Согласен от и до. Увы.
Оригинал взят у
miguel_kud в
Непричёсанные украинские мыслиПисать про украинские реалии неприятно. Но если не оставлять вехи и зарубки на пройденном пути, то потом не поймёшь уже, приближаешься ли к выходу из леса или, всё более обессилевший, ходишь по кругу. Думается, вехи должны для себя оставлять и отдельные авторы, пытающиеся анализировать действительность, и страна в целом.
В этом журнале украинская тема на фундаментальном уровне поднималась дважды.
Первый раз -
весной 2010 года, на фоне всеобщего оптимизма по поводу многообещающего сближения Украины и России, намеченного харьковской встречей Януковича и Медведева. Разобранная тогда работа
«Ельцинизм и украинский вопрос» раскрывала фундаментальные промахи русской цивилизации в нациестроительной стратегии и приходила к довольно пессимистичным выводам о последующей эволюции украинского государства в сторону всё большего отдаления от России. Последовавшее развитие событий полностью подтвердило правоту этого прогноза - и в ослаблении связи экономик РФ и Украины, и в усилении влияния националистической идеологии на Украине, и в повороте пророссийских тенденций внешней политики Украины на противоположные. Да что там утаивать, по итогам не только последних трёх лет, и даже не двадцати пяти, а целого века Россия потерпела «украинском фронте» сокрушительный крах и никак не может это осознать. Из верноподданной провинции, населённой титульным этносом с мелкими региональными отличиями (движение «Союз русского народа» было наиболее сильным в правобережной Малороссии) выросло совершенно отдельное от России государство, которое надо без конца задабривать пряниками, чтобы оно не переделало железнодорожную колею на европейскую и не вступило в НАТО. Это - крупнейшее поражение России, раз за раз сдававшей без боя ради тактических преимуществ какие-то незначительные, на первый взгляд, позиции, и в итоге оставшейся практически ни с чем. Территориально Россия вернулась в доромановские времена, а Украина ментально не так уж далека от превращения во вторую Польшу.
Второй раз украинская тема поднималась ровно год назад, в записке
«Экономические перспективы Украины в длительном беге». В ней отмечалась нерациональность как стремления Украины к интеграции в западные структуры, так и попытки сохранить равноудалённую многовекторность, так и половинчатой интеграция с Россией на правах союзного государства. Оптимальным для республики выходом было бы полное растворение в России без права сецессии, что позволило бы населению Украины иметь наиболее высокий из достижимых политический и экономический статус, а её бизнесу (в случае добровольного присоединения с оговоренными условиями) - занять достойную нишу в экономической структуре империи. К сожалению, сбылись и пессимистические опасения, высказанные во втором прогнозе: та часть местного бизнеса, которая определяюще влиет на украинскую политику в своих интересах, потянула Украину в Европу, хотя могла бы избрать другую стратегию и, в итоге, повысить свои возможности.
Теперь пришла пора подвести предварительные итоги последнего на данный момент Майдана. Многие уверены, что Майдан провалился и вся осенняя катавасия этого года обернулась геополитической победой России. Но «опыт, сын ошибок трудных» не позволяет разделить их оптимизм. В чём же дело? Попробую высказать в тезисной форме идеи, разбросанные по сотням моих комментариев. В этот раз я коснусь исключительно аспекта российско-украинских отношений, минимально привлекая внутриполитические тему и оставляя до лучших времён тему методики цветных революций и сопротивления им.
1. Смысл Майдана - изменения в обществе, а не во власти
Главной целью нынешнего Майдана не были смена власти, свержение Януковича и отставка Азарова. Главной целью была легитимация «евроинтеграционного курса» Украины и усиление культурной гегемонии украинства. Именно культурная гегемония является предпосылкой и главной составляющей для долговременного удержания власти и беспрепятственного проведения своей политики, а не формальное распределение полномочий и подчинение силовых структур в данный момент. И эта цель достигнута. Населению и миру был показан спектакль противостояния двух доминирующих точек зрения, выступавших, в глубине, за одно и то же. Одна из них состояла в том, что в Европу надо интегрироваться под руководством Партии Регионов и предварительно подоив Россию, с постепенным израсходованием и отмиранием завязанной на Россию промышленности, а другая - в том, что интегрироваться в Европу надо под руководством оппозиции, сейчас и сразу, наплевав на социальные последствия. Из представленной картинки непосредственно следует, что в стратегической цели у Украины есть национальный консенсус. Никого не интересовало, что в Одессе прошёл многотысячный марш за вступление Таможенный Союз, что даже среди собранных митинговать за Януковича жителей Юго-Востока большинство было настроено против евроинтеграции - ведь официально-то митинги были собраны в поддержку евроинтеграционного курса правительства.
В результате курс на Европу легитимизирован и никто не смеет заикнуться против. Бандеровцы в очередной раз убедились на примере безнаказанности амнистированных боевиков, что им дозволено всё, что даже будучи меньшинством, они могут навязать остальной стране любую стратегию. Русские снова убедились на примере брошенного в тюрьму одесского депутата Маркова, что за решительно пророссийские взгляды им полагаются только репрессии, и будут сидеть тише воды - ниже травы. (Напротив, известный нацистский письменник Андрухович, подписывавший письмо с характеристикой русского языка как "мови попси i блатняка",
безнаказанно выступил на митинге в русском городе Харькове.) Заведовать дружбой с Россией и представлять интересы русских на Украине, не без некоторого профита для своих членов, будет Партия Регионов.
2. Украина-как-структура против народа Украины
Следует различать Украину как территорию с населением и Украину как структуру. Первая подвластна второй. Первая не имеет собственной воли, большинство не реализует свои интересы, а вторая навязывает стране взгляды и политику. И вот, Украина как структура (государство, идеологический аппарат, система образования, творческая интеллигенция, столичный бомонд, СМИ, активная студенческая молодёжь) давно сложилась и «заточена» на то, чтобы быть «первым парнем на деревне». Этот статус и сопутствующие привилегии могут быть обеспечены в разных интеграционных структурах, при определённых условиях, возможно, - даже в экономическом объединении с Российской Федерацией. Но никак не в едином государстве со столицей в Москве, в лоне которого вновь сплавляется единый русский народ с общей идентичностью.
Наиболее надёжные гарантии для Украины-как-структуры даёт устройство европейской шавкой в статусе Польши, отсюда и ориентация структуры скорее на евроинтеграцию, чем на интеграционные объединения с участием России. Эта Украина - та самая, которая «лишь-бы-не-российская» структура, - приобрела исключительную устойчивость; она же в среднесрочном и долгосрочном плане переборет любые попытки отдельных правителей перенаправить её в сторону России. Нацеленность структуры на Европу так сильна, что никакой президент не в состоянии развернуть эту лавину против сил гравитации. Избери украинским президентом самого Путина, и он потянул бы Украину в Евросоюз и НАТО. Независимо от личных качеств Януковича и его решений, конечный результат его политики будет «прочь от Москвы».
Структура эта сплетена тесными связями. Например, принято считать, что Украина управляется олигархами в их интересах. Но при этом не упоминается, что понимание олигархами собственных стратегических интересов и способы участия в госуправлении не являются результатом надёжного расчёта и понимания действительности. Они, скорее, навязаны присными олигархов и киевскими политологами, которые, в свою очередь, воспитаны националистической интеллигенцией и прозападными СМИ. Мотивация и способ мышления последних имеют давнюю предысторию, задавшую устойчивую антироссийскую индоктринацию, и подпитываются новыми поколениями студентов и выпускников, ими же и выращенными, подпитывается благодарной реакцией «простого народа», ими же сотворённого. В свою очередь, олигархи, наряду с западными фондами, принимают участие в финансировании СМИ, развитии гуманитарного образования и регулировании киевской политологии, но управляют ими через своих присных, тоже видящих проблему в заранее заданном ракурсе. Зависящий от олигархов госаппарат привечает и подпитывает зарплатами националистическую интеллигенцию, которая косвенно (см. выше) формирует госаппарат и задаёт мышление олигархов. Скажем, с денежной точки зрения многим украинским олигархам было бы выгоднее стать российскими олигархами, оговорив почётные условия вхождения в Россию, но общий настрой и нелепые предубеждения не позволяют думать, что на Востоке их ждёт что-то, кроме судьбы Ходорковского.
В общем, украинский «истеблишмент» давно сплёлся в тугой клубок, не поддающийся изменению с помощью выборной смены власти, переубеждения рациональными аргументами, интеграции экономик. Даже смена линии олигархов либо переход к неолигархическому режиму центральноевропейского типа не сможет переломить общий вектор. Ведь, за исключением краткосрочных пертурбаций, ментальная, консциентальная власть националистической интеллигенции, прекрасно обходящейся без экономики и производства на Украине, а также способной обходиться без олигархов, куда сильнее экономической власти олигархов.
Вся эта нацеленность и взаимосвязанность ещё раз проявились и в результате второго Майдана: «европейский курс» Украины подтверждён на самых высоких уровнях. России бессмысленно с ней примиряться и пытаться найти компромисс, основанный на сохранении украинской государственности.
Собственно, этим и объясняется тот вялый характер противостояния Майдану, который показали Янукович и его партия. Сбор по разнарядке понурых бюджетников на вялые митинги «за евроинтеграционный курс Януковича» - необходимое следствие полного отсутствия у Партии Регионов альтернативных смыслов, которые можно было противопоставить простому, как пень, обещанию рая от приближения к Европе. Роль регионалов в нынешней украинской политсистеме - возглавлять и сдавать любое ориентированное на Россию шевеление, попутно используя его для повышения своих акций в политическом торге. Население Юго-Востока это поняло и Януковича активно не поддержало.
3. Задачи России
В свете сказанного, единственно разумной целью для России с точки зрения интересов и русских РФ, и жителей Украины является поочерёдное включение в свою империю разных, «созревающих» для этого регионов Украины (начиная с Юго-Востока) на равных правах с другими федеративными единицами и последовательная политика восстановления общерусской идентичности и демонтажа Украины-как-структуры. Это позволило бы укрепить русскую цивилизацию, сделать её более устойчивой, перейти к развитию всей империи ради реальных внутренних целей, а не стремления насолить России.
Однако с каждым годом выполнение этой задачи будет всё сложнее. Как справедливо
заметил один комментатор, «чем дольше существует Украина (в каком угодно статусе - хоть в виде члена Таможенного Союза, хоть в виде республики СССР) - тем ближе жители Крыма, Новороссии и Левобережья будут к этнокультурному идеалу украинца, а это - галичанин». Ещё десяток лет продолжения нынешней компромиссной политики России - и нациестроительство на территории Украины завершится: Россия получит на юго-западной окраине ещё одну Польшу, всенародно озабоченную не столько внутренним развитием, сколько задачей «насолить» России, и в моменты исторических переломов пользующуюся слабостью России, чтобы всадить ей нож в спину.
При этом большая ошибка представлять это так, будто речь идёт о каком-то там осознанном выборе населения Украины. На самом деле, при всех поворотах его не спрашивали. Население сначала насильственно украинизировали при большевиках, потом терроризировали сказками о специально устроенном русскими против украинцев голодоморе, маргинализуя альтернативные точки зрения. Референдумы и выборы проходили после свершившихся революционных поворотов и по итогам беспрепятственной пропаганды победителя, разворачившего истерию вокруг новой параноидальной идеи. Совершенно естественно, что основная часть людей, особенно выросшая на националистической пропаганде молодёжь, подстраивается под общую тенденцию. Так людям комфортнее жить, компенсируя превратности невесёлого существования. Создай подобные условия в любом регионе оставшейся России - и там всё кончится созданием новых украинцев. Значит, речь не идёт вообще о каком-то имманентном свойстве местного населения, но только лишь о том, что российское государство необоснованно отступило со своей земли и не проявляет волю к её возвращению. Народ же, точнее, структурированное общество остающейся России не имеет воли давить на государство, чтобы оно упорно занималось вопросами единства.
В свою очередь, «созревание» территорий к воссоединению с Россией не может быть спонтанным, а население Украины не может самостоятельно сформировать и выразить свою волю, ибо находится под диктатом Украины-как-структуры и патронирующего её Запада. Шансов на самоорганизацию движения за воссоединение Руси почти так же мало, как было шансов на спонтанное движение за независимость Украины в 80-х. Тогда пришлось подключать к теме КГБ, Кравчука и Запад. Сейчас не обойтись без активной организующей роли госструктур и общественных движений РФ.
Следовательно, любое движение за воссоединение на подконтрольных Украине-как-структуре территориях надо организовать. Инструментов для этого существует немало. Это и переход самой России и её народа к идеологии воссоединения, а также пропаганда этой идеи с вытравливанием и остракизмом предателей. Это и система финансовой поддержки русского гражданского общества на Украине. Это и полный соцпакет для лидеров и героев русского движения. То есть, достаточно высокая оплата и почёт, раскручиваемые российскими СМИ, плюс активность российских спецслужб по спасению лидера из неприятных ситуаций плюс гарантии семье в случае падения жертвой украинской репрессивной машины либо неизвестных террористов. Это и налаживание прямых контактов с местными властями и силовыми структурами Украины, с украинскими журналистами и СМИ, с интеллигенцией и вузами. Задача России - создать на Украине альтернативную структуру, нацеленную, в отличие от существующей, на вхождение в Россию.
Вместо того, чтобы выделять десятки миллиардов долларов в год на поддержку украинской экономики, России следует заняться формированием на Украине альтернативной структуры. Как формирует под себя Украину-как-структуру Запад. На это уйдёт в десятки раз меньше денег, а польза будет вполне ощутимой. Одна только последняя скидка на газ даёт Украине более ста долларов на душу официально проживающего населения, то есть, за потерянные на этом деньги можно было бы дать одному проценту населения Украины работу политических активистов с высокой по местным меркам средней зарплатой до тысячи долларов в месяц. (Подробнее о необходимости организовать русское движение извне я распространялся в
этой и
этой ветках.)
Что же до местной промышленности, то, чем продлевать агонию экономики, лучше бы Россия организованно эвакуировала с Украины специалистов и работяг, помогла бы им с арендой жилья на своей территории, чтобы развить соответствующие отрасли в самой РФ. Потом, пользуясь отсутствием культурного барьера, восстановить промышленность на новых территориях, было бы просто и быстро, хотя бы как это происходило после войны. А для создания на территории Украины альтернативной структуры хватит и остающегося населения, не связанного с производственным сектором. Движению Ковпака не нужны были ни "Арсенал", ни ХТЗ, ни Днепрогэс.
4. Неизбывные «грабли» московской встречи
К сожалению, вместо того, чтобы перейти к эндшпилю, российское правительство в очередной раз выбрало вариант отложенного решения. Януковичу дан необходимый минимум денег, чтобы не обанкротиться до выборов, и обещано загрузить промышленные предприятия российскими заказами. Опять выбран курс на экономическую интеграцию в надежде, что объективные интересы экономики возьмут верх над националистическими заблуждениями.
Казалось бы, принятое в России решение весьма мудро. Способ финансирования Украины, избранный Россией, будет способствовать дальнейшему загниванию республики и деградации технологического уровня на фоне развития остальных - разве что, временно вырастет загрузка уже существующих предприятий, производящих что-то по старым технологиями. Пятнадцать миллиардов для покрытия бюджетного дефицита и дешёвый газ - примерно то, что нужно для выравнивания дисбаланса во внешней торговле на 2014 год, если ситуация не ухудшится из-за саботажа западных областей. Уже сейчас ясно, что деньги из раздутого бюджета пойдут на популистские подачки и дальнейшее обогащение приближённых к политике персон. Дешёвый газ закрепит ресурсозатратный характер промышленности, выпускающей устаревшую химическую продукцию и подешевевший на мировом рынке металл, но не позволит за год модернизировать отрасли. По итогам ближайших полутора лет внешний долг Украины вырастет, а состояние экономики останется на том же месте, что и сейчас, если не хуже. Если только не улучшится мировая конъюнктура на украинские товары, то, случись в Киеве новый переворот, Россия сможет давить Украину экономически через два года ещё болезненней, чем сейчас. В этом, безусловно, проявился талант Путина и понимание им украинских экономических реалий.
Однако опыт точно такого же финансирования Украины в предыдущие годы и точно таких же попыток переубеждения через экономическую интеграцию подсказывает, что стратегического курса Украины это не изменит. Не позволит Украина-как-структура. Объективные экономические потребности Украины не едины в разных частях и не столь очевидны всем, чтобы преодолеть идеологические заблуждения и субъективные интересы подавляющего большинства участников Украины-как-структуры. Пройдут год-полтора, и все увидят, что всё вернулось на круги своя. Артисты балагана украинской политики с удовольствием оприходуют российские миллиарды и отправятся зарабатывать на панель в Брюсселе и Вашингтоне.
Ну да, наверное, новый виток евроинтеграции пойдёт после этого более медленно и без унизительных условий, означающих мгновенную смерть украинской промышленности. Украине разрешат и дальше доить Россию, не будут заставлять переделывать железнодорожную колею на европейскую. А потом, по мере роста экономики, ориентированные на Россию виды деятельности будут занимать всё меньшую долю народного хозяйства, а затем станут и вовсе несущественны. Вопреки первоначальным пожеланиям Европы и Запада, будет выбран «мягкий» характер дальнейшего развода с Россией, как это было при образовании СНГ. Но для «той стороны» мягкий характер развода - не беда. Только чем он лучше для России?
Сводить воссоединение к экономике и рациональному выбору - тяжелейшая ошибка российского правительства. В идейном плане перспективы воссоединения в ближайшем будущем только ухудшатся. Что помешает украинскому государству и дальше выращивать украинцев на замену уходящим поколениям русских, помнящих реалии единства? Играющим на разных флангах украинского политического поля, но в конце концов одинаково проукраинским Табачнику и Фарион даны ещё полтора года на выращивание антирусских украинцев. И Россия будет оплачивать этот курс, включая прежние русофобские программы в школах и вузах, подведомственных «русофилу» Табачнику.
Потеря полутора лет, за которые продвинется идеологическая украинизация - куда серьёзнее, чем экономическая составляющая. Уже в этом году неприятие Майдана на Юго-Востоке было в десятки раз слабее, чем в 2004-м. За девять лет дальнейшая украинизация дала свои плоды, а её противники, завидев повсеместное предательство, попрятались в подполье. Ещё в 2004 году России достаточно было просто надавить на региональные элиты Юго-Востока и выделить деньги на подкуп, чтобы прирасти русскую землю. Оставшаяся часть бывшей УССР прошла бы за эти годы ту же эволюцию, что и большая Украина, только теперь пришёл бы черёд второй сецессии. А сейчас уже не было такого простого варианта - надо было готовиться все три последних года. Ещё сложнее подготовить нужный исход следующего противостояния. Начинать надо уже сегодня, только вот российское правительство сосредоточилось на помощи украинским заводам и киевскому режиму.
Идеологическое поражение, дальнейшее укрепление нерусской идентичности неизбежно перевесит тактические успехи Путина в привязке украинской экономики и приведёт российско-украинские отношения к худшему положению, чем наблюдается сейчас. Мы видим явную недооценку Кремлём идеологических аспектов. В чём же тут дело?
Возможно, в гуманитарной неподготовленности, если не сказать, культурной ущербности российской элиты и задающей её дискурс активной части населения. Как можно не видеть, что нельзя полагаться только на экономику? У западенцев и гуманитарной интеллигенции Украины вообще нет серьёзных производств торгуемого сектора, а всю Украину на поводу держат!
Второй фактор - неистребимое наследие «ленинской национальной политики», химера союза с единой дружественной Украиной, населённой братским, но отдельным народом, вместо задачи воссоединения собственно русских земель по мере осознания ими своей русскости.
Третий фактор - стремление «быть хорошим со всеми» и «помогать в любых обстоятельствах», хотя долгосрочного авторитета это может не прибавить даже среди реципиентов помощи.
Оптимисты, обрадованные московскими договорённостями, приводят обычно два аргумента. Первый - будто бы неизбежность реинтеграции России и Украины, которая-де наступит в результате продолжения экономического сотрудничества. Чего тут больше - неучёта упомянутых выше ментальных факторов отдаления или исторического фатализма (концепции о будто бы предопределённости исторических событий «объективными обстоятельствами», которым не в силах помешать воля действующих лиц)? Второй аргумент, чисто конспирологический, - предположения о секретных дополнительных договорённостях, якобы достигнутых Путиным и Януковичем, которые подразумевают постоянный контроль России за поведением Януковича и судьбой израсходованных средств. Беда тут не в том, что существование секретных договоров (если не считать таковыми расплывчатые устные обещания) не подкрепляется ни единым фактом. Беда в том, что гипотеза операется на в корне ошибочное представление о возможности скрывать долгосрочную стратегию при проведении политики на уровне крупного государства. Решительно все внешние проявления политики Кремля указывают на то, что его реальная стратегия реинтеграции отвечает официально объявленной линии - добросовестного сотрудничества в разных сферах, которое, "по идее", рано или поздно само собой приведёт к нужному результату в силу объективных законов истории. Без малейшего вмешательства во внутренние дела Украины, несмотря даже на повсеместное вмешательство Запада. Никаких тайных операций на Украине, никакой политики через голову украинского руководства Кремль не проводит и проводить не собирается.
Так или иначе, если говорить не о мотивах, а о фактических результатах, то очередная выходка Путина не может трактоваться иначе, как гнусное предательство русских на Украине и коренных интересов русской цивилизации. Не получив от киевского режима минимальных гарантий прекращения русофобской политики и разворота к России, даже, напротив, на фоне продолжающихся клятв киевского режима в верности «евроинтеграционному курсу», Кремль подпитал правление Януковича новыми десятками миллиардов долларов. Если только правительство Януковича не наделает глупостей, оно сможет, не ссорясь с Россией и сохраняя за собой российские заказы для промышленности и низкие цены на газ, в самом ближайшем будущем выторговать себе более выгодные условия ассоциации с ЕС и продолжить ликвидацию русскости на Украине.
5. Что день грядущий нам готовит
Сама причина временного затишья в Киеве - весть о привезённых миллиардах - предельно точно характеризует сущность украинского политического балагана. Разве миллиарды снимают цивилизационное противостояние и фундаментальные вопросы? Стратегически всё осталось на своих местах, и через какое-то время российские политологи снова будут недоумевать, почему же Украина уходит от России при всей доброте последней.
К сожалению, у меня нет уверенности, что к тому времени российская элита выработает понимание происходящего и перестанет следовать «ленинской национальной политике». Уж на что правильная риторика была поначалу выбрана Кремлём во время последнего кризиса, уж на что часты были на этот раз адекватные голоса в российском экспертном сообществе (например,
здесь), кончилось всё выделением новых российских миллиардов на то, что представляется сохранением статус-кво, а реально является укреплением украинства. Как и во всех предыдущих случаях, оказалось, что Кремль - лающая, но не кусающая собака, что он не умеет бить врага на уничтожение, но только наставляет и помогает ему укрепиться. Нет никаких причин думать, что ведующим мотивом российской власти и в следующий раз, и потом не станет бюрократическое малодушие и готовность задобрить врага из опасения, «как бы чего не вышло». Чувство безысходности - ведущее впечатление от каждого нового обострения украинской ситуации, преодолеваемого Россией ради дальнейшего движения в никуда.
Были ли шансы на уход с наезженной колеи на этот раз? Видимо, да. Если бы Украина подписала договор об Ассоциации с Евросоюзом, российским властям пришлось бы выполнить обещание о введении санкций и начать пропагандистскую кампанию, чтобы объяснить свои действия хотя бы собственному населению. Эта кампания, стремясь к внутренней непротиворечивости, выдвинула бы на первый план специалистов, разъясняющих суть проекта Ukraïna и проблему разъединённого русского народа. Со временем уже само российское общество не позволило бы правительству уклониться от стратегического курса на присоединение к России территорий УССР. К сожалению, Кремль «соскочил» с темы воссоединения русского народа до того, как развитие идеи приобрело необратимый характер.
Когда открытый кризис на Украине разразится в следующий раз, альтернатива будет стоять точно так же, как и сейчас. Либо организация русского движения на Украине, санкции против украинской государственности и экономики, активная политика по воссоединению с готовыми на то частями русского народа, либо очередное «умиротворение агрессора».
Какой путь будет выбран Россией, покажет будущее.