Ранние советские памятники. Часть 5, Петроград

Jan 24, 2025 18:39

    Петроград - город трёх революций и на тот момент столица страны никак не могли остаться без монументальной революционной пропаганды. По данным Википедии планом было предусмотрен 21 памятник и монумент. В качестве увековечиваемых были выбраны герои давних лет, в том числе и зарубежные, а также просто абстрактные, не имеющие имён, но несущие идеологию. В более зрелый период советской власти большинству этих персонажей памятников бы не поставили, там уже поумирали собственные герои и было кого увековечивать. Тем и интересны эти ранние советские памятники. Поскольку времени и денег было мало, многие памятники были выполнены из гипса и цемента - материалов недолговечных. Кого-то впоследствии отлили в бронзе или вырезали в граните, вот они и сохранились. Остальные безвозвратно утрачены.

Первым памятником, сооружённым в Петрограде в рамках ленинского плана монументальной пропаганды стал бюст писателя-бунтаря Александра Николаевича Радищева, установленный 22 сентября 1918-го года в проломе ограды Зимнего дворца, на углу к Дворцовому мосту.



    Бюст из гипса белого цвета был создан скульптором Л.В. Шервудом. Точно такой же, только на деревянном постаменте, был установлен в Москве на Триумфальной площади двумя неделями позже. Петроградский памятник Радищеву снесло ветром 19 января 1919 года, и его попросту не стали восстанавливать. А московский простоял до начала 1930-х годов.

2.  Памятник немецкому социалисту Фердинанду Лассалю был установлен в 1918 году на Невском проспекте около здания Городской думы. Скульптор - Виктор Синайский.


Гипс - материал недолговечный, многие сделанные из него памятники быстро пришли в негодность. Гипсовый бюст снят в 1920 году, заменен гранитным в 1923 году. Материал, выданный Минайскому для повторения бюста, был взят из приготовленного гранита для памятника Александру II. Памятник собирались установить в сквере на площади Лассаля (ранее - Михайловская, ныне - площадь Искусств). Была созвана комиссия, которая должна была определить точное место для памятника. Открытие памятника планировали провести в день празднования Октябрьской революции, но установка задерживалась, поскольку решение о месте установки было принято поздно. В итоге памятник установили на прежнем месте, у лестницы Городской думы 5 декабря 1923 г. Бюст простоял на Невском проспекте до 1937 г., когда был подвергнут критике и демонтирован. Лассаль попал в немилость как носитель некоммунистической, социал-демократической идеологии, выступавший за легальные методы борьбы пролетариата. Бюст сейчас находится в фонде Русского музея.

3. Он действительно очень выразительный.


4. Памятник Плеханову также был изначально выполнен в гипсе, но это был уже не временный, а макет. Примерили его к площади у Казанского собора, но поняли несоразмерность с окружающей средой. Там гипсовый вариант простоял с мая 1924-го по май 1925.


5. Затем по модели скульптора Гинцбурга отлили такой же памятник, но бронзовый и поставили его на Московском проспекте возле здания Технологического института, где он стоит и по сей день.


6. Памятник цареубийце Софье Перовской у Московского вокзала открыт в декабре 1918-го года.


Автором его стал итальянский скульптор Итало Орландо Гризелли (1880-1958), проживший несколько лет в России. Памятник был примечателен в двух отношениях: во-первых, это был, вероятно, первый советский памятник женщине. А во-вторых, видимо, первый памятник в России цареубийце. Поэтому на открытие пригласили старых народовольцев, так, там присутствовал Николай Морозов, бывший соратником Софьи Перовской.
    Однако «первый блин вышел комом». Из открытия получился скандал. Дело в том, что автор статуи работал в новаторской технике кубофутуризма. Скульптор Л. Шервуд рассказывал в своих мемуарах: «Когда памятник Перовской был открыт, то вместо русской революционерки все увидели могучую львицу с громадной причёской, с мощными формами лица и шеи, ничего общего не имевшую с реальным образом Перовской. Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт. Решено было больше не давать футуристам заказов». Анатолий Луначарский, присутствовавший при открытии скульптуры, вспоминал: «Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской».
Через сто дней после установки статуи, исполком Петросовета вынес постановление о её демонтаже «по просьбам трудящихся».

7. Но что поделать, если автор так видит. А мне так нравится - мощно, энергично, убийственно.


8. Памятник жертвам (героям) революции на Марсовом поле.


9. Эта монументальная композиция-памятник Жертвам революции создана в 1919-м году по проекту Л. Руднева.


После февральской революции 1917 г. на этом месте начали хоронить в братских могилах героев революционных боев. Здесь же были похоронены выдающиеся деятели Октябрьской революции - Урицкий, Володарский и др. Планировка окружающего памятник Марсова поля была выполнена по проекту И. Фомина. Регулярная композиция сквера, геометрическая, четкая разбивка газонов с низкими подстриженными посадками подчеркивали квадратный в плане памятник в виде монументальной стены длиной 45 м из массивных гранитных блоков. Характерная черта памятника - синтез поэзии и архитектуры. На торцах стены, обращенных мемориальными кубами к четырем проходам, поэтические тексты, сочиненные А. Луначарским, воспевающие мужество и бесстрашие героев, отдавших свою жизнь за революцию: «Не жертвы-герои лежат под этой могилой. Не горе, а зависть рождает судьба ваша в сердцах всех благородных потомков. В красные страшные дни славно вы жили и умирали прекрасно».
    Совместная работа Л. Руднева и И. Фомина в корне изменили восприятие Марсового поля, превратив площадь, ранее предназначенную для гвардейских парадов и смотров войск, в величественный монументальный ансамбль.

10. Памятник сохранился, в 1967-м перед ним был зажжён вечный огонь.


11. Памятник "Великий металлист" Михаила Блоха, созданный в стенах Дворца Труда и установленный перед этим зданием в ноябре 1918 года, был утрачен в конце 1919 года.


12. Работа Блоха - была одной из немногих полнофигурных статуй. Тема памятника была предложена самим скульптором. Сознательно утрированные пропорции символической фигуры рабочего воспринимались критиками как неудачная пластическая обработка обнаженной натуры. Но изображение собирательного образа героя нового времени, человека труда, несомненно, нашло отклик, обсуждалась отливка памятника в бронзе. Помешала гибель скульптора. В начале 1920 года за невинное письмо он был осужден по обвинению в шпионаже и расстрелян.



13. Памятник Александру Герцену цвета красной терракоты скульптора Леонида Шервуда, просуществовал у Литейного моста с февраля 1919-го по 1923 годы.


14. Бюст Николая Чернышевского скульптора Теодора Залькална, установленный в ноябре 1918 года у входа в Александровский сад со стороны на Сенатской площади, прожил до начала 1920-х годов.


15. Бюст Николая Добролюбова скульптора Карлиса Зале был установлен в октябре 1918 года у Тучкова моста и разрушен наводнением в сентябре 1924 года.


16. Памятник французскому революционеру и социалисту-утописту Луи Огюсту Бланки установлен 2 марта 1919-го года у Балтийского вокзала.


17. Памятник был изготовлен из гипса и продержался в питерском климате несколько месяцев. Позже на этом месте был установлен пятиметровый памятник Сталину, но уже капитальный.


18. Памятник Карлу Марксу работы скульптора А. Матвеева установили возле Смольного 7 ноября 1918-го года. памятник сделан из гипса, в бронзу его так и не перевели, он обветшал и в 1927-м году на его месте стоял уже Ленин.


19. Циклопических размеров скульптура «Освобожденный труд» («Пролетарий»), на Острове Трудящихся (Каменный остров), которая вызвала скандал своей «античной наготой», о котором пишет в своих воспоминаниях художница В. М. Ходасевич, принимавшая участие в проекте. Скульптор Михаил Блох, Архитектор: Фомин И.А. Открыт в июне 1920 г., утрачен в 1920-е годы


В традициях античной скульптуры пролетарий стоял обнажённый со всеми подробностями, как говорят в Одессе. Высокому начальству это не понравилось, да и народ частично тоже возмущался. На скульптора надавили, и после упорного сопротивления ему всё-таки пришлось прикрыть срамоту.

20. Памятник известному немецкому поэту, другу и родственнику Карла Маркса Генриху Гейне был открыт 17 ноября 1918 года перед зданием Двенадцати коллегий и летом 1923 г. был снят.


21. Памятник Джузеппе Гарибальди, скульптор К. Зале открыт в 1919-м году у Московских ворот на Международном проспекте (ныне Московский п-т). На открытие памятника приезжали зарубежные представители Интернационала.


22. Памятник Т.Г. Шевченко, скульптор И.Х. Тильберг (1918, улица Красных Зорь). Был выполнен в гипсе, продержался 8 лет.


На открытие собралось около 10 тыс. человек. Открывали памятник под украинские песни, с оркестром.

23. Памятник В. Рентгену, скульптор Н.А. Альтман (1920, улица Рентгена, перед домом № 8). памятник был создан по инициативе сотрудников рентгенографического института, возле которого он и был установлен. Материал - цемент.


24. В 1928 году заменён бронзовым памятником работы В.А. Синайского по эскизу Альтмана.


25. Памятник Н.А. Некрасову, скульптор В.В. Лишев (1922, сад «Прудки» на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта), памятник сразу был отлит из бронзы и установлен на постамент из серого лабрадора.


26. В 1946-м году перенесён на Литейный проспект (сквер перед домом № 37)


27. Памятник В. Володарскому (1918, Шлиссельбургский проспект), не сохранился. Был установлен на месте убийства Моисея Гольдштейна.


28. Памятник В. Володарскому (1918, бульвар Профсоюзов), скульптор Михаил Блох. Открыт 22 июня 1919 г. Фигура в рост. Гипс тонированный. Взорван контрреволюционерами в 1919-м.


29. Третий памятник был установлен в 1825-м году у Фарфорового завода, скульптор М.Г. Манизер. Вот этот дожил до наших дней.


В Википедии в списке памятников, возведённых в Петрограде по ленинскому плану монументальной пропаганды числятся ещё два памятника: "Красногвардеец (1918, 1-я линия), не сохранился" и "Призывающий к труду (1920, Каменный остров), не сохранился". Но по первому фотографий найти не удалось, а про второй интернет ничего конкретного не выдал, а отсылает к другому памятнику.

Если вы поделитесь информацией об известных вам такого рода памятниках, которые не фигурировали в моих прошлых постах, буду благодарен.

Санкт-Петербург, ранние советские памятники, памятники

Previous post Next post
Up