Железнодорожный. Центр и Жилгородок

Nov 01, 2022 21:45

    Удивительное дело - в бывшем городе Железнодорожном нет улицы Ленина. Вернее она есть, но на самой окраине в бывшем селе Саввино, да и улицей это назвать трудно. Так, узенький проезд между домами. В связи с такой незадачей встал вопрос - как определить в незнакомом городе, где находится его центр? Есть улица Главная, но на центр она явно не тянет. Есть улица Центральная, но это по сути кусок Носовихинского шоссе. Но есть ещё один вариант: центр там, где сидит власть. Вот это сработало.

К власти ведёт Центральная аллея, протянувшаяся вдоль улицы Пролетарской.



2. На аллее стоит памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому, в плаще с кровавым подбоем и шпагой бывшему владельцу усадьбы Кучино, основателю Аэродинамической лаборатории. Обратите внимание, он что-то держит в правой руке. Запомните это, позже пригодится.


3. Член-корреспондент Французской академии наук, между прочим. Девиз "Всё для дела, ничего для себя".


4. Сама же власть занимает достаточно скромный домик простой сталинской архитектуры без пафосных деталей.


5. Между властью и Центральной аллеей есть ещё два памятника. Собачки Мурчик (побольше) и Джостик (поменьше).


6. На постаменте есть пояснительная табличка, но пояснения вызывают больше вопросов, чем ответов.


Много раз видел, как собачки гадят, но ни разу - как убирают.

А вот меня поправили. Действительно эти собачки относили мусор в урны, подавая пример людям. Очень интересная история.

7. Подальше от Рябушинского, поближе к власти стоит памятник Ленину с планшетом. Не берёг себя Ильич, шёл, уставившись в планшет. Так мог и под машину попасть или электричку.


8. В районе сохранилось немножко двухэтажных сталинок, скорее всего послевоенных.


9.


10. Мимо водонапорной башни я так просто пройти не могу.


11. На восток от Центральной аллеи уходит улица с говорящим названием Новая. Она на рубеже веков застроена многоэтажными домами. И выглядела бы уныло, если бы не фестиваль граффити, заканчивавшийся как раз во время моего визита.


12. На углу Пролетарской и Маяковского громоздится недостроенный торгово-развлекательный комплекс "Кристалл". Это самый знаменитый долгострой Железнодорожного. В 2019-м его приговорили к сносу за многочисленные нарушения, допущенные в ходе строительства, но приговорённый всё ещё скорее жив, чем мёртв, хоть и находится в коме.


13. А раньше на этом месте стоял кинотеатр "Родина". Но сгорел в 2001-м. Сейчас двухсоттысячный город живёт без кинотеатра. Хотя, может быть, в новых ТРЦ и есть небольшие кинозалы.


Что же вообще такое - этот город Железнодорожный? Как следует из названия. появился он благодаря железной дороге Москва - Нижний Новгород, запущенной в 1862-м году. Поначалу станция и посёлок при ней носили название Обираловка. Суть названия понятна, здесь обирали проезжавших через эту местность путников. Но вот кто обирал? Есть варианты: шайки разбойников и таможня. Суть одна, разве что на таможне не убивали. Но официальная версия происхождения названия - от фамилии Обиралов (Абиралов).
    Мимо такого чудесного названия не смог пройти Лев Толстой. По легенде именно здесь он бросил под поезд свою героиню Анну Каренину. В то время это был новый, прогрессивный способ самоубийства. Станция не была узловой, скорее местного значения. ей пользовались кучинские дачники, от неё были построены подъездные пути к кирпичному заводу Миловановых и к Саввинской мануфактуре.
    В 1939-м году разросшийся посёлок получи статус ПГТ (посёлок городского типа) и в том же году переименован в безличное название Железнодорожный. В 1952-м году ПГТ стал городом в Реутовском районе, а в 1960-м в его состав включили рабочие посёлки Кучино и Саввино и повысили статус до города областного подчинения. А в 2015-м его прихлопнули - Железнодорожный восемью микрорайонами вошёл в состав Балашихи, хотя связь между ними оставляет желать лучшего, двух узеньких шоссе явно недостаточно. По-прежнему жители Балашихи продолжают ездить в Москву по Горьковскому и Щёлковскому шоссе, а жители Железнодорожного - по Носовихинскому.
    Как всегда объединение преподносится заботой о населении, сокращением чиновничьего аппарата. По факту получилось, что "присутственные места" теперь разбросаны на огромных расстояниях. Теперь, чтобы получить справку в психо- и наркодиспансере, жители Балашихи должны ехать с пересадками в Железнодорожный.
    Сейчас Железнодорожный активно застраивается жильём эконом-класса, усугбляя и без того острую проблему с инфраструктурой и транспортной доступностью. Но цена на новостройки одна из самых низких в первом поясе ближнего Подмосковья.

К западу от Пролетарской расположен бывший микрорайон Железнодорожного Жилгородок, в котором частично сохранилась послевоенная застройка.

14. К югу от Жилгородка когда-то был деревообрабатывающий комбинат № 6.


В 1942-м году на основе деревообделочных мастерских, создаётся деревообделочный завод ОПП ГУАС НКВД СССР, который позднее, в 1952 г. будет преобразован в Деревообрабатывающий комбинат № 6. До 1945 г. на нем работало около 200 человек. ГУАС (Главное управление аэродромного строительства) НКВД СССР. Организовано в марте 1941 г. на основании Постановления СНК СССР, по которому на НКВД было возложено строительство аэродромов для ВВС Красной Армии. К июню 1941 г. было развернуто строительство 254 аэродромов. Некоторые были уже построены к июлю 1941. Строительство велось силами заключенных, приговоренных к исправительным работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти. Скорее всего расположение такого предприятия недалеко от Опытной станции, разрабатывавшей новые аэродромные покрытия. является неслучайным.

15. Сейчас на месте комбината построен ЖК "Центральный" (фото из Викимапии).


16. Строительство двухэтажных деревянных домов Жилгородка началось в марте 1943-го года.


17. Но те дома, которые можно увидеть сейчас, построены в основном в послевоенные годы.


18. Как всегда, считается. что их строили пленные немцы.


19. С виду дома типовые, но отличаются деталями.


20.


21. Сейчас сохранилось около 25-ти таких домов, в основном на улицах Жилгородок и Некрасова. Условия жизни в таких домах далеки от идеальных, жить осталось недолго.


22. А их жильцы переезжают в многоэтажки.


23. Китайский ресторан "Кайфын" на Главной улице, бывший торговый центр.


24. Знаковое место для Железнодорожного, да и для всего Подмосковья тоже, особенно ы нынешние тревожные времена. Сборный пункт.


25. Через него прошли многие призывники Подмосковья.


26. Ракета ЗРК С-200 на пусковой установке 5П72. На военной кафедре мы на такие обучались. Сняты с вооружения в середине 1990-х.


27. При сборном пункте в 2002-м году по инициативе областного военкома была построена церковь Троицы Живоначальной. Здесь можно помолиться перед отправкой в часть или учебку и даже принять обряд крещения. Несколько необычная архитектура для православного храма.

Железнодорожный, велопрогулки, Балашиха

Previous post Next post
Up