Dec 29, 2007 22:09
Возвращение Ивара
Насколько Ивар помнил своё детство, он всегда плыл. Родители даже иногда называли его Сыном Реки. Да и сами они ничего, кроме Реки, не знали и не помнили. Бабушка незадолго до смерти рассказывала, что все люди испокон веков либо плыли вниз по течению, либо погибали. И у Ивара не было причин не верить ей. Ещё она говорила, что рано или поздно воды Реки принесут людей в Прекрасную Тихую Лагуну, где всем будет хорошо и спокойно. Было не очень ясно, чем именно там будет хорошо, и с какой стати там будет спокойно, но Ивар почему то верил, что именно так всё и будет. Наверное, он просто очень любил бабушку.
Вообще-то Ивару нравилось плыть. Его семья всегда использовала плот, хотя многие сплавлялись на брёвнах или просто ложились на волны Реки. Ивар любил Реку, он любил купаться в её нежной воде, ему нравилось, сидя на плоту, любоваться играми речных птиц, слушать пение лягушек, играться с раками, которых они ловили вместе с отцом. Но главное, что он любил в Реке - в ней всегда что-то происходило. Каждый день Река приносила новые впечатления, интересные встречи, новые прекрасные пейзажи. Обычно новые впечатления были радостными, иногда - горькими, но только однажды у Ивара появилась причина возненавидеть Реку.
Это случилось, когда Ивару было 14 лет. Река, по которой они плыли, время от времени раздваивалась. Никто никогда не управлял плотом, да никто и не знал, как и зачем это делать. Плот всегда сам выбирал, куда ему плыть, и в этот раз их занесло налево. Через несколько дней пути они увидели впереди огромный водопад. Ничего изменить уже было нельзя. Мать помолилась за всех, отец сказал Ивару: «Плыви к берегу» - и уверенно сбросил его с плота. Ивар очень хорошо плавал и несмотря на сильное течение, смог выбраться на берег. Когда он пришёл в себя и понял, что произошло, страх и тревога надолго вошли в сердце его.
Всё изменилось в жизни Ивара. Он впервые узнал одиночество, он впервые не имел плота, он впервые боялся воды. Но больше всего Ивара пугало то, что он не знал, зачем ему дальше плыть по Реке. Он больше не верил в Реку, не верил, что она ведёт в Прекрасную Тихую Лагуну. Он больше не верил своей бабушке.
И Ивар пошёл прочь от Реки. Родители всегда запрещали ему отходить от берега, они говорили, что вдали от Реки не может существовать ничего живого. Но теперь Ивар не верил и родителям. Да и что оставалось делать ему, если один только вид Реки вызывал в нём невыносимую боль и отчаяние. Может быть, вдали от Реки действительно нет жизни, но ведь и в Реке её нет, - думал Ивар и уходил всё дальше и дальше.
Путь Ивара был таким долгим, что он потерял счёт времени. Он уже не знал, когда ему праздновать день рождения и сколько ему исполнилось лет. Он побывал в безлюдных пустынях, обходил горы, пересекал степи и равнины. Его семья действительно ошиблась, вдали от Реки была жизнь, и эта жизнь была бесконечна в своём богатстве и разнообразии.
Но главное - вдали от Реки были люди. Поначалу Ивар удивлялся их твёрдой походке, но со временем он сам стал прочно стоять на земле и ничем не отличался от них. Иногда он сходился с каким-нибудь путником и они вместе делили тяготы путешествия, пока какая-нибудь причина не разлучала их. Он тяжело переживал эти расставания, но череда разлук успокоила его сердце. Он решил, что так устроен этот мир, и так устроены эти Люди Земли. Вечно бродят они в поисках чего-то. Никогда не знают, куда им идти, но всегда точно знают, какой именно дорогой это надо делать.
Но не они, не Люди Земли больше всего удивляли Ивара в его Великом Исходе. Больше всего его удивляла вода. Раньше он знал только две разновидности воды - речную и дождевую. Теперь он знал их намного больше. Куда бы он не шёл, он везде встречал воду. Тысячи рек, озёр, ручейков, болот, прудов, канавок преграждали ему дорогу. Вода неизменно оживляла в нём грустные воспоминания и он по возможности избегал её. Многие из его спутников поступали так же. Но были и другие, которые, напротив, с криками радости бросались в первую попавшуюся им воду и Ивар редко видел, чтобы кто-то из них живым всплывал на поверхность.
Но одна из встреч с водой навсегда перевернула жизнь Ивара. Это случилось, когда он увидел Большую Воду. Бесконечность Большой Воды была столь величественной, что Ивар долго не мог оторваться от неё. Много дней просидел он на берегу, пытаясь увидеть, где заканчивается Большая Вода, пока однажды твердь не появилась на горизонте. Сначала это была всего лишь едва различимая точка, которая постепенно выросла в небольшое пятно. Когда пятно ещё подросло, оно стало похожим на дома, которые иногда странные люди строят на земле. Позже Ивар узнал, что жители плавающих домов называют их кораблями.
Когда корабль причалил к берегу, Ивар тут же устремился к нему. Ему непременно нужно было узнать, не видели ли жители плавающего дома Прекрасную Тихую Лагуну. Жителей было всего двое - старик и старуха. Женщина умирала и старик прощался с ней. Через 40 дней после похорон старик сам прервал молчание. Они говорили очень долго и многие из сказанных в ту ночь слов взволновали бывалого бродягу Ивара.
- Я видел тысячи Прекрасных Тихих Лагун - сказал тогда старик, - и вряд ли я видел хотя бы тысячную часть из них.
- Как? - удивился Ивар, - И ты не остался не в одной из них?
- Пойми меня правильно, Ивар. Это высшее счастье - отдыхать в Лагуне после долгого утомительного плавания. Но длительный отдых в Лагуне не менее утомителен. Все рано или поздно покидают её. Я видел людей, которые топились оттого, что продали свои корабли и не могли покинуть Лагуну.
- Но разве вы сами решаете куда и как вам плыть? Разве не течения и ветра несут плавающий дом, куда попало. Разве им можно управлять?
- Искусство плыть против течения и против ветра - это непростое искусство, но им можно овладеть, Ивар.
Старик жестом позвал его за собой и они вместе полезли на смотровую мачту.
- Видишь - говорил он, показывая рукой налево, - там, на северо-западе множество рифов и мелей, но если их обойти, там можно найти богатые золотом берега. А там, на северо-востоке, бушуют постоянные шторма, но если их пережить, тебе гарантирован прекрасный улов. Есть бесконечно много морских дорог, Ивар, и на каждой свои трудности и награды. Надо только выбрать одну из них и быть к ней готовым. Я дам тебе чертежи, ты сам построишь свой корабль и приведёшь туда свою женщину.
- А причём здесь женщина? - искренне удивился Ивар.
- В серьёзное плавание нельзя отправляться без женщины - это очень плохая примета. Мало кому удавалось без женщины выжить в сильный шторм или выбраться из водоворота.
- Я и не собираюсь никуда плыть. Вода слишком ненадёжна для меня, я люблю твёрдо стоять на земле. Я много бродил по земле и понял, что вода - это всего лишь преграда, которую надо преодолеть на пути от одной земли до другой.
- Ты рассуждаешь, как Человек Земли, Ивар. Но я вижу, что ты сын Реки, и я скажу тебе правду. Земля - это всего лишь мост от одной воды до другой. Такой человек как ты, долго не может дышать пыльным воздухом. Твои лёгкие, Ивар, скованны, тебе не хватает кислорода, твоё сердце бьётся вяло и неуверенно. Тебе нужны твоя Река, твой корабль и твоя женщина.
- Но я видел многих людей, которые бросались в воду, и я никогда их больше не видел. Вода погубила их.
- Даже если это и так, такая смерть - не самое худшее, что может случиться с человеком. Но не всякий, кто сразу не всплыл на поверхность, обязательно умирает. Я знаю много искусных ныряльщиков, которые с удовольствием могут подолгу плавать на глубине. Смертельно опасно прыгать только в болото. Ныряй в чистую воду, Ивар, и ты всегда сможешь, если захочешь, выйти из неё.
На следующее утро Ивар впервые за долгие годы знал, куда ему надо идти и что делать. Он быстро нашёл свою родную Реку и по чертежам старика построил корабль. Закончив работу, он забрался на смотровую мачту и увидел свою реку на тысячи миль вперёд, увидел все её повороты, мели, водопады и берега. Он мог выбирать и это чувство свободы наполнило его сердце радостью. Он вспомнил своё детство и вдруг давно забытое желание захлестнуло его. Он захотел искупаться в Реке. Он почувствовал, что примирился с Рекой, которая разлучила его с семьёй. Он понял, что не Река убила его родных, что она не так опасна и жестока для тех, кто плывёт в ней не по течению, а сам прокладывает в её русле посильный для себя маршрут. Ивар смотрел на родную воду и с наслаждением предвкушал, как он бросится в её объятья. Ивар приготовился нырять.
я рефлексирую,
я про-заик