Ранее я два раза пытался попасть на территорию бывшей Преображенской больницы, но этому препятствовали охранники на платной парковке. В этот раз повезло, я без проблем проехал на велосипеде и, воспользовавшись такой возможностью, подробно осмотрел здание со всех сторон. Зелень, конечно, мешала, но что поделаешь...
В 1771-й чумной год старообрядец купец Илья Ковылин получил здесь участок земли и устроил чумное кладбище с лазаретом. Возник поселок с богадельней, часовней, приютами, где в карантине устроители ухаживали за пациентами, а заодно завлекали людей в старообрядчество и здесь же перекрещивали. Таким образом образовался один из старообрядческих центров в Москве. Преображенская община относилась к старообрядцам-федосеевцам Поморского согласия. Община и заказала Льву Кекушеву проект специальной больницы «для неимущих христиан» Москвы и иногородних, рассчитанной на 24-30 мест, разрешение на строительство которой было получено в 1910 году.
Купцы-старообрядцы, а среди них Морозовы, Рябушинские, Хлудовы, Гучковы тратили значительные средства на поддержку Преображенской старообрядческой общины. Главным спонсором больницы стал член общины подрядчик М.М. Малышев.
Кроме палат в медучреждении предполагалось устройство хирургического отделения, операционной, анатомического театра и часовни. Лечебница была оснащена всем современным медицинским оборудованием: автоклавом, аппаратом для наркоза. Строительство завершили в 1914-м и в новенькой больнице разместили военных, раненых на полях Первой Мировой. В здании разместили 75 коек, что в два с лишним раза превышало проектное число.
2. Главный фасад здания больницы предполагался Кекушевым немного асимметричным - слева к нему примыкала пристройка с дополнительным входом, с права был главный вход. В центральной части второго этажа было большое окно. К сожалению, впоследствии оно было частично заложено.
3. Боковая пристройка с лестницей и входом.
4.
5. Двухэтажное сооружение с полуподвалом в северной части имело три сильно выступающих ризалита - центральный, декорированный пилястрами, и два боковых, а их углы, как и углы самого здания, были скругленными.
6.
7.
8. Главный вход располагался с восточной, удалённой от улицы, стороны.
9.
10. В процессе строительства произошло упрощение декоративных деталей - не были реализованы капители пилястр, скульптуры и прочие украшения, от этого облик здания получился более лаконичным. Также в изначальном проекте средняя часть здания была увенчана куполом, а по его крыше шла ажурная решётка, от которых впоследствии архитектор решил отказаться. Подпись архитектора на проекте датирована 1912-м годом.
11. На этом фото видна главка с крестом, это. скорее всего, была домовая церковь.
12. Нет здесь и ажурных кронштейнов далеко выступающих карнизов, простые стальные консоли. Но вот такие широкие карнизы - не просто даль моде, но и хорошая защита стен от осадков. Видно, что в верхней части здания кирпич сохранился хорошо.
13. Здание имеет характерные для модерна скруглённые углы, Впрочем, подобное можно увидеть и на многих конструктивистских зданиях.
14. Не отказался Кекушев и от овальных окон.
15. Здание построено из кирпича, изготовленного на заводе товарищества В.К. Шапошников, М.В. Челноков и Ко. Вообще неоштукатуренные кирпичные стены не характерны для работ Льва Николаевича.
Так как здание на протяжении всей своей истории не меняло своего медицинского назначения, его интерьеры, отделанные просто и функционально, по большей части сохранились неизменными: палаты и коридоры просторны и хорошо освещены, их отделка выполнена с учётом гигиенических требований того времени, неплохо сохранились первоначальные широкие оконные рамы со сложными переплётами и покрытия полов керамической плиткой. Наиболее эффектным элементом интерьеров является межэтажная лестница с оригинальными коваными ограждениями маршей из лёгких, изящных завитков, которые образуют динамичный рисунок в стиле модерн.
16. К сожалению, фотографий интерьеров и лестницы, кроме этой, я не нашёл
После революции больница была передана в ведение Мосздравотдела. Затем в ней открыли противотуберкулезный диспансер, потом устроили городской клинико-диагностический центр, который в сентябре 2014 года отсюда выехал. С тех пор здание необитаемо. Русская православная старообрядческая церковь взялась ходатайствовать о предоставлении здания под свои нужды, хотели сделать здесь музей старообрядчества. Но здание до сих пор пустует, хотя окна целы и видимых лазов я не обнаружил. Нарушена гидроизоляция цоколя, видно, что кирпич осыпается. Остаётся только надеяться. что здание обретёт надёжного хозяина и получит новую жизнь.