Прогулка по Электростали. Часть 2

Jun 08, 2022 21:37

    Заехав в Электросталь на пару часов минувшей зимой, я понял, что надо будет ещё раз приехать. Конструктивизм, в принципе, я посмотрел весь, но понял, что город по-своему интересный и помимо конструктивизма. Несколько смутили меня расстояния, и, чтобы повысить свою мобильность, решил проехаться по городу на велосипеде. Благо почти от порога моего дома идёт прямая электричка до Фрязево, от которого до самой Электростали но моём коне 16 минут езды.
    Город расположен вдоль двух магистралей - Малой бетонки, которая здесь именуется Фрязевским шоссе и железнодорожной ветки на Ногинск. Планировка города по-военному чёткая - продольно-поперечная. И микрорайоны тоже названы просто и понятно: Центральный (Соцгород), Северный, Восточный, Южный и примкнувший к нему Юго-западный. Западный не родился из-за того, что там уже стоял радиоцентр № 9. Но не исключено, что его строения скоро снесут и доукомплектуют Электросталь и Западным микрорайоном.




    Зимой я рассказывал про Краснозаводск - город, который возник благодаря Первой мировой. Электросталь родилась по тому же принципу. Воюющей стране катастрофически не хватало боеприпасов, не хватало специальных сталей, из которых изготавливалось оружие. И помочь ей было некому, союзники сами вели тяжёлые бои нуждались в вооружениях и боеприпасах не меньше нашего.
    По решению российского правительства в 1916-м году в урочище с говорящим названием Затишье начали строить сразу два завода - металлургический и снаряжательный. Контракт на строительство заводов с последующим выпуском продукции получил Николай Второв. Он был хорошим организатором, зарекомендовавшим себя с лучшей стороны работой по предыдущим контрактам. Эти качества помогли ему стать на то время самым богатым человеком в Российской империи.
    Было образовано акционерное общество "Электросталь", которое и дало в итоге имя будущему городу, хотя название это может показаться типично советским. Электрометаллургический завод строили с западной стороны Богородской железнодорожной ветки, а снаряжательный - с восточной. Место для строительства снаряжательного завода выбрали по трём критериям - удалённость населённых пунктов, лесистая местность, маскирующая завод и наличие железной дороги. Строили его  в некотором отдалении от металлургического завода и железной дороги в целях безопасности последних. Три деревушки, находившиеся в районе строительства своё существование прекратили.
    Для строительства заводов было мобилизовано несколько тысяч крестьян и уже в феврале 1917-го снаряжательный завод выпустил первую партию снарядов. Металлургический завод выдал первую продукцию в ноябре того же года. Снаряжательный завод впоследствии перешёл на атомную тематику и ушёл в тень секретности, поэтому Электросталь стала считаться городом металлургов.

2. И в городе много что напоминает о металлургии. Стела на въезде в город со стороны Фрязево.


3. Здесь же въезжающих встречает основатель города древнегреческий бог Гефест, кузнец и изготовитель молний для Зевса. Правда был он хромый на обе ноги и лицом не вышел, но зато умел под водой вопреки законам физики выковывать чудные вещи и построил все здания на Олимпе. Атомщиков тоже упомянули.


4. Заодно и Иисуса Христа добавили. Так, на всякий случай, хоть и был он плотником.


5. Вот так оно выглядит всё вместе.


Вообще героев металлургии в городе упоминают неоднократно, мы их ещё встретим.

6. Двинемся в город. Слева от шоссе Юго-западный микрорайон. Вполне банальная спальная застройка.


7. Уже на подъезде к городу начинаешь понимать, что вполне солидный. Гипермаркет, всё по взрослому.


8. А вот и следующие металлурги на торце жилого дома № 1 по Южному проспекту - южному въезду в город.


9. По левой стороне проспекта жилые дома, а по правой разнообразные здания современной архитектуры - автосалоны и вот этот торговый дом "Южный".


10. Причём попадается и весьма интересные образцы. Это даже не синагога, а просто офисное здание.


11. Есть и автосервисные шанхайчики, но они особо в глаза не бросаются.


12. Хоть и стараются привлечь к себе внимание.


Дальше Южный проспект плавно переходит в улицу Мира.

13. Ничто прекрасное не чуждо этому городу. Раз уж будка стоит на проспекте. пусть она будет украшена.


14. У этого жилого дома наверняка есть местная кликуха, что-то типа "пилы" или "лесенки".


15. Кроме гигантов металлургии и атомки были в городе и фабрики поскромнее, но всё равно они выглядели солидно. Бывшая книжная фабрика на улице Тевосяна.


16. А вот и сам Иван Фёдорович Крузенштерн Тевосян. На самом деле он, конечно же не Иван, а Ованес.


С 1927 года работал помощником мастера, мастером, начальником сталеплавильных цехов и главным инженером завода на заводе «Электросталь». Впоследствии был министром чёрной металлургии, очень много сделал для развития отрасли. Его прах захоронен в Кремлёвской стене, а это о многом говорит.

17. За спиной у Тевосяна киноцентр "Современник". Кинотеатр построили в 1972-м, нынешний вид он приобрёл в результате реконструкции 2006-го года.


18. Школа 1957-го года постройки. Здесь вообще как-то всё солидно и основательно.


19.


20. И никаких суеверий.


21. Жертвам политических репрессий.


22. После пересечения с улицей Радио начались парадные сталинки и большие площади. Площадь Ленина.


23. Ледовый дворец спорта "Кристалл". Солидному городу - солидная команда. Кристалл 12 лет выступал в высшей хоккейной лиге, входил в шестёрку сильнейших команд. Но проявивших себя хоккеистов переманивали в московские клубы, образовался кадровый голод и команда выбыла из высшего дивизиона. Дворец был построен в 1971-м, тогда Кристалл играл в 1-й лиге, занимал места в верхней части таблицы. Сейчас команды мастеров не существует, финансовые трудности.


24. Ленину остаётся только развести руками. путь вперёд он здесь уже не показывает, денег у него тоже на хоккей нет.

25. Водоём с фонтанами и рыбаками. Говорят, используется в качестве технического для установок заморозки Дворца спорта.


26. Дом № 4 по улице Мира построен в 1955-м году.


27. Сам по себе дом впечатляет, но необходимо зайти во двор. каким-то чудом там сохранился изумительный фонтан.


28. Фонтан не работает. Здесь нет никакого соцреализма. Стоит его рассмотреть повнимательнее.


29. Старая школа имперских времён.


30.


31. Здесь улица Мира упирается в улицу Корешкова (бывшую Вокзальную).


32. И мы свернём по Корешкова налево.


33. Раньше она вела от вокзала к ДК Строитель. Но ДК сгорел в начале 1990-х.


Вообще в Электростали обно время было пять (!) больших ДК, что лишний раз говорит о значимости города. Сейчас осталось только два, но каких!

34.


35. На месте ДК построена церковь Вознесения Господня в византийском стиле, характерном для рубежа 19-20 веков.


36. Перед церковью организована приятная зона отдыха с лавочками. Когда подрастут деревья, будет совсем хорошо.


37.


38. Вокруг трёхэтажные сталинки.


39. Развернёмся и пойдём в сторону вокзала по южному краю Соцгорода. По правой стороне городской парк. Утром он был ещё закрыт и я туда не зашёл, но вот на заборе плакатики с интересной информацией.


У нас в Королёве таким человеком была маленькая, но сильная женщина Любовь Петровна Гулецкая.

40. Дальше по ходу мемориальный комплекс, посвящённый погибшим в Великой Отечественной.


41. Вечный огонь.


42. Композиция из стали.


43.


44. А это уже воинам-афганцам. Шесть человек из 250-ти побывавших "за речкой" домой не вернулись. Нынешние пропорции будут намного страшнее.


45. Солдатам России. Здесь уже даты с 1995-го по 2005-й.


46. Бывшая Вокзальная улица приводит, как ни странно, к вокзалу.


47. Вокзал открыт в 1916-м году. На Москву через него проходит 17 пар электричек. До Курского вокзала езды в среднем 1ч 25 мин, 189 руб. По рабочим дням ходит скорый, идёт чуть больше часа, но стоит уже 255.


48. На этом первую часть весенней прогулки закончим, причём тем же сталеваром, с которого и начали. Стоит он спиной к вокзалу

Электросталь, велопрогулки

Previous post Next post
Up