1. Перевал между Туранской и Кызыльской долиной
Ох, что-то насоревновался на прошедших майских, до сих пор не отойду. Соревнования получились для меня интересными, драйвовыми и с борьбой до самого конца заключительного таска.
Задачу себе ставил несколько по другому, чем в прошлом году. Хотелось все же не просто находиться в воздухе максимальное количество времени, а стараться соблюдать грань между надежностью и обоснованным риском (речь не про безопасность), пытаться найти максимально эффективную стратегию полетов для достижения финиша. Дело в том, что ветра иногда были такими, что просто стараться сохранять высоту было не просто неэффективно, но и могло удалять от столь заветного гола.
Погода в этот раз хоть и была половину дней, что не так уж плохо даже для БироНепалов, но не радовала высокой базой. Моя статистика говорит о том, что до гола можно было долететь лишь несколько раз выжив практически с нулевой высоты. Наверняка и у других пилотов, осиливших весь маршрут, было много аналогичных ситуаций.
В этот раз настолько был увлечен соревновательной частью, что в некоторых полетах не сделал ни единой фотки - некогда было. По прямой без акселератора не летал, правда и полным почти не пользовался.
2. На первые соревнования (кубок Турана) выпал всего один летный день. Первую точку упражнения я тогда перепутал и полетел строго на Шивилиг, а она была правей и в горах. Многие потом рассказывали, что долетели до этого ППМ без поблем, а я первые 2 или 3 перехода потратил только на то, чтобы вернуться на старт после сноса в наборе. Очень долго летел и почти сел на первой трети этого участка в одиночестве. Но далее нашел неуверенный подъем, который потом разошелся до хорошего и с приемлемой высоты брал точку в горах около Шивилига. Подходил к горкам опять низко, видел как пытается выжить Саша Исаев в довольно стремном месте из которого уже было не вылететь в долину. Видел, как он сел на склон примерно в тот же момент, когда меня столь вовремя подхватил хороший поток.
3. Тут мы уже были группой, что вселяло уверенность. Помню рядом Аню Казакову, Олю Орлову, Васю Журавлева, Чеснокова Саню.
4. Далее не сильно торопился, так как впереди еще было основное расстояние и хотелось его ЛЕТЕТЬ :)
5. Вид в сторону Шивилига
6. В сторону Енисея. Слева в углу населенный пункт Билелиг. Садился там позапрошлым летом, помню коровы очень заинтересовались парапланом :) В 2013 году был классный таск через Шивилиг с возвратом вокруг озера. Живописненько было!
7.
8. Находясь в небольшом плюсе наблюдал как народ камнем уходит вниз в переходе обратно на Туран
9. Подъем закончился и мы тоже пошли вперед. Эта фотка примерно над перекрестком Кызыльской трассы и дороги на Аржан. Следующий за лидерским паровоз стремится до ППМа перед Аржаном (лидерского паровоза на сколько я понял и не было, лидеры летели отдельно). В сильном сливе мы растеряли всю высоту и очередной раз на грани фола с Андреем Беляниным открутились с нуля.
10. Андрей Белянин на фоне соленого озера.
11. На подлете к Аржану уже было понятно, что до наступления дедлайна по времени мы не успеем на финиш.
12. Из-за сложной и долгой первой части до Шивилига и многократных выживаний мы потеряли слишком много времени. Наша группа бросила набор примерно за 10 минут до дедлайна и на полном акселераторе помчалась на финальный глайд, чтобы выиграть хоть какое-то расстояние.
13. Белые озера (Викимапия их так называет)
14. Так получилось, что часть этого скоростного участка мы шли либо без потери высоты, либо даже с небольшим набором. За пол минуты до закрытия финиша я встретил не самый слабый поток и решил в нем остаться, т.к. кардинально что-то изменить уже было нельзя.
15.
16. Было обидно, что без видимых причин судья обрезает время, несмотря на то, что погода еще есть и в воздухе находится целая группа спортсменов, а не один случайно зацепившийся за крайний вечерний выдох. С другой стороны перед началом соревнований не было объявлено о штрафах за нахождение в воздухе после дедлайна, поэтому я просто продолжил свой полет и с запасом прилетел на гол, пусть и зачли мне не весь трек. Штрафа не случилось, поэтому мне стало почти неважно, что не долетел до гола во время. Правда если была бы заруба по поводу очков, то получается мне было бы выгодней раньше сорваться с набора и к дедлайну успеть всю высоту разменять на расстояние.
17. Уже родной Тураник на фоне белков. Охренительно красиво и напоминает Курай =]
18. Кызыльская трасса. По правой стороне Уюк, по левой и дальше Сушь.
19. Гора Буйвол - наш основной старт на 3 направления ветра из четырех.
20.
21. Гора со стартом на четвертое направление. Забыл название.
22. Палаточный лагерь парапланеристов пестрит палатками.
23. Около Буйвола до сих пор кто-то летает.
24. Иван Кравцов вообще забыл про время радостный финиширует :)
25. Провели фотосессию, погода позволяла висеть еще долго.
26.
27.
28.
Меж праздников был один день с летной погодой. Впервые наконец-то перелетел притягивающую меня как магнит Сушь и перевал перед Кызылом.
29. Летал с опаской, т.к. много где были осадки. Но раз ратующие за безопасность пилоты были в воздухе, значит и мне можно :)
30. Паша Макаров и Дима Журавлев на фоне снежной завесы
31.
32.
33. В правом верхнем углу замаячил перевал
34.
35.
36. Впервые подлетал к нему слева, а не справа. Тайгец под собой напрягала, но грела мысль, что никогда не поздно вылететь влево в долину. Примерно в это время верховая облачность отступила и на земле появились яркие контрасты
37.
38. Прямо над перевалом
39. Вид назад
40. Дорога в перевал со стороны Турана
41. Справа Енисей!
42.
43. Несколько человек по близости приняли решение лететь по ветру на другую сторону перевала без запаса высоты.
44.
45. С одной стороны - ничего криминального, с другой - там довольно мозгляво (из-за чего турбулентненько), плюс падаешь в глобальную зону слива и вероятность посадки довольно велика.
46.
47. Перевал с обратной стороны. Мы с Аней Казаковой сели в 30 метрах друг от друга. Мне показалось, что она перестала бороться и пошла на посадку и решил поступить так же. На земле она рассказала, что перестала бороться, потому что сел я. Капец короче :) Но несколько человек сумели открутиться и слетать до Кызыла даже немного с возвратом.
Кубок центра Азии начался с отмененного таска - со спины пришел снежный шквал. Правда через час мы уже стартовали с ретранслятора и попикали пол часика чтобы второй раз за день спастись от следующего шквала.
48. Снежный шквал с космами до земли
49.
50.
51. Очень интересный, долгий (был в воздухе 4:40) и самый длинный таск (свободный треугольник более 70 км) за этот выезд случился на следующий день. Тут уже реально некогда было фотать, был полностью посвящен спортивной задаче. Эта фотка уже после взятия ППМа за Аржаном. Впервые здесь летал.
52. Горелые окрестности речки Уюк
53. Думал лететь вдоль дороги, но встречный ветер был силен, минус большой, а высоты мало.
54. Решил уйти влево от курса к горкам с боковым ветром, показалось, что так шансов больше, чем лететь под потоком против ветра без высоты. Оказалось, что не прогадал. Пришел на правую дальнюю на картинке часть отрожка чуть выше рельефа. Там уже по самым низам ожесточенно боролся за высоту Виталя Шендрик на своем Варио. Было видно, что некоторые развороты Виталя делает с хорошим креном, значит пузыри у земли резвые и это давало надежду. И действительно удалось взять хороший поток и открутиться где-то до 2700.
56. Обратный отрезок до Турана на высоте против ветра летелся чуть проще, я старался держать курс строго на цель. Около перекрестка дорог казалось, что дело в шляпе. У меня в приборе есть поле, отображающее расчетную высоту прибытия на гол. С определенного момента это число сменило отрицательный знак на положительный, но т.к. подъем был уверенный, а соперников рядом не наблюдалось, решил все же набрать небольшой запас. И тут начался снос, который снова превратил мой долет в недолет :) Крутить смысла больше не было и я просто пошел пробиваться вперед. С одной стороны было тоскливо от того, что в забросах скорость могла падать до 3-7 км/ч, с другой - в этих забросах я не терял высоту. В результате на гол прилетел с хорошим запасом. Повезло, что перед Тураном был подъем, а не слив. Сел у двух лидеров сегодняшнего дня, почти традиционно замкнув список финишеров.
Четвертый таск вообще не снимал. Погода выглядела бомбой, таск короткий и почти весь по ветру, т.к. еще награждение и поездка домой. Народ стартовал рано и не в фазу. КАК МЫ ВЫЖИВАЛИ! Рубилово не на жизнь а на смерть! :) Выживали сразу после старта, выживали прямо над Тураном, выживали на горах и полях за Тураном. Такая тягомотина! Весь полет без высоты на кончиках нервов, но впервые целая пачка пилотов на финише. Сегодня удачно рискнули Дима Журавлев, Леша Макаров и конечно же Игорь Гордеев, прилетев на финиш с большим отрывом. Благодаря Игорю мы взяли первое место в командном зачете, облетев хакасскую команду.
Не смотря на унылую погоду в первую половину выезда удалось много полетать и даже устать. Гоняться интересно из-за оппонентов, из-за высокой эффективности (средней скорости движения по маршруту), но мой внутренний воздушный турист скучает. Классный новый соревновательный опыт, который я теперь безусловно буду применять в обычных кросс-кантри полетах, которые по прежнему вызывают у меня больше интереса, чем спортивные гонки.
Про полеты, кажется, все =]
Вот один кусочек с "видеорегистратора" в тот момент четвертого таска, когда паровоз уже выжил, оседлав несильный, но уверенный подъем. Такая массовая карусель:
Click to view
Оформлено с помощью «
Обрамлятора»