Южнопортовый район Москвы своё название получил от Южного речного порта, хотя тот и находится на территории соседнего района Печатники. Главным промышленным предприятием района был 1-й ГПЗ - первый государственный подшипниковый завод. Решение о строительстве этого индустриального гиганта было принято в 1929-м году. Власть прекрасно понимала, что подшипники - основа машиностроения: без них не поедет автомобиль, не полетит самолёт, не будет работать станок, не выработаешь электроэнергии. проектная мощность - 24 млн подшипников в год.
Первая продукция была выпущена в 1932-м году. Первые заводские корпуса были построены в стиле конструктивизм. Некоторые из сохранили свой внешний вид до сих пор. Вот с них и начнём.
Фото 2013-го года
отсюда.
2. Здание бывшей проходной. От неё двухэтажная галерея шла почти через весь завод.
3. Справа от проходной инженерный корпус 1932-го года постройки.
4. В 2012-м его реконструировали, теперь он выглядит так.
5. Дом 13а - бывшая медсанчасть (амбулатория) завода, 1934-й год.
6.
7. Дом 15, стр. 1, бывший дом заводской культуры. Работал пока не построили печально известный на Дубровке.
8.
Повернём на углу налево и пойдём по 2-й улице Машиностроения вдоль южной границы завода.
9. Дом 17, бывший учебный комбинат завода. Сейчас там сауна и какой-то левый вуз типа финансово-гуманитарной академии.
10. Восточную часть достроили позже.
11.
12. Дом 17, стр. 1. Этот корпус построен в 1931-м году.
13.
14. Дом 19а - пожарная часть № 49.
15. 2-я ул. Машиностроения, дом 23 - бывшее заводское общежитие. Из конструктивистского здесь были разве что угловые балконы, но их срубили.
16. Дом 25, стр. 1 административная часть заводской автобазы.
Крупный жилой массив
Дубровка был построен к северу от завода, я о нём уже рассказывал. К Южнопротовому району относится его западная часть. Напротив южной части завода я нашёл всего пару домов 1930-х годов постройки и одну переделанную школу.
17. Бывшая школа на 1-й улице Машиностроеная. Построена в 1935-м году французским архитектором А. Люрсом. К сожалению не нашёл фотографий здания без плитки.
Сейчас завод не работает, в корпусах торговые центры. Машиностроения в стране нет, и подшипники не нужны.
Из раннего конструктивизма в жилом массиве не нашлось ничего. Возможно дома были снесены для того, чтобы построить на их месте высотные ЖК. А может их и не было, на старых фотографиях я их тоже не нашёл.
18. Есть пара позднеконструктивистских домов 1937-го года. 1-я ул. Машиностроения, дом 4, корп. 1 и 2
19. Или это были дома для начальства или коммуналки. В достаточно большом доме на 7 подъездов всего 75 квартир.
20.
21. Трёхэтажный домик с угловыми балконами 1930-го года постройки. Единственный в районе конструктивистский к югу от МЦК.
Путеводитель по конструктивизму в моём журнале