Московская готика. Синодальная типография

Nov 28, 2023 21:29

    Есть на Никольской улице примечательное здание, необычное даже для Москвы с её архитектурным разнообразием. Это бывшая Синодальная типография. Само здание построено по правилам классицизма, но вот оформление фасада - в стиле европейской готики. Здание начали строить в 1811-м году, но из-за войны 1812-го года стройка завершилась только в 1814-м. Проект здания был разработан Алексеем Никитичем Бакаревым, который принимал участие в перестройке Никольской башни Московского кремля, и академиком архитектуры Императорской Академии художеств, архитектором Иваном Львовичем Мироновским.




    Но сначала надо вспомнить историю места, на котором стоит нынешнее здание. Первая типография была основана по указу Ивана Грозного в 1553 году, когда поняли, что переписывание книг от руки не производительно и приводит к множеству ошибок. Издателем первой точно датированной печатной книги стал Иван Федоров.

2. Первой книгой, напечатанной в Русском государстве Федоровым и его ближайшим сподвижником, Петром Мстиславцем, в 1564 году, стал «Апостол».


Типографский способ издания книг оставил без работы переписчиков и с их стороны после выхода "Апостола" начались гонения, и Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было "Учительное евангелие" (1568). Любя свое дело, Иван Федоров, с целью продолжения его, переселился в Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание "Апостола" (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого "друкарь москвитин" скончался в предместье г. Львова, в страшной нищете.
    В Смутное время Печатный двор сгорел дотла, и мастерские временно переместились в палаты Кремля. К 1620 году на старом месте возвели двухэтажное строение, перевезя в него из Дворцовой палаты Кремля семь типографских станков. Однако всего через несколько лет пожар вновь уничтожил все деревянные постройки Печатного двора.
    По указу царя Михаила Фёдоровича, в 1642-1645 годах русские зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов построили двухэтажный каменный дом, над воротами которого, в качестве символов царской власти, красовались изображения льва и единорога в то время, как башня здания была увенчана двуглавым орлом. В каменных палатах дома, выходившего фасадом на Никольскую улицу, расположились Правильня и Печатный приказ (орган управления Русского государства). Была также создана библиотека, в которой хранились все книги, издававшиеся исключительно по царскому указу. Типография называлась Государевым печатным двором. Такой расклад действовал до 1653 года, пока Печатный двор не был передан духовенству. Патриарх Никон стал распорядителем типографии, получив право собственноручно издавать указы о выпуске новых книг и их последующей продаже. С 1703 года, по указу Петра I, в стенах типографии стали издавать первую российскую газету - «Ведомости».

3.


В 1722 году типографию передали созданному Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших в России.

4. Самое старое здание Печатного двора - Правильная палата(Теремок) - находится во дворе.


5.


Ученый-археолог А.Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу XV века, т. е. в ее основе - древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах восстанавливал один из пионеров архитектурной реставрации в России, архитектор Николай Андреевич Артлебен. Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле XVII века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера. В 1875 году Правильную палату Печатного двора посетил император Александр II. В начале XX века там находился музей печатного дела . После революции в здании размещался Гознак, чуть позже - Центральное архивное управление. С 1931 года здесь располагался Московский государственный историко-архивный институт (с 1991 года РГГУ). Свободного доступа к зданию нет, пройти можно через проходную РГГУ, если у кого-то есть такая возможность.

6. В этом году не вся Никольская увешана висюльками, что даёт возможность рассмотреть здание в подробностях.


7. Но ширина улицы не позволяет снять всё здание анфас.


8. Стрельчатые окна.



9.


10.


11. Стрельчатые ворота.


12. Почти стрельчатые двери, явно новые.


13.


14.


15. Резные колонны.



16.


17. Барельефы на книжную тему на боковых стенках ворот. На них редко обращают внимание.



18. Попробовал разобрать что там написано."Положено основание сему зданию для печатания по сломке за ветхостью старого на том же месте в лето от Рождества Христова 1811 а отстроено иждивением Московской Синодальной типографии в 1814 в благополучное царствование Государя Императора Александра I"


19. С этой доской оказалось сложнее, цельный перевод у меня не получился. Здесь надо посидеть подольше, попыхтеть.


20. Пинакли.


21.


22.


23.


24. Солнечных часов здесь двое. Удобно назначать свидание.


25.


26. Битва льва и единорога - тема многих культур. Сюжету этому несколько тысяч лет.


27. Вроде битва, а морды у обоих вполне добродушные.



28.


29. Вместо двуглавого орла сейчас советский герб. Вернут ли орла когда-нибудь?


30.


31. Перечислены основные вехи в истории места.


По материалам сайта "Узнай Москву".

Никольская, Тверской район, готика, Москва

Previous post Next post
Up