Из 9 особняков, построенных архитектором Сергеем Михайловичем Гончаровым, сохранились 6 (если верить Википедии). Но и из этих шести не все сохранили свой первоначальный вид. Один из таких перестроенных - особняк Свешниковых-Новиковых на Большой Полянке. Да, Гончаров много строил в готике, но вот именно эта готика принадлежит не его карандашу, хотя и несколько перекликается с особняком Ф.А. Васильева в Скобеево.
На плане этого участка 1822 года отмечен одноэтажный деревянный домик, принадлежавший Ивану Иванову, священнику церкви Успения в Казачьей слободе. Вскоре владение перешло к купцу Николаю Афанасьевичу Батурину. В 1836 году он построил одноэтажный каменный дом. В середине XIX века хозяином участка стал купец Сергей Петрович Беляев, маклер Московской биржи. В конце XIX века владение принадлежало уже купцу 1-й гильдии Василию Варфоломеевичу Новикову, состоявшему в купечестве с 1863 года. Он торговал под фирмой "В.Новиков и А.Васильев" бумажным товаром в Богоявленской линии Китай-города, состоял почетным членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей.
Его сыновья, купцы Алексей и Вячеслав Новиковы построили в 1907 году, вместо деревянного, каменное двухэтажное здание с проездными воротами и полуподвалом по проекту архитекторов Сергея Гончарова и Льва Даукши Старых фотографий того дома я не нашёл, на чертеже готические детали не отмечены. Крыша была первоначально плоская. Слева от центра фасада находился ризалит, повышенный фигурным аттиком. Справа, вместо ныне существующего небольшого окна, была проездная арка. То, что сейчас перед нами здание, спроектированное Гончаровым, подтверждают разве что своеобразные оконные перемычки в окнах первого этажа.
В 1915 году особняк с участком купила почетная гражданка Москвы, мещанка Клавдия Свешникова, при которой здание было перестроено по проекту Сергея Флегонтовича Воскресенского. Именно в проекте Воскресенского здание приобрело свои «готические» особенности. Основные изменения коснулись декора постройки, однако и конструкция его была несколько изменена, в частности проездная арка была заложена и заменена жилым помещением.
2. На втором этаже с северного торца был пристроен зимний сад, оформлен стрельчатый портал входа, одновременно служивший и балконом. Красиво сделали и дворовый фасад: на галерею второго этажа ведет лестница, "охраняемая" каменным львом. Очевидно, что лестница построена тоже при Свешниковой, иначе она мешала бы проезду через арку, на месте которой со дворового фасада расположено маленькое, несоразмерное оригинальным окно.
3. Три окошка в левой части особняка, когда-то за ними был зимний сад со стеклянной крышей
4. Хоть эта вся готика к исследуемому мной Гончарову отношения не имеет, детали её мы посмакуем.
5.
6.
С этим домом связана одна легенда о дочери купца, владевшего этим домом. Будто бы сбежала она из отчего дома с итальянцем, а спустя несколько месяцев вернулась на сносях. В гневе купец велел запереть её в светёлке на чердаке без воды и пищи. Несчастная была заживо погребена вместе с новорожденным младенцем. Слышали только её крики и мольбы о помощи. Говорят, что купец не вынес этого кошмара, бросил дом и уехал за границу, а своё огромное состояние обратил в драгоценности, разделил на три части и спрятал в доме. Ходят слухи, что и по сей день в доме на Полянке слышны крики и мольбы этой девушки..
7.
8.
9.
10. Пинакли с фиалами в Москве не так часто можно встретить.
11.
12.
Вскоре после революции особняк был передан детям. В 1918-м году газета "Правда" пишет, что "в Замоскворечье, в бывшем особняке купца Свешникова, помещается клуб "Пчёлка" для пролетарских детей из самых бедных кварталов. Дети играют, лепят, рисуют, поют..." С тех пор в шикарном особняке хозяйничают дети. Вместо седого швейцара новых хозяев - детей - встречает дежурный администратор, и те, быстро переодевшись, спешат в залы и кабинеты на занятия к приветливым педагогам, чтобы постичь тайны творчества, науки, искусства. Дом менял названия - Дом пионеров, Дом комсомольца и школьника, Центр досуга и творчества, в настоящее время - это Московский городской дворец творчества детей и молодежи "На Полянке". Не меняется только суть - этот дом для детворы. Около двух тысяч детей и подростков посещают дворец-сказку. Сюда приходят уже правнуки первых кружковцев.
Из воспоминаний посетителей: По черной лестнице со двора В подвале был гардероб и при входе стоял медведь с подносом в руках, настоящее чучело. Входишь и упираешься прямо ему в бок. Жутковато. А с парадного входа- красота полный парад. На первом этаже был очень красивый зал с огромными окнами на Полянку. Дом и внутри немного готический, потолки, окна, двери. А на втором этаже комнаты для кружков больше похожие на гостинные - ковры, зеркала, шторы, люстры. После голодной войны это все казалось просто сказкой. И была комната-игротека с большим количеством мягких игрушек, больших кубиков и всяко разного. Был еще зимний сад, но в него почему-то не пускали. А внутри двора наружная галерея и каменная лестница прямо из как из фильма про Золушку, но ходить по ней было нельзя, осыпалась. И содержали в порядке и делали дом теплым, красивым, приветливым и уютным две добрые еврейские женщины Маргарита и Александра, отчеств не помню. все ободрали и стало скучно, обычный советский дом культуры, ходить туда уже не хотелось.
В 2016-м году детей выгнали, а особняк передали под "культурно-образовательный центр" Юрию Башмету. С детей чего возьмёшь, а Башмет за аренду платит.