Стоит ли ехать в Шую в туристических целях? Решает каждый сам за себя, а я расскажу о том, что я там увидел. В Шуе представлены практически все архитектурные стили - от модерна до конструктивизма и от классицизма до сталианса, есть много зданий в неорусском стиле, широко представлено деревянное и краснокирпичное зодчество, есть неплохая промышленная архитектура, правда в не очень хорошем состоянии. Любителям церквей тоже есть что посмотреть. Для любителей рекордов есть колокольня. Не все дореволюционные красоты сохранились, но центр города представляет собой достаточно цельный ансамбль одно-двухэтажных дореволюционных зданий, в целом атмосфера старой Шуи чувствуется.
В Шую достаточно просто и быстро можно доехать Ласточкой из Москвы, дорога в один конец займёт чуть больше трёх часов, и осмотр города можно начинать прямо от вокзала. Если приехать часов в 10 утра, а уехать в 7 вечера, то вполне можно успеть без особой спешки и беготни осмотреть главные городские красоты. По крайне мере то, о чём я пишу я успел увидеть с 7 до 13.30.
Но в город я приехал на машине со стороны Иваново, где у меня была "база".
2. Итак, въехав в город, я сразу проехал в левобережную его часть и припарковался на большой парковке на улице Ленина. Её чётная сторона застроена в большинстве своём дореволюционными домами в два этажа.
3. Напротив стоянки расположен центральный рынок. Дело было в понедельник утром, торговцев на рынке не было. Зато было такое уникальное сооружение.
4. Это весовая, а точнее ротонда с мерными весами. После реставрации двухсотлетнее здание выглядит как новое.
5. А ещё недавно был риск утратить этот памятник.
6. Водонапорная башня, которую вполне можно принять за церковь.
7. Первоначально она ещё больше была похожа на церковь.
8. А построил её в 1883-м году известный архитектор В.О. Шервуд.
9. Шуйский Арбат - пешеходная улица Малахия Белова, бывшая Торговая. Как видно, гуляющих здесь не сильно много.
Малахий Белов (1881-1943) - перед Первой мировой войной переехал в Шую. Работал ткачом на местных фабриках. Неоднократно увольнялся за политическую агитацию. В январе 1916 года был одним из руководителей забастовки на фабрике Терентьева, где он в то время работал в красильном цехе. 2 марта 1917 года в Шуе состоялась массовая демонстрация рабочих, приветствовавших Февральскую революцию. В тот же день состоялись выборы в Совет. Его председателем стал М.А. Белов.
10. Замыкала панораму Торговой улицы Спасская церковь.
11. Малахий - редкое имя. Ещё одно редкое имя - Мартирий. А вот чтобы два таких редких имени пересеклись - это втройне редкость. Но есть такой перекрёсток в Шуе улиц Малахия Белова и Мартирия Соловьёва. Этим перекрёстком начиналась Базарная площадь.
12. Одно из интересных зданий на улице Белова - бывший дом купца М.А. Соколова.
Двухэтажное кирпичное здание с подвалом - редкий для архитектуры провинции образец неоклассицизма. Представляет собой мало распространенный в Шуе тип дома с проездной аркой. На первом этаже был известный гастрономический и бакалейный магазин. На втором этаже жила семья хозяина. Теперь в доме музей Фрунзе.
13. Так выглядели "торговые центры" в 19-м веке.
14.
15. Главная туристическая достопримечательность Шуи - колокольня Воскресенского собора.. Она мне запомнилась ещё когда будучи школьником мы с экскурсией заезжали в Шую.
Это самая высокая отдельно стоящая колокольня не только в России, но и в Европе. Её высота составляет 106 метров. Выше неё у нас только колокольня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, но это за счёт шпиля. По "мясу" они примерно одинаковы. Когда я ехал из Введенья, колокольня была видна километров за 12-15. Работы по возведению колокольни начинал итальянский зодчий Яков Маричелли - но в 1819-м году, доведенная до третьего яруса постройка обрушилась. Достраивала сооружение артель умелого каменщика, крестьянина Михаила Савватеева, под руководством губернского архитектора Евграфа Петрова.
В 1891-м году на третий ярус колокольни был поднят колокол весом 1270 пудов, более 20 тонн. Это седьмой по весу колокол России. Отливали колокол на средства уже известного нам шуйского фабриканта М.А. Павлова, а также прихожан храма и нескольких других шуйских благотворителей. Колокол украшали рельефные изображения небесных покровителей царя и членов его семейства и чудотворной Шуйско-Смоленской иконы. При перевозке по льду Тезы в январе 1891 г. колокол ушел под воду, но был быстро извлечен из реки благодаря смелому поступку горожанина, нырнувшего в полынью и продевшего канат в «уши» литого изделия. Через несколько дней колокол подняли на колокольню. Звон его был слышен за 30 верст.
16. Воскресенский собор.
Основу храма, что видим мы сегодня, возвели в 1798-м году, а в следующем, закончив отделку, освятили. В 1912-1913 гг. собор немного перестроили, увеличив размеры трапезной и воздвигнув «трехглавие» над западным входом, что усилило его сходство с символическим кораблем. Храм оштукатурили и украсили лепниной; над южным входом соорудили чугунное крыльцо, опирающееся на десять колонн. Всего входов три, и для них установили тройные двери: первые - железные, вторые - дубовые, третьи - окрашенные под дуб. Для внутреннего убранства храма использовали итальянский и подольский мрамор, дорогие сорта древесины. Шуйско-Смоленская икона заняла место в пятиярусном позолоченном резном иконостасе слева от царских врат. Ей посвящался главный престол собора. Два других, Воскресенский и Успенский, устроили по правую и левую стороны от главного. Вместе со знаменитой колокольней и собором св. Николая он составляет храмовый ансамбль Соборной площади, к которому ведут центральные улицы Шуи.
Об иконе расскажу поподробнее. 1654 год. Россия ведет войну с Польшей, возвращает утраченные в Смутное время земли и воссоединяется с Украиной. В эти дни в самом центре страны бушует моровое поветрие, проще говоря, чума. Вымирают деревни, села, резко сокращается население многих городов. Предполагают, что смертоносные бациллы были занесены в столицу из Астрахани, Украины или Крыма, а потом уже начали гулять по России, впрочем, пострадала от чумы и Речь Посполитая. Сам царь стоял с войсками близ Смоленска. Семья его укрывалась сначала в Троице-Сергиевой Лавре, а потом в Калязине. Мор накатывался на страну двумя волнами; бедствие затянулось на три года.
В сентябре чума пришла в Шую. Смертность в городе росла с каждым днем. Умирали порой целыми дворами. Никаких прививок, чудодейственных вакцин и прочих достижений современной фармакологии не существовало: от эпидемий спасались карантинами, постом, молитвами и покаянием. Причем, по свидетельствам уцелевших современников, меры эти оказывались действенными.
В середине сентября польско-литовский гарнизон Смоленска сложил оружие и сдал город войску царя Алексея Михайловича. Этой победы ждала вся Россия, не забывшая потери и унижения Смутного времени. И тогда у одного из прихожан деревянного Воскресенского храма, стоявшего на крутом берегу Тезы, возникла идея написать для прихода «обетную» икону, список со Смоленского образа Богоматери. Что поручили исполнить «с благоговением и поспешностью» известному городскому иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову. Всю неделю, пока писалась икона, в храме непрестанно молились.
17.
Уже на другой день после нанесения на доску прориси мастер обнаружил, что положение рук и ног у предвечного младенца изменилось: правая нога оказалась приподнята, согнута в колене, в которое упирается локоть правой руки, а пята обхвачена левой рукой. Иконописец исправил отклонение от канонического образа, но наутро история повторилась. Больше икону не «правили» и в положенный срок торжественно внесли в храм, после чего помещение озарилось необычным светом. В чем также усмотрели особый знак свыше, однако болезнь отступила лишь когда паломничество к написанному образу Богородицы охватило весь город. До того эпидемия лишь усилилась, причем одними из первых скончались сам иконописец и его семья.
Со временем у иконы стали совершаться исцеления от слепоты, душевных расстройств, глухоты, суставных и зубных болей и других болезней, что скрупулезно фиксировалось местными священнослужителями: всего с апреля 1666 по октябрь 1667 г. отметили 85 подобных случаев. Уведомили патриарха. Из Москвы прибыла комиссия видных деятелей церкви, и после детальных опросов очевидцев икону, получившую имя Шуйско-Смоленской, признали чудотворной, с отдельным днем празднования, назначенным на 2 ноября - когда город избавился от чумы.
Воскресенский храм стал соборным: богослужения в нем проводил управляющий местной епархией архиерей. Здание на собранные в народе средства перестроили в камне в виде четверика с пятью главами. В XVIII веке оно сильно пострадало от пожаров 1710, 1766, 1770 и 1792 гг. При этом чудотворный образ каждый раз оказывался не тронутым огнем.
Приезжал к чудотворной иконе Петр I, когда-то исцелившийся от болезни после молитвы перед ее списком. Покидая Шую, царь захотел забрать икону с собой, но горожане со слезами упросили самодержца оставить святыню в соборе.
До того, как в Воскресенском соборе установили печи, он оставался летним, а в холодное время богослужения совершались в Никольском храме (1756), вставшем несколькими метрами севернее. После пожара он перестраивался, в результате чего его облик приобрел классические черты. Сейчас завершаются работы по полному восстановлению этого здания.
После революции собор долго оставался действующим, но и храм, и приход ждали тяжелые испытания. Голод 1921-uj года уносил миллионы жизней. Под руководством патриарха Тихона был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Церковь организовала сбор средств, в том числе международную помощь. Кроме того, разрешили жертвовать в помощь голодающим церковное имущество, не предназначенное для богослужений. Советское правительство ответило на это декретом об изъятии церковных ценностей, в том числе и богослужебной утвари, что расценивалось верующими как святотатство.
Предложение шуян выкупить церковное имущество комиссия по «учету и сосредоточению ценностей» отвергла. Народ воспротивился. При разгоне протестующих власти применили оружие; четверо защитников храма, в том числе и малолетняя девочка, погибли, десять человек получили ранения. Так возникло «Шуйское дело», по итогам расследования которого расстреляли настоятеля Воскресенского храма Павла Светозарова, настоятеля Крестовоздвиженского храма Палеха Иоанна Рождественского и заведующего литейной мастерской Петра Языкова. Остальные 16 участников процесса получили различные тюремные сроки. Ценности изъяли, в том числе содрали ризы с чудотворной иконы.
18. Зимний Никольский храм при Воскресенском соборе..
Одноглавый четверик, перекрытый двускатной клетской кровлей с трапезной и трёхчастным алтарём. В 1833 купцом Д.В. Корниловым пристроен северный придел Митрофания Воронежского. После устройства отопления в Воскресенском соборе служил как ризница и полковая церковь. Закрыт не позже 1930-х, занят архивом. Возвращён верующим в 1990-х, отремонтирован. Имеет статус подворья Николо-Шартомского монастыря.
19. Бывшее Благородное собрание, затем Народный дом, сейчас ДК. Построен в 1901-м году.
20. Ещё один очаг культуры - кинотеатр Родина. По архитектуре видно, что здание предвоенное.
Кинотеатр в городе появился благодаря ткачихе Александре Николаевне Гранаткиной. В 1935 году её избрали членом правительства - ВЦИК. Текстильщице из глубинки, простой малограмотной женщине приходилось встречаться с партийными шишками и решать вопросы о нуждах трудящихся. В частности, она обратилась с просьбой от горожан к председателю Совнаркома РСФСР Сулимову о выделении средств на строительство кинотеатра. Просьба Александры Николаевны была услышана, и деньги были выделены. Строительство началось в конце 1930-х годов, а заканчивалось уже в военные годы. Первый киносеанс состоялся 1 января 1942-го года.
21. Дом на углу улиц Ленина и Соловьёва. Построен во второй половине 19-го века. бывшим официантом чайной Ершовым. Ершов не стал выдумывать ничего нового и открыл на первом этаже свою чайную. А на втором были гостиничные номера. Доход они приносили хороший, и Ершов прикупил в Шуе ещё несколько зданий.
В 1971-м году здание получило статус памятника истории. Дело в том, что в марте 1917-го года в здании разместился исполком первого совета рабочих и солдатских депутатов.
22. Театральная, 25. Главный дом городской усадьбы Г.В. Щеколдина, 2-я половина 19-го века. Сейчас здание занимает детский сад. Сохранилась лепнина на потолках.
23. Театральная, 25, главный усадебный дом купца Дудкина.
24. Есть и деревянные усадьбы. Усадебный дом Дамановых, Театральная, 8.
25. На чётной стороне улицы в 1928-м году была построена водонапорная башня на основе шуховской гиперболоидной конструкции. Жалко что не сохранилась.
26. Перспективу Театральной улицы замыкала Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней.
27. Сейчас храм восстанавливается после пребывания в роли фабрики игрушек. От колокольни следов не осталось.
28. А это то, что, по всей видимости, осталось от церкви Георгия Победоносца.
29. Ещё одна церковь, Спаса Нерукотворного, стояла на месте нынешней площади Ленина. Вместе с Воскресенским собором и Крестовоздвиженской церковью они определяли облик центра Шуи.
30. Спасская церковь была построена в 1836-1847 годах на месте каменного здания 17-го века. Очень лёгкая и изящная. В 1869-м году на средства Г.В. Щеколдина была построена колокольня в том же стиле.
31. Варварски взорвана в Первомай 1930-го года. Сейчас там сквер и памятник Ленину, а на месте, где стояла церковь, установлен памятный крест.
32. Бывшее здание городской управы. Построено в 1806-м году, через 100 лет перестроено в неорусском стиле. Сейчас здание занимает городской краеведческий музей им. Бальмонта.
33.
34. Не одним Фрунзе и Бальмонтом может гордиться шуйская земля.
35. Ещё пара интересных зданий на улице Ленина.
36. Здание в неоклассическом по форме стиле с элементами модерна постройки 1915-го года. Магазин Ф.И. Гундобина, оба этажа - торговые, в подвале устроен склад.
37. Керамический фриз, кабанчик свидетельствуют о том, что архитектурная мода проникала и в провинцию. Вообще Шуя приятно удивила наличием зданий в стиле модерн.
38. Ещё в 1970-х за аттиком был купол. Но, к сожалению, утрачен.
39. Площадь Ленина, дом 3. Новый дом городской усадьбы Посылиных, классицизм. В советское время в здании была школа для глухонемых, затем Дом пионеров. Сейчас - школа искусств.
40. Но как-то такие интерьеры не сильно располагают к борьбе за дело коммунистической партии.
41. По соседству стоит старый дом усадьбы Посылиных с флигелем.
42.
43. Союзная площадь, дом 17. Бывшая Киселёвская больница.
Больница сооружена в 1841-1844 гг. по заказу шуйских купцов Ивана и Дмитрия Киселевых в память их деда Василия Максимовича и отца Диомида Васильевича, умерших от холеры в 1931-м году. Проект был выполнен в Московской художественной академии. После окончания строительства и оснащения мебелью и оборудованием больница была подарена городу. Здания бывшей Киселевской больницы - один из самых значительных архитектурных памятников города, прекрасный образец крупного общественного комплекса в стиле позднего классицизма. Главный корпус больницы - крупное двухэтажное на подвалах здание с вальмовой кровлей, П-образное в плане.
Киселёвская больница существовала как городская клиническая больница до конца 2013 года. В больнице располагалось несколько отделений: лор со стационаром, физиолечебница, кожный кабинет, рентген и отделение сестринского ухода. С закрытия последнего и началась история, положившая начало реорганизационной эпопее учреждений здравоохранения, а затем и социальных объектов.
В 2012-м году дамоклов меч навис над отделением сестринского ухода, выполняющего функцию хосписа. В нём на тот момент доживали свой век 24 пациента - одинокие, беспомощные, лишённые крова и находящиеся в трудной жизненной ситуации люди. Все они были в одночасье выписаны, и никто их не пожалел - на кону стояли 3,5 миллиона рублей из областного бюджета, из которых миллион уходил на оплату коммунальных услуг, и два с половиной миллиона - на медикаменты, питание пациентов и зарплату персонала. Спустя некоторое время, «оптимизировали» лор-отделение, расположенное на втором этаже здания. Больные шуяне лишились стационарной хирургической помощи - все лор-операции теперь делают только в Иванове.
В начале 2014 года здание Киселёвской больницы было передано наркологической службе для размещения наркологического амбулаторного отделения № 3 и диспансерного отделения городской психологической службы. Что ж, дело это очень нужное. Однако маневр с передачей здания Киселёвской наркологической службе, видимо, был сделан для отвода глаз. Дальше планов дело не пошло. Городские наркологи в очередной раз остались с носом, а некогда ухоженные помещения превратились в бесхозные руины, которые облюбовали бомжи. Красивое здание погибает.
44.
45. Пожарное депо.
46. Изначально оно было намного красивее. Да ещё и деревянная каланча была.
47. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1754-м году.
48. Колокольня была пристроена позже, в 1814-м году купцами Корниловыми.
49. В 1937-м году была закрыта и обезглавлена.
Продолжим прогулку чуть позже.
Отчёты по результатам этой поездки:
Иваново, усадьба Бурылина Иваново, БИМ Старая Вичуга Лух Иваново, конструктивизм, часть 1 Вичуга, Новая Гольчиха Иваново, конструктивизм, часть 2 Подозёрский Водонапорные башни Иванова и области Иваново, монастыри и храмы Шуя, конструктивизм Вичуга. Тезино Дунилово. Покровская церковь Шуя. Заречье фабричное Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь Шуя, город-сад имени Арсения Писцово. Село и фабрика Писцово. Храмы Комсомольск. Часть 1 Комсомольск. Часть 2, конструктивизм Шуя. Памятные места Дунилово и Горицы Иваново, НИМПрогулка по Шуе, часть 1
Прогулка по Шуе, часть 2
Ростов, Авраамиев и Варницкий монастыри
Вичуга, Бонячки
Введеньё и Чертищи
Прогулка по Иваново, часть 1
Гаврилов Ям
Великое
Ростов