Про Новый год и коньки-снегурки

Dec 31, 2019 23:01

Хотел как обычно, в канун Нового года разместить какую-нибудь новогоднюю открытку с поздравлением и заглянул в старый домашний архив.
Этот архив, а точнее коллекция открыток не создавался специально. Просто родители, по счастью,  не выбрасывали ни писем, ни открыток.
Заглянул, и не удержался... решил отсканировать несколько открыток.
Итак, приступаем. Открыточка первая. Художник Г.Е. Джут, 1963 год.





Открытка вторая. Художник Д.И. Денисов, 1964 год. Забавный сюжет, не правда ли? Дед Мороз, каравай хлеба, украшенный большой снежинкой и мальчуган в костюме космонавта.
В Детском садике у меня был подобный костюм космонавта (этот костюмчик скорее всего отдали моим родителям за ненадобностью родители какого-нибудь выросшего мальчика). Я был очень горд своим костюмом, и также важно спускался будто бы из космического корабля на каком-то утреннике.



Открыточка третья. Художник Е.Д. Анискин, 1961 год. Очень стильная на мой взгляд.



Открытка четвертая. Художник Е.С. Буланова, 1960 год. Очень интересная открытка. Обратите внимание на фонари на Красной площади и автомобили. И что интересно, не видно Мавзолея В.И. Ленина.



Открытка пятая. Художник И.С. Филиппов, 1965 год. Мне часто попадались открытки этого художника к разным праздникам. Всегда он пишет вроде бы небрежно, не прорисовывая детали. Но при этом очень характерные черточки у изображенных на открытке, плюс привлекательные сюжеты. Детвора стоит глазеет на витрину, мамаша оставила коляску прямо у входа и зашла в магазин.
Сейчас это трудно представить, а тогда коляски с карапузами встречались практически у каждого магазина. Детей просто оставляли. И если кто-нибудь начинал кряхтеть, возится или плакать, то всегда находились сердобольные прохожие, которые тут же принимались покачивать коляску. Кстати, именно в такой коляске возили и меня в первый год моей жизни. Потом коляска долго лежала в дровяннике в подвале, а потом - исчезла.



Открытка шестая. Художник К. Зотов, 1963 год.  На обороте этой открыточки есть и стихи по случаю. И даже поэт обозначен - Ю. Постников. А вот и сами вирши:

Новый год, Новый год
Затевайте хоровод,
Это я Снеговичок,
На катке не новичок,
Приглашаю всех на лед,
На веселый хоровод.

Кстати, обратите внимание, Снеговичок на коньках - снегурках. У меня были такие в детстве. Их надевали на валенки, прикручивали веревочками и затягивали палочками. Так и торчали палочки на валенках.  До сих пор "снегурки" лежат где-то на антресолях в родительской квартире. К слову там же хранятся и жутко неудобные коньки - "гаги". Это уже были коньки на ботинках, а вот ботинки были неудобные и кататься было очень больно. Представьте, ботинки заканчивались под косточкой. Нога вихлялась в этих коньках - мама не горюй. К тому же они были очень холодные. Мне в наши уральские зимы хватало несколько минут, чтобы заболели и замерзли ноги. Так что большую часть времени я сидел в подтрибунке и грелся...

Мне всегда было интересно, а какой же тираж был у открыток в Советское время? Как правило, тираж не указвался. Но вот именно на этой он указан. Эта открытка была напечатана тиражом в 2 миллиона экземпляров. Интересно, сколько открыток из этого тиража дожили до наших дней?



Следующая открытка. Художник Куртенко, 1977 год. Такой лубочный взгляд на русскую зиму: избушки, засыпанные снегом, раскидистые ели, высокое звездное небо и полная луна. Инициалы художника я так и не сумел разобрать потому что они закрыты текстом.



Следующая открытка. Художник М.В. Мислина, 1960 год. Двое раскрасневшихся от мороза и катания на санках малышей неожиданно увидели снигирей и замерли, рассматривая их. Очень светлая и позитивная открыточка.
Вообще, надо сказать, что цензура на художественных карточках (еще одно название открыток) отрабатывала на "отлично" - никакой пошлости,  никакой двусмысленности, никакого подтекста. Все открыто, позитивно, тепло и по-доброму.



Художник Н.К. Кутилов, 1963 год. Для начала 60-х Дед Мороз вместе с ракетой - широко распространенный сюжет. Непонятно, то ли он прилетел, то ли просто мимо космодрома проходил. Скорее всего, прилетел. Интересно, что дедулю в те годы на открытках часто изображали в подшитых валенках.
К слову, искусством латать валенки владел и я в пионерском возрасте. Папа научил. Делалось это просто. Я накручивал на пинцет отрезки старых маминых чулок, зажигал конфорку на газовой плите, дожидался, когда отрезки чулок начинали плавиться и этой расплавленной массой склеивал основу валенка и заплатку. Таким образом можно было приклеить не только заплатку, но и целую подошву, вырезанную из старого валенка. А потом - ремонт, если где-то схалтурил и валенки промокали. А вот у дедули на пятках именно подшитые валенки.



Художник П.Н. Шульгин, 1962 года. Московский Университет, или же просто - одна из сталинских высоток Москвы, начавшие возводиться пятнадцатью годами ранее (с 1947 по 1957 годы). Тоже видна некоторая небрежность в исполнении, вероятнее всего намеренная. Потому что узнаваемость - стопроцентная.



Художник Э.В. Стрелкова, 1954 год. Сюжет тоже традиционный: Спасская башня, куранты, звезда. Но вот что интересно - на заднем плане не видно домов, словно Кремль стоит в чиистом поле. Слева видно некое стилизованное сооружение (похоже на одну из высоток Москвы) и всё.


Художник Ю.В. Кузьмин, 1963 год. Для художников начала 60-х характерен минимализм. Вот и эта открытка - отличная иллюстрация данного направления. Особенно это касается елочки.


Художники С.К. Русаков, В.И. Зарубин, 1964 год. А эта открыточка - одна из моих самых любимых. Забавный мальчуган, мечтающий вырасти и начать работать на производстве.  А пока он только примеряет рабочую рукавицу отца или старшего брата. В кармане комбинезона - штангециркуль. Спроси у современных ребят, что это за инструмент и для каких  целей служит, наверняка не ответят. На заднем плане -  какое-то монументальное сооружение химпроизводства. Позади парнишки - токарный станочек, украшенный ёлочкой.
Все какое-то позитивное, светлое,  с оптимизмом нацеленное в будущее.
И улыбка у парнишки - очень лучезарная.
На открытке внизу виден почтовый штемпель, и там можно прочитать (помимо полной даты прибытия в почтовое отделение) надпись - Свердловск 44.


На этом наш небольшой экскурс в историю почтовой новогодней открытки закончен.
Всех - с Новым 2020 годом!

Дмитрий НИКАНОРОВ

Читаем по теме:

"Дед Мороз 1962 года" http://dmytrynikanorov.livejournal.com/29135.html

"Новый 1964-й год. Мальчики-зайчики, девочки-снежинки..." http://dmytrynikanorov.livejournal.com/20595.html

"Старые Новогодние открытки" http://dmytrynikanorov.livejournal.com/29471.html

"Про Новый год и коньки-снегурки"  https://dmytrynikanorov.livejournal.com/69191.html

ретрооткрытки, ретрофото, 2019, история моей семьи

Previous post Next post
Up