Архитектор Розен. Обзор работ

May 11, 2024 08:52

    Архитектор Розен - один из "карликов" списка 100 архитекторов московского модерна, составленного Нащокиной, это архитектор одного дома. Чем больше я работаю по этому списку, тем больше убеждаюсь, что в нём много несправедливого. В него не вошли многие архитекторы, построившие куда больше зданий в стиле модерн в Москве, чем некоторые из присутствующих в списке. Таких примерно процентов 15-20.
   Эммануил Матвеевич Розен (1873, Харьковская губерния - ?) - русский архитектор. Вошёл в историю российской архитектуры постройкой доходного дома А.С. Грачёвой на улице Петровка в Москве. Окончил Харьковский технологический институт со званием инженера-технолога. В 1901-1903 годах по проекту Э. М. Розена был построен доходный дом А. С. Грачёвой, заказ на который зодчий получил благодаря дружеским связям с семьёй заказчиков строительства. Здание стало одной из первых построек в стиле модерн в Москве и примечательно также тем, что в его залах в 1902-1903 годах прошла выставка Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля. В 1926 году работал в ВСНХ СССР. До 1930 года жил на собственной даче в Чесменке. (Из Википедии)

Доходный дом А.С. Грачёвой (гостиница «Марсель») (1903, Москва, улица Петровка, 15/13 - Столешников переулок, 13/15, стр. 1), ценный градоформирующий объект.



    Владелицей всего земельного участка, на котором построено здание, была Александра Грачёва из зажиточной купеческой династии. Архитектором она пригласила Эммануила Розена, который неоднократно сотрудничал с её семьёй. Дом состоит из двух корпусов, построенных в разное время: первой была возведена часть со стороны Столешникова переулка, после неё - выходящая на Петровку.
    Здание имело простую обработку неплохо скомпонованных фасадов. рациональное внутреннее устройство и немногие декоративные приметы стиля - элегантные тонкие решётки над карнизом и глубокий волнообразный козырёк на угловом аттике, придававший постройке выразительный силуэт.

2.


Здание предназначалось для сдачи внаём и за свою историю сменило множество арендаторов. Сразу после окончания строительства в нём разместилась гостиница «Марсель». Известно, что до революции 1917 года в ней жил Александр Вертинский. Просторные залы второго и третьего этажей сдавались под различные мероприятия. Например, в декабре 1902 - январе 1903 года в здании проходила выставка «Архитектура и художественная промышленность Нового стиля», после которой модерн окончательно установился как ведущее направление столичного зодчества, а в феврале 1905-го - выставка Союза русских художников. Также до 1917 года в доме снимал помещения магазин одежды «Жак», известный в столице и за её пределами наравне с «Мюром и Мерилизом».
    В 1904 году в здании был открыт один из первых столичных кинотеатров «Таумотограф» немца Александра Розенвальда, зал которого вмещал 60 зрителей. В 1905-м Грачёва продала здание страховому обществу «Якорь». В корпусе со стороны Петровки действовал первый магазин компании «Кодак», вывеску для которого создал британский архитектор Джордж Уолтон. В 1906-1908 годах со стороны Столешникова переулка работал художественный магазин «Родник», произведения для которого создавали в мастерских княгини Марии Тенишевой.
    После революции здание национализировали, первые этажи были отданы под конторы, затем их вновь заняли магазины одежды и обуви. В 1950-е в здании открылся магазин №5 торга "Мосодежда". В настоящее время часть помещений в здании принадлежит Московской торгово-промышленной палате, остальные занимают магазины. В 2000 году демонтировали историческую деревянную раму работы Уолтона.

3. Доходный дом (надстройка вторых этажей, изменение фасадов) (1911, Москва, Большой Гнездниковский переулок, 7), ценный градоформирующий объект. До Розена над домом работал архитектор Н.Д. Струков. Уже после Розена здание надстраивалось и перелицовывалось.


Проект народного дома, водонапорной башни и водокачки (1916, Можайск), частично осуществлены. Ничего подходящего под это описание я не нашёл.
Проект дома Жилищного Товарищества текстильщиков Орехово-Зуевского и Богородско-Щёлковского трестов (1923), не осуществлены.

100 архитекторов московского модерна

архитекторы

Previous post Next post
Up