Ту-154. WIP. Часть 4. Прочерчивание расшивки и клёпки.

Jul 10, 2017 20:05

Прорисовывать и перерисовывать чертёж такого большого самолёта, как Ту-154, наверное, можно вечно.)) Однако, для первоначально поставленной задачи точного боковика, полученного на данный момент материала вполне достаточно. Так что, в её решении надо бы и двигаться дальше, оставив на второй этап выполнение собственно чертежей самолёта. Однако, всё же, для получения целостной картины процесса рисования, надо и зафиксировать проведённую работу по вычерчиванию.

(4000x1000)



Первоначально полученный чертёж каркаса фюзеляжа (см. Ту-154. WIP. Часть 1. Каркас.) преобразуется в линии раскроя и заклёпочные швы.

(2000x500)



Линии стыковки элементов обшивки имеют различную привязку к элементам каркаса. В своём большинстве вертикальная расшивка идёт точно по шпангоутам, а заклёпочные швы находятся по обеим её сторонам. Горизонтальные же швы, в основном, выполнены внахлёст, где верхние (от земли) листы находят на нижние. При этом на центр стрингера приходится заклёпочный шов, а непосредственно линия расшивки находится несколько ниже.



Типы швов различной конфигурации описаны в РТЭ самолёта. Вот основные из них:





Конечно, прочерчивание заклёпок в точном соответствии с оригиналом, в общем-то, не вызывает особых технических сложностей. Сложности начнутся только тогда, когда возникает желание, чтобы на приведённом к определённому масштабу чертеже всё читалось так, как хочется автору. Поэтому важно иметь возможность быстро менять отображение заклёпок при смене масштаба изображения.
Поэтому отдельными элементами я рисую лишь винтовые соединения, которые реже сливаются "в кашу", чем заклёпочные швы. Сами же заклёпочные швы я рисую упрощённо - линиями, которым можно задавать различную частоту точек (т.н. штрихов) в зависимости от необходимости. Обычно, линии с реальной частотой заклёпок не читаются как заклёпочные швы, поэтому их приходится достаточно сильно утрировать.
Основным вопросом в этом случае является объединение этих линий в группы. Первостепенным признаком при разделении на группы для меня являются свойства этих заклёпок - потайные они, с полукруглыми ли шляпками или др. Уже во второю очередь идут другие потребности: ограничения количества объектов (например, при задании прозрачности), разницы их отображения (например, при их расположении на свету или в тени) и др.

Обычно при вычерчивании боковиков для контурных линий я использую черный цвет с толщиной линии зависящей от размеров аппарата. Линии расшивки при этом выполняю такой же толщины, но в сером (50% black) цвете (см. заглавное изображение). И, если контуры объекта хорошо подчёркиваются светотенью рисунка, то швы расшивки и линии заклепок на подобном им фоне будут пропадать. Но это уже тема для отдельной части.

профили авиатехники, wip, Ту-154, рисование

Previous post Next post
Up