Москва Мещанская. По главной улице

Feb 26, 2019 22:00

    Имён у этой улицы было много. Троицкая дорога - по ней богомольцы ходили в Троицкую Лавру. Алексеевская улица - заканчивалась селом Алексеевским, в котором  был первый путевой дворец по пути в Лавру. Ростокинская улица - вела в село Ростокино. 1-я Мещанская или Большая Мещанская - это предпоследнее название. К фестивалю молодёжи и студентов в 1957-м году улица объединила всех своих предков и получила своё нынешнее имя - проспект Мира. Очень большой плюс улицы заключается в том, что она изначально была широкой. Нет, конечно, не сама проезжая часть. раньше в такой ширине просто не было надобности, а именно расстояние между домами по разные стороны. Для того, чтобы сделать улицу широкой, не пришлось сносить красивые дореволюционные дома, но палисадников они всё-таки лишились. Но реконструкция, проведённая в 1930-е и послевоенные годы всё-таки нанесла немалый урон историческим зданиям. Что здесь осталось от дореволюционного прошлого я и предлагаю посмотреть.

Черты былого благородства у этого дома можно увидеть только при внимательном рассмотрении.


2. А ведь этот волшебный замок для семьи фарфорозаводчика Кузнецова построил сам Шехтель.


3. Надстройка двух этажей полностью обезличила здание, но кое-какие готические детали сохранились.


4. Что-то можно увидеть только во дворе.


Отчёт о прогулке построю следующим образом - сначала покажу нечётную сторону по направлению в центр, а потом чётную в том же направлении.

5. Ещё одно здание, принадлежащее королю российского фарфора и фаянса Кузнецову.


6. В отличие от готического замка оно богато украшено лепниной.


7.


8.


9.


Владельцев у дома было немало, и каждый перестраивал его на свой вкус. Матвей Сидорович приобрёл усадьбу в 1875-м, а перестраивать её начал в 1893-м. И здесь автором проекта был Шехтель. Но нынешним видом дом обязан не ему. На рубеже веков дом был еще раз перестроен, на этот раз авторами проекта выступили архитекторы Иван Сергеевич Кузнецов и Василий Григорьевич Иванов. Одноэтажная часть особняка была надстроена вторым этажом, а фасад получил совершенно новое декоративное оформление - в псевдобарочном стиле (с лепными наличниками окон, рустованными лопатками и оригинальным кровельным завершением). Особым украшением фасада являются изображения атлантов, держащих эркер второго этажа - их по заказу Кузнецовых создал молодой и мало кому тогда известный студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Тимофеевич Коненков, ставший в будущем выдающимся скульптором.

10. Вот он, коненковский атлант.


При советской власти особняк, как и вся усадьба, был национализирован, в разное время здесь располагались различные административные учреждения. Большая часть подлинных интерьеров была уничтожена. Сейчас в одной части здания находится Московский общественный фонд культуры, в другой части - банк. Но, к счастью никто не додумался надстроить дому ещё пару этажей.

11. Доходный дом 1903-го года постройки.


12.


13. Это здание мне сначала показалось остатками храма. Но на самом деле это бывшая трамвайная тяговая подстанция. Теперь это тоже подстанция, только уже трамвайно-троллейбусная.


14. Здание бывшего Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей с церковью Марии Магдалины. В конце 18-го века здесь было владение содержателя скипидарной и канифольной фабрики А.Ф. Евреинова с каменными палатами. В 1812-1825 годы двором владел С. А. Норов, отец декабриста.


15. В 1990-м году здание восстановлено, и храм был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери как домовая церковь при Восточно-Европейской нефтяной компании. На вклад В.Я. Шевченко проведены восстановительные работы настенной живописи начала 20-го века, частично сохранившейся в алтаре и по сторонам от него.


16. А в этом здании сейчас управа Мещанского района.


17. Бывший доходный дом чаеторговцев Перловых. Архитектор Клейн.


18. Доходный дом купца Камзолкина построен в 1885-м году архитектором Загорским.


19. Пишут, что после Камзолкина домом владели Журавлёв и Фирсановы, которые перестроили его в 1893-м. Но вот вензель ни под одну фамилию не подходит.


20. Здесь тоже нашлась работа для молодого скульптора Конёнкова.  За свою работу он получил целых 100 рублей.


21.


По иронии судьбы внук того самого купца Камзолкина - автор самой советской эмблемы - серпа с молотом.

22. Последний дом на пересечении проспекта Мира с Садовым кольцом.


В прошлом в здании располагался трактир Романова, здание построено на фундаменте 18-го века, принадлежало купцу Дудышкину К. Д., затем династии трактирщиков Бакастовых, которые сдали его в аренду трактирщику Романову, в 1917-м году комитет Городского района РСДРП и районный совет рабочих депутатов, затем райкомы партии и комсомола и райсовет.

А теперь перейдём на чётную сторону улицы, вернёмся к началу и продолжим осмотр в том же направлении, а именно - к центру.

23. Посольство Замбии. В прошлом - особняк купцов Баевых 1910-го года. В основе особняка лежат постройки начала 19-го века.


24. Видно, что правая часть здания несуразно отрезана для постройки восьмиэтажной сталинки. Хотя, не исключено, что стены и фундамент были использованы и ещё пять этажей надстроены.


25. С 1831-м году здесь находилось Набилковское ремесленное училище, позже ставшее Коммерческим. Т.е. сначала здесь находились типографские классы, живописное, чеканное, переплётное дело; потом стали готовить к коммерческой деятельности. Ученики делились на приходящих, полупансионеров и пансионеров.


В 1909-м году Валерий Брюсов написал такие строки.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн...

26. А  уже в 1910-м он поселился в этом замечательном особняке.


Дом был построен в 1830-х годах - тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом и характерным для того времени классическим фасадом. Усадьба - дом и два флигеля - принадлежала в 19-м веке купеческим семьям - сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока, наконец, в 1895 году её не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трёхэтажное здание с асимметрично решёнными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглублённой арочной нише.
    Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены Валерий Яковлевич Брюсов. Здесь он и прожил до 1924 года.
    В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всей поэзии Серебряного века.
    В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, - библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Одно время был запланирован снос здания. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.

27. Слева жилой дом 1911-го года, справа здание Патриаршего подворья Серафимо-Дивеевского монастыря.


28.


29. Здесь же часовня Серафима Саровского.


30. Особняк А.П. Богданова, построенный в 1901-м году.


31. Дом известного московского врача Захарьина.


Захарьин был крупнейшим ученым, основоположником русской клинической терапии, блестящим лектором и необыкновенным диагностом, о котором ходили легенды, что он якобы с первого взгляда на больного распознавал любую болезнь. Гонорары были у него соответствующими, поэтому он мог себе позволить не только такой домик. Ему принадлежал участок с несколькими доходными домами на Кузнецком мосту. В 1909-м году после смерти наследника Захарьина дом приобрёл симбирский купец Арацков. Он заказал перестройку дома молодом архитекторам братьям Весниным, тем самым, которые впоследствии преуспели в конструктивизме. Они расширили окна, устроили балкончик и построили склады во дворе дома. Для купца всё-таки старались. Сейчас во дворе расположилась префектура СВАО.

32.


33.


34. Дом тестя Баженова купца Луки Долгова.


Дом выглядит несколько непропорционально. Но дело в том, что до пожара 1812-го года он был трёхэтажным. Ещё раз он был перестроен в 1891-м году.

35.Музей "Садовое кольцо", по совместительству музей истории Мещанского района.


В основе здания лежит фундамент жилых палат 17-го века. Настоящее имя автора особняка неизвестно. И.Э. Грабарь предполагал, что создателем дома был Н.Н. Легран, работавший в Москве в 1773-1791 годах. Особняк горел во время пожара в период оккупации Москвы французскими войсками, но был восстановлен. После революции 1917 года в особняке проживали две семьи: военного врача Хоравы и инженера-путейца Пятышева, которая переехала в Москву из Петрограда в 1918 году. В 20-х годах в период уплотнения в доме были образованы коммунальные квартиры, просуществовавшие здесь до конца 1960-х годов.

36. В 70-х годах была проведена научная реставрация особняка под руководством архитектора К.О. Журина, в ходе которой были восстановлены аутентичные элементы декора фасада: львиные маскароны и резной балкон.


37.


После реставрации к 100-летнему юбилею В.И. Ленина в доме открыли Музей трудовой и боевой славы Дзержинского района. Старый дом на 1-ой Мещанской был выбран не случайно, по легенде, в 1894-м году в подвале этого дома сын купца первой гильдии Александр Алексеевич Ганшин напечатал работу В.И. Ленина «Что такое друзья народа и почему они воюют против социал-демократов». В таком качестве музей просуществовал до 1998 года. Новое общество поставило перед музеем совсем другие задачи. Была разработана новая научная концепция музея, где главным предметом изучения стал сам Мещанский район: исторические факты и легенды жителей, улиц, домов, парков и скверов. В конце 1990-х в музее открылась новая экспозиция.

38. Трёхэтажное здание последней трети 19-го века. В основе здания палаты 17-го века. Принадлежало купцам Исаевым.


39. Ещё одно здание исаевской усадьбы.


40. А этот дом построен в 2007-м году на месте снесённого двухэтажного доходного дома с лавками купца К. М. Романова, построенного в 1810-1820-х годах. А как-будто настоящий.


41. Дом 1816-го года, перестроенный в 1909-м.


42. Вот мы снова вышли на Садовое кольцо.


Дом принадлежал до советской власти торгово-промышленному товариществу «П. Малютин и сыновья», оно еще в 1890-м году подало прошение о полной перестройке здания по новой красной линии, проведенной со значительным отступом от старой для того, чтобы расширить узкий проезд у Сухаревой башни. Перестройку производил архитектор Г. П. Воронин.
В первоначальном плане башен было две - справа и слева улицы, предваряя таким образом дорогу на ВСХВ. В последствии левая колонна была утрачена, а правая осталась. Дизайн был также иным. Венчали башни вазоны с флагштоками.

43. На месте нынешнего декоративного орнамента в центре каждой стороны был герб СССР. Ниже имелась надпись 1939, еще ниже располагалась рельефная надпись «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», под ней располагался барельеф колхозников со снопом. Завершал декор декоративный орнамент.


Не скажу, что всю дореволюционку на 1-й Мещанской я показал, но основную - точно. Но есть на проспекте Мира ещё и много сталинской архитектуры, причём весьма интересной. Но это уже отдельная тема на отдалённое будущее.

Мещанский район, Чагин В.И., Кузнецов И.С., готика, модерн, Москва, Клейн, северный модерн, Шехтель

Previous post Next post
Up