Николо-Берлюковская пустынь

Nov 07, 2021 20:05

       Николо-Берлюковский монастырь мне довелось посетить дважды - солнечным августом 2016-го года и хмурым ноябрём 2021-го. Фотографии будут с обеих поездок, надеюсь, ряби в глазах читателей сей факт не вызовет. Монастырь находится в паре километрах от Щёлковского шоссе на границе Щёлковского и Ногинского районов.
    В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками в период Смуты соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни - Берлюковская - народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»). На месте будущего монастыря в это время находилось кладбище.
    Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы - игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.
    В начале 1701 года храм стал подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыли несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В том же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.
    В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители - Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.




2. Самое примечательное здание монастыря - колокольня. По высоте она занимает 9-е место в России. Высота 90,34 м. Но если учесть, что 4 из тех, что впереди, выигрывают за счёт длинного шпиля, то может даже и в пятёрку вошла бы.


Первоначальная колокольня находилась с западной стороны Троицкой соборной церкви и была деревянная, крытая тесом, на двух столбах с деревянным крыльцом: «Надо входом в церковь Троицы построена в два этажа колокольня с порядочным и довольно согласным звоном, из коих большой слишком в 301 пуд, второй во 102, а третий в 53 пуда, литые в 1783 году, сверх того еще пять колоколов меньших». Звонница была выстроена в 1764 году.
    В 1827-м году была выстроена новая каменная колокольня на прежнем месте. Прошло еще почти 25 лет и уже при другом настоятеле в 1851 году - возведена каменная двухъярусная, не очень высокая, крытая железом, для большого праздничного колокола, весом 1005 пудов.
    В 1895-м московский купец Фёдор Никитич Самойлов пожертвовал на строительство новой колокольни 30000 рублей. Проектировал колокольню Александр Степанович Каминский, руководил работами его ученик Василий Михеевич Борин, которым были выполнены все детальные шаблоны, рисунки и конструктивные чертежи. Колокольня была построена в ограде пустыни на северо-восток от соборного храма Христа Спасителя и в плане представляет собой правильный крест. Стиль колокольни русский, с оригинальными фронтонами, арками и кокошниками, на выступающих сторонах каждого яруса. В нижнем первом ярусе помещались главные входные ворота, во втором ярусе помещался большой праздничный колокол, в третьем ярусе помещался весь колокольный звон, состоящий из пятнадцати колоколов, в четвертом ярусе был установлен часовой звон из шести колоколов.
    Начата постройка колокольни 22 июня 1895 года, торжественную закладку которой совершил 30 июля Преосвященный Тихон епископ Дмитровский с настоятелем обители игуменом Адрианом и казначеем пустыни иеромонахом Варлаамом. Завершено строительство колокольни 30 июля 1899 года. Освящение состоялось 11 июня 1900 года.

3. Храм Христа Спасителя. летний.


Сооружён в 1842-1847 годах специально для чудотворной иконы «Лобзание Христа Иудою» при настоятеле Венедикте. Освящение собора состоялось в 1848 году. В 1860-1865 годах был выполнен штукатурный декор фасадов. Выстроен в стиле позднего классицизма с более поздними деталями псевдорусского стиля. Кирпичное оштукатуренное здание покоится на белокаменном подклете.

4. Чугунный навес над входом в храм. пять лет назад его не было.


5.


6. Каменная трехпрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы была поставлена на месте старой обветшалой церкви в 1786 году по плану утвержденному лично архиепископом Московским Высокопреосвященным Платоном (Левшиным). Зимний собор во имя Святой Троицы с пределами Николая-Чудотворца и Мученика Мины. В ней имелось три престола: средний - во имя Святой Троицы; левый - во имя Святого мученика Мины; правый - во имя святителя Николая Чудотворца. В этот храм перенесли 16 июня 1829 года чудотворную икону “Лобзание Христа Иудою” из пекарни.


7. А так выглядел собор пять лет назад. Двуцветный он всё-таки был более выразительный. Но в 2016-м он был закрыт.


8.


9.


10. Внутри собора стены и потолок пока не расписаны, иконы новые, не намоленные.


11. В октябре 1844 года игумен Венедикт подал прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету о построении на западной стороне монастыря двухэтажного каменного корпуса с церковью. Церковь предполагалось заложить на месте, где в 1829 году была обретена чудотворная икона “Лобзание Иисуса Христа Иудою”.


12.


13. Церковь во имя святителя Василия Великого, надвратная, каменная, одноглавая, начата в мае и окончена осенью 1840 года.


Надвратная церковь во имя святителя Василия Великого сооружена в формах позднего классицизма. Возвышающийся четверик храма перекрыт четырехскатной фигурной кровлей, несущей световой барабан, который был некогда увенчан изящной главкой в виде вазы и крестом. Боковые части здания несколько меньшего объема фланкируют основной четверик.

14. Братская трапезная построена в 1830-м году. Для паломников есть отдельная трапезная, но она в связи с известными ограничениями не работала.


15. Братский корпус, совмещённый с восточной башней.


Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений были переданы дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; были украдены все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель - игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная литургия.
    В 1930-х годах в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем - санаторий для туберкулёзных больных, с 1941 года - госпиталь на 100 мест, с 1945 года - дом инвалидов, с 1961 года - больница № 12, с 1972 года - Московская городская больница № 16 для больных туберкулёзом и психическими заболеваниями. Казанская церковь и монастырское кладбище были полностью уничтожены. В 1991 г. режиссёр Карен Шахназаров снимал на территории лечебницы фильм «Цареубийца» с Олегом Янковским и Арменом Джигарханяном. В мае 1994 года во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало старинный надглавный крест.
    Осенью 1992 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. В 2002 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины велись реставрационные работы на территории обители. Зимой 2006 года на заседании Священного синода приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь.

Некрополь Николо-Берлюковского монастыря был полностью уничтожен в советское время. Из надгробий мостили площади, улицы, делали бордюрные камни, использовали как фундамент. Места захоронений также утрачены. На сегодняшний день обнаружено всего пять надгробных памятников монастырского некрополя: почетной гражданки Натальи Ивановны Жеребиной (1815-1860 гг. жизни); действительной статской советницы Натальи Михайловны Новиковой (скончалась 9 марта 1820 года); Лидии Сергеевны Мамыкиной (скончалась 18 мая 1901 года); надворного советника Ивана Андреевича Матвеева (скончался 3 августа 1829 года) и еще один памятник с практически истертыми текстами, прочитать которые невозможно.

16. Под этими надгробиями, стоящими вдоль стены Троицкого собора могил нет.


17.


18. На остальных найденных плитах надписи не читаемы.


19. В восточной части монастыря устроена Романовская аллея славы.


20. Стоят бюсты Императоров и некоторых Великих князей.


21. Но императоры не все. нет, к примеру Петра I, обеих Екатерин. Елизаветы и Анны. На них РПЦ в обиде.


22. Первый Романов


23. И последний из царствовавших.


24. Автором всех памятников на «Романовской Аллее Славы» является скульптор, заслуженный художник России Александр Алексеевич Аполлонов.


25.


26. Фонтан "Медвежата".


27. Между юго-западной стеной монастыря и крутым берегом Вори расположено кладбище. Старых могил мне там не попалось, все советского периода, но аллея явно была посажена до революции.


28. Воря.


29. Вела аллея к кладбищенской церкви Казанской Иконы Божией Матери. Церковь не сохранилась, её разобрали на брёвна, из которых построили клуб в Мизинове. Но и здесь её строили не с нуля, а перевезли из Топоркова.


30.


Строительство храма во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна началось в 1861 году. Храм был выстроен над природными карстовыми пещерами над рекой Ворей. В этих пещерах подвизался Берлюковский старец схимонах Макарий проживший с 1841 по 1847 годы в них безвыходно. Старец ископал своими руками в пещерах две кельи и по его молитвам забил источник чистой родниковой воды. Старец преставился 1 апреля 1847 года, завещав настоятелю монастыря отцу Венедикту выстроить на пещерах храм. Но не сразу удалось выполнить святой завет старца. В 1857 году началось строительство деревянного келейного корпуса у пещер, а территория старинного монастырского леса расположенного вокруг пещер была обнесена высоким дубовым забором.
    В 1861 году к настоятелю монастыря иеромонаху Иосифу (Иванову) обратился Московский купец Никита Васильевич Щенников и объявил, что: «через посредство неоднократного сновидения, желает он устроить во … обители… Церковь - во Имя Святого Иоанна Крестителя Господня». На строительство храма Никита Васильевич пожертвовал три тысячи рублей серебром. Строительство храма велось с 1861 по 1864 годы по проекту Московского архитектора Николая Ильича Козловского. В 1864 году по рисунку архитектора Н.И. Козловского на Сибирском Каслинском заводе был изготовлен чугунный вызолоченный иконостас весом 180 пудов с иконами медной чеканки. Иконостас был изготовлен на пожертвования Никиты Васильевича и его супруги Маргариты Григорьевны Щенниковых и обошелся в тысячу рублей серебром. Окончательная отделка храма была довершена весной 1865 года. Освящение храма состоялось 15 ноября 1865 при настоятеле иеромонахе Исайе (Морозове) в сослужении с игуменом Иосифом, настоятелем Давидовой пустыни. Храм имел фасадную часть выходящую на реку Ворю, алтарная же его часть была пещерной и была устроена на месте кельи схимонаха Макария. В 1867-1868 годах при настоятеле монастыря игумене Ионе (Белобородове) был выстроен каменный келейный корпус, соединённый с пещерным храмом и пещерами. Над источником схимонаха Макария был устроен гидропульс для поднятия воды в чашу под образом Иконы Божия Матери Живоносный Источник.
    Здание представляло собой кубический объем с четырехскатной кровлей, на которой возвышалась одна глава на высоком восьмигранном основании. Храм просуществовал до конца 1950-х годов, когда обрушился в результате разбора его стен местными жителями.

31. Сейчас место, где стоял храм, выглядит так. Можно разглядеть фрагменты кирпичной кладки, даже видна петля, на которую навешивалась дверь.


32. Новая часовня построена примерно на том месте. где стояла деревянная на столбах над могилой монаха Макария.


33. В 2016-м попали как раз в сезон цветения роз.


34.


35.


36.


37. Яблочки в игуменском саду.


Есть на территории монастыря огороды и тепличное хозяйство.

38. Кошки в монастырях обычно ласковые и доверчивые.


39. У этой ещё всё впереди.


40. Есть и каменные, эти не мурлычут.


41. Есть у монастыря собственное хозяйство. Я, правда, не видел, где они держат коров и коз, но зато видел объявление.


42. Ещё требуется пекарь-кондитер. Мелкую выпечку разобрали уже с утра, пока я шастал по Берлюкам и Авдотьино. Но зато был ещё тёплый хлеб. Очень хорошо пошёл с натуральным молочком!


Интересна биография настоятеля монастыря игумена Евмения. Родился в Свердловском в 1967-м году, после армии работал В НПО "Энергия", в том числе и на Байконуре. Закончил Бауманку по специальности "Системы управления летательными аппаратами". Получив диплом, пошёл работать во Владимирскую церковь в Мытищах, был сторожем, строителем, прорабом. В 1997-м был пострижен в монахи. С 1999-го по 2002-й строил церковь Пантелеимона целителя при Мытищинской больнице. В 2002-м, как уже опытный строитель, был назначен настоятелем храма Христа Спасителя в монастыре. Смог привлечь спонсоров, да и строительный опыт пригодился. Достаточно многое успел восстановить, хотя работы ещё много. В 2007-м стал игуменом, с 2019-го - благочинный монастырей Московской епархии.
    Я это к тому, что из нашей группы тоже один стал батюшкой, служит в церкви в Рязанской области недалеко от своей малой родины.

Путеводитель по монастырям в моём журнале

#уголкироссии, Ногинский район, монастыри

Previous post Next post
Up