Креатология, философия истории, философия духа

Mar 22, 2015 15:16


Дмитрий Савченко

Креатология, философия истории, философия духа

В настоящей истории философии ничто не теряется, и теоретическая цепочка тянется к нам, чтобы включить в себя все новые звенья. Только кажется, что линии движения и прогресса появляются спонтанно, на самом деле именно критическому мышлению и философии духа, ведущим работу изнутри, мы обязаны прогрессом.
Принцип истории находится вне ее самой, ее вечный двигатель
- разум. Кроче считает, что пытаясь понять отношение философии
и истории как вожака и ведомого, нельзя укрыться от утерянного было понимания формы трансценденции, некоторого примата формы по отношению к истории, метафизических сущностей в отношении опытной реальности. Чтобы не впасть в ошибку описания духа как только метафизической сущности, нет другого противоядия, как понять зависимость философии от истории, а истории - от философии. Это точка зрения Кроче. Что касается нахождения принципа истории вне её - я полностью согласен с Кроче.
Обращу внимание и на нашу точку зрения (с позиций креатологии). Как постулировалось ранее креатология - новое универсальное научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия креативной, талантливой, гениальной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества). Другими словами с одной стороны имеется в наличии креативная личность (талант, гений), а с другой - существующие в данной исторической реальности представления и нормы, а также парадигмы. Рассматривая историю не только античной культуры, но гораздо шире -историю культуры, мы видим, что в том, что обычно называют историей, прежде всего рассматриваются личности, хотя их жизнь при этом и получает более широкое социальное освещение на культурном фоне; история культуры сознательно нацелена на то, чтобы описание культурных течений были бы как можно меньше связаны с личностями. За традиционными пристрастиями историков подспудно лежит распространенная точка зрения, согласно которой то, что оставляет след в истории, совершено людьми, и исток всех исторических событий нужно искать в личных свойствах талантов или гениев. По возможности устраняя роль личности, историко-культурный подход устраняет это подспудное убеждение, формируя возможность рассматривать социальные и культурные события и отношения сами по себе, на их собственном уровне. Анализ и интерпретация осуществляются без ссылок на личности других людей. Однако креатология разрешает это затруднение
только следующим замечанием. Культурные ценности в самом деле полнее всего выражаются гениями. Нас интересует не кто выражает, а что и как выражается, т.е. «временная, пространственная и сущностная соотнесенность каждого феномена высокоразвитой культуры с другими ее проявлениями» (29, с 14). Появление в определенное историческое время такого гения, как Пифагор, предопределило развитие всей европейской цивилизации.
Любой образованный человек сегодня согласится с тем, что учение о гармонии в философской системе Прокла не могло быть сформулировано во времена Пифагора.. Подведем краткий итог. Гегель и Кроче, с разных сторон проводят одну и ту же линию - линию: философия истории как история философии. Креатология (как и Альфред Луис Крёбер в культурологии)
добавляет роль гениев в истории. Поэтому в дальнейшем изложении в креатологии рассматриваются замечательные таланты и гении, определяющие культурные сдвиги той или иной исторической эпохи. Королев, Келдыш, Ландау, П. Капица, Сахаров -ценнейший ресурс советской эпохи, ресурс, позволивший СССР быть первыми в космической гонке и ядерной физике. Высокоинтеллектуальная система образования в СССР (бесплатное образование) позволила многим достичь уровня талантов. Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник, святитель Григорий Палама позволили взглянуть на роль Теофаний (Лучей Божества, нетварных божественных энергий) в процессе творческих достижений талантов и гениев. Несомненное достижение креатологии в том, что открыт тот факт, что История является самопроявлением Духа, ибо только силой Духа можно объяснить появление необычных открытий во всех областях человеческих знаний. Дух Истории творит философию истории, философию духа.

Previous post
Up