меньше связаны с личностями. За традиционными пристрастиями историков подспудно лежит распространенная точка зрения, согласно которой то, что оставляет след в истории, совершено людьми, и исток всех исторических событий нужно искать в личных свойствах талантов или гениев. По возможности устраняя роль личности, историко-культурный подход устраняет это подспудное убеждение, формируя возможность рассматривать социальные и культурные события и отношения сами по себе, на их собственном уровне. Анализ и интерпретация осуществляются без ссылок на личности других людей. Однако креатология разрешает это затруднение
только следующим замечанием. Культурные ценности в самом деле полнее всего выражаются гениями. Нас интересует не кто выражает, а что и как выражается, т.е. «временная, пространственная и сущностная соотнесенность каждого феномена высокоразвитой культуры с другими ее проявлениями» (29, с 14). Появление в определенное историческое время такого гения, как Пифагор, предопределило развитие всей европейской цивилизации.
Любой образованный человек сегодня согласится с тем, что учение о гармонии в философской системе Прокла не могло быть сформулировано во времена Пифагора.. Подведем краткий итог. Гегель и Кроче, с разных сторон проводят одну и ту же линию - линию: философия истории как история философии. Креатология (как и Альфред Луис Крёбер в культурологии)
добавляет роль гениев в истории. Поэтому в дальнейшем изложении в креатологии рассматриваются замечательные таланты и гении, определяющие культурные сдвиги той или иной исторической эпохи. Королев, Келдыш, Ландау, П. Капица, Сахаров -ценнейший ресурс советской эпохи, ресурс, позволивший СССР быть первыми в космической гонке и ядерной физике. Высокоинтеллектуальная система образования в СССР (бесплатное образование) позволила многим достичь уровня талантов. Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник, святитель Григорий Палама позволили взглянуть на роль Теофаний (Лучей Божества, нетварных божественных энергий) в процессе творческих достижений талантов и гениев. Несомненное достижение креатологии в том, что открыт тот факт, что История является самопроявлением Духа, ибо только силой Духа можно объяснить появление необычных открытий во всех областях человеческих знаний. Дух Истории творит философию истории, философию духа.