Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь

Jan 25, 2025 18:37

    Спасо-Евфимиев монастырь в северной части Суздаля основан преподобным Евфимием, как сказано в его житии, в 1352 году по инициативе Суздальского князя Бориса Константиновича. Князю нужна была крепость и монастырь и строился как крепость - на высоком берегу Каменки, с тыном.




    Евфимий был жёстким руководителем. Преподобный Евфимий установил правило, чтобы все иноки безропотно пребывали в послушании, целомудрии и нестяжательности, чтобы никто из них не имел ничего своего, но чтобы все у них было общее, а если узнавал, что кто-либо из братии имеет собственность, на того налагал епитимию. Он не допускал разговоров братии между собою в церкви, а также всегда требовал от них хранить молчание во время трапезы. После трапезы он велел всем расходиться по своим келиям, молча, не вступая при этом ни в какие разговоры друг с другом, и не разрешал посещать чужих келий за исключением какой-либо крайней нужды. Кроме того он постановил, как общее правило, чтобы никто из иноков отнюдь не имел своих мудрований, но каждый готов был исполнить всякое послушание. А братия, коей уже насчитывалось 300 человек, со своей стороны во всем повиновались ему.
    Суздальские князья стали покровителями новосозданной обители и первыми её благотворителями. Борис Константинович дал всё необходимое для устройства и содержания монастыря и монашествующей братии. Вкладные и жалованные грамоты дальнейших Суздальских князей свидетельствуют о их особом расположении к Спасо-Евфимиеву монастырю. Вотчинные владения, полученные монастырём, сосредоточились вблизи города Суздаля, а также около устья реки Клязьмы и по реке Оке. И уже в XV столетии Спасо-Евфимиев монастырь достиг высокой степени материального благосостояния. А в XVI веке благосостояние монастыря еще более увеличилось, расширились его вотчинные владения. Это тесно связано с прославлением преподобного Евфимия, его канонизацией.
    К концу 17-го века монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев. По переписным книгам 1678 года в вотчинах Спасского монастыря насчитывалось 2937 дворов с населением 10300 душ мужского пола - «слуг и служебников, крестьян и бобылей пахатных и непахатных». Монастырь вёл огромное и сложное хозяйство. Земельные и хозяйственные дела как бы отодвигали на второй план прямые задачи обители и монашеской жизни.
    Был монастырь и кузницей кадров, многие его архимандриты получили кафедру, а Питирим дослужился аж до патриарха.
    Но с началом церковных реформ императора Петра I всё радикально изменилось. Заведование монастырскими вотчинами было передано в Монастырский приказ. Для содержания братии и трудников было назначено определенное жалование от государства. Функции монастырской власти по управлению обители были урезаны. Число братии было ограничено 153 лицами и новые пострижения были практически под запретом. Внутренняя жизнь монастырей указом Петра I и Духовным регламентом была подчинена строгому режиму.
    Число братии стало неуклонно уменьшаться. Монашествующие жаловались на скудность содержания и питания. Вместо убывающей братии монастырь по распоряжению правительства стал принимать на содержание отставных офицеров и нижних чинов. Живя на монастырские средства, они исполняли поручения по охране и присмотру за монастырскими объектами. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II все вотчины монастыря окончательно были переданы государству, монастырю определено штатное содержание по 2 классу: 17 человек монашествующих. Монастырь и дальше приходил в упадок - богатых жертвователей в Суздале найти было невозможно, настоятель ходил по окрестностям с протянутой рукой. В 1923-м монастырь закрыли уже большевики, монахов выгнали, запретив им забирать что-либо из келий.

2. Спасо-Преображенский собор, главный храм монастыря построен во второй половине 16-го века, в пору расцвета монастыря.


Собор построен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII-XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик был несколько искажён. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.
    Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а в конце 1970-х годов началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена. Я фрески немного отснял, но это будет отдельный пост. Сейчас в соборе службы проводятся по воскресеньям.

3. Трапезная Успенская церковь.


Построенное в 1525-м году здание объединяет в себе церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.
    С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии.

4. Иоанно-Предтечинский храм с колокольней.


5. Девятигранный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи "иже под колоколы" был построен примерно в 1530-1540-е годы. Во втором ярусе находилась «моленная» церковь для уединённых молитв бездетного великокняжеского семейства Василия III и Соломонии Сабуровой во время их приездов в Суздаль. В конце XVI - начале XVII века с южной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролётную звонницу-галерею для больших колоколов.


В 1592 году в монастырь был пожертвован колокол Демидом Ивановичем Черемисиновым. Он же пожертвовал колокол в 355 пудов в 1609 году. Для колоколов была пристроена галерея в один пролет. В 1618 году были пожертвованы колокола Димитрием Михайловичем Пожарским, для которых пристроили еще две аркады галереи. Так создался новый тип звонницы с галереями для колоколов. После ликвидации шатра в XVII веке звонница была завершена часозвоном. К времени на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов.

6. В таком виде здание и дошло до наших дней. Только колоколов сейчас немного больше.


7. Я удачно попал по времени, как раз начались звоны. Хорошо дядечка отработал, даже виртуозно.


8. Больничный храм Николая Чудотворца с больничной палатой для монастырской братии, 1669-й год.


Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой. Несколько оживляют гладкую белую стену перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников. Сейчас в здании размещается музейная экспозиция «Золотая кладовая».

9.


10. Надвратная Благовещенская церковь. 1628-й год.


Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями. Основание надвратной церкви исследователи относят к началу XVII в. (по другим источникам - даже к концу XVI в.). В городской описи 1628-1629 г.г. церковь уже упоминается как каменная двухшатровая. К 1722 г. она уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую. В ней два арочных проезда: под центральной частью - больший, и меньший - под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами с висячими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками. Сама церковь декорирована главным образом с южной стороны, считавшейся, вероятно, парадной. Между двумя окнами помещен киот для иконы, убранной оттуда в советское время и сейчас снова помещенной на место.

11. С востока к основному четверику примыкает массивная трехапсидная алтарная часть.


12. Архимандритский корпус.


Дом-покои архимандрита построены между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя». Первоначальное назначение корпуса: вверху - казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу - приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 гг. сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

13. Братский корпус


Братский корпус - памятник гражданского зодчества XVII в. Построен между 1628 и 1660 г.г. и представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяженной на 100 метров северной части второй этаж перестроен в XIX в. Фасады украшены наличниками разного фасона, нарядными деревянными галереями-крыльцами, корпус покрыт высокими тесовыми кровлями - "колпаками". В корпусе помещались настоятельская и келарская кельи, кладовая, дневальная палаты. Здание было отреставрировано в 1970-х г.г. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

14.


15. В 2012 г. была проведена реставрация крылец Братского корпуса.


16. Часовня-усыпальница не месте мавзолея князей Пожарских, где был похоронен и национальный герой Дмитрий Пожарский.


В городе Суздале (Владимирской губ.), в ограде местного Спасо-Евфимиевского монастыря, 2-го июня 1885 г. происходило торжество освящения памятника над могилою князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Памятник выстроен на средства всего русского народа, среди которого в 1852 г., повелением императора Николая I, была объявлена повсеместная подписка, давшая к 1865 г. до 83 тысяч рублей.
    В 1858 г. был объявлен конкурс на устройство памятника, в котором премию получил профессор архитектуры А. М.Горностаев; ему же было поручено сооружение усыпальницы, под наблюдением Академии художеств. Начатый постройкою в 1859 году, памятник был готов вчерне в 1865 году, но внутренняя и внешняя отделка задержала открытие его до настоящего времени, вследствие сложных художественных работ, каковы, например, мозаичный образ Спасителя, назначенный для постановки снаружи часовни, мозаичный снимок с образа Казанской Божией Матери, который находился с князем во всех его походах, бронзовые и мраморные работы и проч.
    Памятник представляет часовню в форме старинных усыпальниц, крыша, наружные и внутренние стены которой исполнены из каррарского мрамора. С главного фасада находится единственная дверь, бронзовая, с шестью барельефами. На ней надпись: "Мужаимся и укрепимся о людях наших и о градех Бога нашего, и Господь сотворит благое пред очима Своима", и рельефные изображения Минина и Пожарского, а под ними битвы на Сретенке. Над дверью надпись: "Боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому благодарное потомство". Над фронтоном помещены: мозаичная икона Спасителя и бронзовый позолоченный крест, по бокам - губка на стержне и копье. (из газеты 1885-го года)

17.


18. В 1933-м году на почве классовой ненависти часовня была разрушена большевиками. То, что сейчас стоит - это как бы копия, изготовленная в 2009-м году.


19.


20. На одиннадцати мраморных досках, расположенных на трех внешних сторонах, были помещены отрывки из летописи о мятежах, составленные профессором Погодиным и заключающие в себе до 12.000 букв. Единственный сохранившийся фрагмент восточного фасада мавзолея Пожарского был найден при раскопках в 1969-м году.


21. После сноса мавзолея останки представителей княжеского рода Пожарских были перезахоронены рядом со стеной собора. сейчас там стоит крест. Я так понимаю, что кости свалили в одну яму и засыпали. вряд ли большевики разбирали кто там где лежал.


22. Киворий.


23. Тюремный корпус.


По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». Она была закрыта в 1905 году под влиянием революционных событий. Основную часть узников составляли нарушители устоев церковного права, рассматривавшиеся Синодом как сектанты.
    В 1923-1939 годах в помещениях бывшей монастырской тюрьмы работал политизолятор (с 1935 года - тюрьма особого назначения). В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, здесь содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса.
    С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года - девочек).

24. Аптекарский огород. Есть и своя пасека - и огороду помощь и мёд свой.


25.


26. Традиционно переходим к стенам и башням. Монастырь стоит на высоком левом берегу Каменки и неплохо приспособлен для обороны.


27.


28. По кругу я его обходить не стал - время и силы не безграничны.


29. Башен - 12, самые мощные, как и полагается, угловые и проездная. Эта - одиннадцатая, рядом с ней расположена смотровая площадка.


Возведение каменной монастырской ограды Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале закончено в 1664 году. Таким образом, деревянный тын, которым был окружен монастырь, был заменён на кирпичные стены с двенадцатью башнями. В 1733 году одна из башен упоминается как наугольная, 12-тигранная. В середине XVIII века отмечается её ветхость, башня падает в сторону внутренней территории. В 1763 году строится вновь. В 1818 году упоминается о наугольной башне и трещинах в некоторых её местах. В 1860 году тесовая деревянная кровля заменена на железную. К концу 1980-х гг. состояние всех стен и башен, выходящих на Каменку, уже не могло не вызывать опасений, многие из них получили наклон, башни стояли с трещинами. Культурный слой на территории монастыря к тому времени превышал местами наружную отметку дневной поверхности на полтора - два метра и значительно подпирал стены, ухудшая их равновесие. Тем не менее к тому времени суздальскими реставраторами уже был накоплен значительный опыт выпрямления наклонившихся крепостных стен. Но работы эти очень дорогостоящие и технически сложные. Одновременно с заявкой Владимиро-Суздальского музея - заповедника устроить в одной из башен Музей Былины и сделать пешеходным для туристов верх стен появился реальный повод заняться вплотную стенами, определиться с их дальнейшей судьбой.
    Прогноз на основе компьютерного моделирования в 1987 показал следующее: склон имеет тенденцию к оползневым процессам, и если бы оставить ситуацию на самотёк, не трогая, как есть, к 1997 году ожидалось обрушение башни 11. Она бы развалилась пополам, одна часть упала бы сразу самостоятельно вниз к реке, а к 2017 году сползла бы вниз оставшаяся часть башни вместе с примыкающими стенами и частью грунтовых откосов. Вместе с тем расчётом была доказана нецелесообразность выпрямления башни 11, но обязательность её укрепления внутренними связями и перекладки трещин. Ещё один вывод, - в результате общего наклона стен пострадали бы как сами стены, так и двенадцатая, Водяная башня, через которую ездили из монастыря за водой кратчайшим путём к реке. По данным расчета на ЭВМ стены к 1987 году уже находились в критическом положении без запаса устойчивости.
    В конце 1980х - начале 1990-х гг. реставраторами были выполнены все необходимые противоаварийные работы. Одиннадцатая, самая проблемная башня была укреплена скрытыми железобетонными связями, трещины переложены, откос отсыпан, аварийные прясла стен (участки между башнями) по всей линии ограды монастыря, выходящей к реке Каменке, были усилены и выпрямлены

30.


31. Проездная башня.


32. Памятник князю Дмитрию Пожарскому сооружён по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955г.


Имеет массивное основание в виде фрагмента стены Московского Кремля и возвышающийся над ней бюст князя Пожарского. На памятнике - надпись: «Дмитрию Пожарскому благодарная Родина».

Монастырские постройки в составе Суздальско-Владимирского музея-заповедника входят в список всемирного наследие ЮНЕСКО

Путеводитель по монастырям в моём журнале

Ещё из этой поездки:
По Владимирщине. Анонс
Владимир ч/б
Сходил на концерт
Нижний город
Церкви нетитульных конфессий
Нетуристический Владимир. Улица Мира
Как я жил во Владимире
Прогулка по Владимиру #1
Прогулка по Владимиру #2
Прогулка по Владимиру #3
Боголюбский монастырь
Свято-Боголюбский Алексиевский монастырь
Богородице-Рождественский монастырь
Успенский Княгинин монастырь
Покрова-на Нерли
Кидекша
Епархиальная школа
Суздаль. Прогулка по городу
Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь
Суздаль. Покровский монастырь
Суздаль. Васильевский монастырь
Суздаль. Ризоположенский монастырь
Суздаль. Александровский монастырь
Церкви Ополья
Гаврилов Посад
Мстиславль - Городище
Кольчугино

Суздаль, монастыри

Previous post Next post
Up