Павловский Посад. Главная фишка

Feb 06, 2022 20:16

    Попадалась информация, что Павловский Посад попал в официальный путеводитель по туристическим городам Подмосковья. Не знаю, что это за путеводитель, но город для туриста интересен, особенно, если вы любитель индустриальной архитектуры конца 19-го - начала 20-го веков, когда вроде бы даже производственные корпуса строили архитекторы, набившие руку на дворцах и храмах. Крупных текстильных фабрик в городе целых пять, причём три из них худо-бедно, но работают по профилю. Интересен и своеобразен местный конструктивизм, но это на любителя. Есть сохранившиеся участки дореволюционной гражданской застройки.
    Но для того, чтобы привлечь массового туриста, нужна своя фишка, свой бренд. Такой фишкой заслуженно стали платки. Практически все организованные экскурсии по городу включают посещение музея платков и одного из фирменных платочных магазинов. Редко когда в программу экскурсии входит посещение Павловопосадской платочной мануфактуры -  фабрики, где ещё сохранилось производство платков.





Вот об этой фабрике и пойдёт речь, хотя платки изначально на территории нынешнего Павловского Посада производили многие. Платки начали производить ещё в конце 18-го века, а к середине 19-го в Богородском уезде было уже более 70 платочных фабрик. Правда фабриками в нынешнем понимании это назвать сложно, это было в большинстве своём кустарное производство на дому в ткацких светёлках. История Платочной мануфактуры начинается с 1795-го года, когда крестьянин села Павлово Иван Дмитриевич Лабзин начал вырабатывать шёлковые платки, набрав для этого с десяток работниц. Расширением дела занимались уже потомки Ивана Дмитриевича, но только внуки перешли в купеческое сословие, чтобы иметь возможность вести торговлю в других городах.
    К середине ХIX века предприятие перешло к его правнуку Якову Лабзину, который вместе с компаньоном и по совместительству родственником Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. Надо сказать, что шёлковые платки в цветочек до середины 19-го века были удовольствием не из дешёвых и мало кто из простого люда мог позволить себе их купить. Начиная с середины ХIX века на многих мануфактурах и фабриках налаживают производство более дешёвых, по сравнению с ткаными, платков и шалей с набивным узором.

2.


3.


Компаньонам пришлось работать в условиях жесткой конкуренции: востребованная временем продукция производилась тогда на многих фабриках, наиболее мощные из которых были сосредоточены в Москве и Владимирской губернии. Тем не менее купцы из Павловского Посада, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи.
    О том, что к началу 1860-х годов на предприятии Лабзина-Грязнова было полностью освоено новое производство, говорит тот факт, что среди работников фабрики в 1861 г. значились набойщики, резчики, выжигальщики, перротинщики, 2 колориста и даже 3 рисовальщика: Иван Иванович (Иванов), Михаил Ильич (Судин), Иван Васильевич Сорокин.
    На Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г. фабрика получила малую серебряную медаль «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков». Из павловских шалей, дошедших до наших дней, наиболее ранними являются платки 1860-х г.г. Их принадлежность можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка - клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления. В 1869 г. В. И. Грязнов скончался, но вплоть до Октябрьской революции во главе фабрики всегда стояли представители родов Лабзиных и Грязновых.
    1870-1880-е годы можно характеризовать как время расцвета платочной мануфактуры. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества». В 1870-ом и 1882-ом годах предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.
    Во 2-ой половине 1880-х годов начинается процесс своеобразной демократизации павловского платка. Шали находят широкое распространение не только в дворянской и купеческой среде, но и приобретают популярность среди мещан и зажиточных крестьян.

4. В 1901-м году были построены новые красивые фабричные корпуса.


5.


6. Сейчас такое фото не сделаешь, мешает забор и более поздние постройки.


7. 1930-е годы.


8. А поскольку фабрика сейчас является одним из важнейших туристических объектов города, кирпич покрасили, чтобы стало "ещё красившее, чем было".


9.


10.


11. Вид со стороны старицы Клязьмы (озеро Тухлянка).


12.


В начале XX в. «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» - самое крупное предприятие России по выпуску шерстяных платков и шалей, где работало более 2000 человек. Склады готовой продукции находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпинске, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Имущество «Товарищества», включая стоимость материалов и товаров, оценивалось на сумму более 4.300.000 рублей.

13. Бывшая фабричная контора.


14. Владельцы фабрики содержали в городе несколько школ.


15. Одна из них прямо рядом с фабрикой.


16. Рядом со школой были построены и фабричные ясли. Здание сохранилось, но без башенки.


После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В первые десятилетия из-за нехватки сырья основной продукцией были хлопчатобумажные изделия. Шерстяные шали в эти годы делали, главным образом, по старым дореволюционным образцам. Уже с середины 1920-х годов на фабрике осуществляли попытки внедрить новые направления в оформление платков. Появился интересный опыт компоновки узора из стилизованных изображений животных (шаль «Леопарды»), получили распространение рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации страны. Но все же ведущее место среди павловских изделий по-прежнему занимали шали с традиционным цветочным орнаментом.. Это художественное направление нашло наиболее яркое воплощение в творчестве Н.С. Постигова, Н.И. Чудина, К.Е. Аболихина. Имена этих художников стали легендой, а их творчество - «классикой» искусства павловского платка.
    В 1928 г. объединенные Старо-Павловская и Ленская фабрики участвуют в 1-ой выставке художественного текстиля, состоявшейся в Москве. В каталоге выставки среди изделий фабрики значатся платки шерстяные и полушерстяные, набивные и гладкие, грунтовые и кремовые, с шелковой и шерстяной бахромой. В 1937 г. для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже коллективом фабрики было подготовлено более 600 изделий: шалей, покрывал, скатертей, панно и т.д.
    В войну фабрика перешла на выпуск тканей для обмундирования, однако уже в послевоенные годы на фабрике вновь начали выпускать набивные чистошерстяные платки. Сейчас Павловопосадская платочная мануфактура выпускает около 1000 видов не только шалей и платков, но и шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка, льна. Предприятию придан статус народного художественного промысла России.

17. Платки выпускаются не только с цветочками, но и с различными сюжетами, правда, это скорее всего для музея. Этот посвящён Василию Грязнову, причисленному к лику святых.


18. А этот - Вохонскому сражению 1812-го года.


19. Рядом с фабрикой построено новое здание для музея и фирменного магазина. Сейчас музей работает в ДК на Париже.


20. Мануфактура готова одеть людей в свои ткани с головы до пят.


21. Но сами местные жители предпочитают другую одежду и обувь. Непатриотично как-то.


22. Не одними только платками стараются привлечь туристов. Встречал в городе несколько таких тумб. Эта зазывает в милитари-парк поиграть в войнушку. А ещё возят на фабрику ёлочных игрушек "Иней" в Данилово, что в 17 км от Павловского Посада.


23. Но вот только жилые дома рядом с красиво покрашенной фабрикой приводить в порядок похоже не собираются.


Источник

Павловский Посад, старые фабрики

Previous post Next post
Up