Ростов. Спасо-Яковлевский монастырь

Jun 18, 2021 20:00

    Если въезжать в Ростов со стороны Москвы, то первой достопримечательностью, лежащей на вашем пути будет Спасо-Яковлевский монастырь. Есть прямой смысл заехать в него сразу, ибо на обратном пути может не хватить или времени или сил. Монастырь небольшой, компактный и ухоженный. И у него долгая история.




2. На территории монастыря стоят три храма и ещё одна церковь стоит на хозяйственном дворе, который в своё время был отдельным монастырём.


3.


Первый, древнейший период истории Яковлевского монастыря охватывает почти три столетия - от основания обители в конце XIV в. до приписки к Ростовскому архиерейскому дому в середине XVII в. О существовании монастыря в течение этого времени известно немного, поскольку старейшая часть монастырского архива не сохранилась.
    Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По словам Жития, святитель, “исходя из града и пришед на озеро, сняв с себя мантию свою святительскую, положив на воде и знаменовался крестным троеперстным знамением, став на мантии своей и поплове по озеру к месту, иде же ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладьей, веслом же - молитвы его святые и незлобие пастырское”. Чудо, сотворенное ростовским владыкой, было предназначено освятить место основания будущего монастыря и служить свидетельством того, что оно избрано не по воле человеческой, но при помощи Божественного промысла.
    Рядом с Яковлевской обителью находился мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией († 1271), женой князя Василько Константиновича, русского героя и князя-мученика, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.
    Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Позднее, во второй половине XVIII в. два эти монастыря составят единое целое, причем, более древний и богатый Спасский будет приписан к Яковлевскому.
    На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз - вскоре после своего основания, в 1408 г., при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично - двести лет спустя, в 1608 г., во время польско-литовской интервенции.
    В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.
    Уже на раннем этапе своего существования Яковлевский монастырь привлекал к себе внимание царствующих особ. Так, в 1624/25 г. царь Михаил Федорович пожаловал игумена Павла с братией вотчиной в Порецком стане Ростовского уезда − монастырь получил пустошь Захарцыно с другими пустошами и пожнями и право рыбной ловли на реке Вексе. В 1652 г. царь Алексей Михайлович в память о скончавшемся патриархе Иосифе преподнес Яковлевскому монастырю поминальный четырехпудовый колокол, который . бережно сохранялся в обители до начала XX в. Царь Федор Алексеевич в 1679 г. дал монастырю жалованную грамоту, подтверждающую права на земельные владения. В 1690 г. грамотой царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича обители был пожалован участок земли размером 38 на 20 сажен, расположенный под монастырскими стенами, перед святыми вратами, “священнику, и диакону, и причетникам под дворы, … чтоб де нашему, великих государей, богомолью без пения не быть”.
    Итак, на раннем периоде истории Зачатиевского Яковлевского монастыря все постройки обители, включая единственный храм Зачатия св. Анны, были деревянными. Главным источником средств к существованию служили небольшие земельные владения. В целом же, судя по немногим сохранившимся источникам, монастырь в то время не отличался ни славой, ни богатством. Однако, наличие царских жалованных грамот и пожертвованного царем колокола свидетельствует о том, что в XVII в. он не был обойден вниманием русских государей.

4. Главный храм освящён в честь Димитрия, митрополита Ростовского.


5. Построен в стиле классицизм в 1801-м году. Большой денежный вклад в строительство внёс граф Н.П. Шереметьев, поэтому его ещё называют Шереметьевским.


6. Два других храма, Иакова, епископа Ростовского и Зачатия Анны праведной срослись как сиамские близнецы.


7. Зачатьевская церковь.


Второй этап истории Яковлевского монастыря открывается со времени его присоединения к Ростовскому архиерейскому дому, которое произошло в середине XVII в. Статус приписного он сохранял за собой более ста лет, вплоть до монастырской реформы 1764 г.
    В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − “для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам". В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.
    Приписка к архиерейскому дому имела для Яковлевского монастыря огромное значение. Ростовскую кафедру в это время возглавлял митрополит Иона Сысоевич. Он немало сделал для монастыря, с его именем связано сооружение в обители первого каменного храма. Сохранился текст челобитной, поданной митрополитом Ионой на царское имя 24 января 1690 г., которая так характеризует состояние монастыря и изменения, произведенные в нем по воле владыки: “... в Ростове на посаде ... великих князей богомолье, Зачатейский монастырь, где лежат мощи Иакова, епископа Ростовского Чудотворца, от морового поветрия стояло впусте, церковь Божия обветшала и ограда огнила ... и в 195 (1686/87) году ...богомолец ... Иона, митрополит Ростовский и Ярославский построил каменную церковь во имя живоначальныя Троицы, и стенным письмом подписал, и ограду около того монастыря оградил, и игумена в тот монастырь поставил”. Таким образом, на новом этапе своей истории Яковлевский монастырь получил прочное материальное основание. Вместо деревянной Зачатиевской церкви в нем появился каменный Троицкий храм. По настоянию митрополита Ионы монастырский собор был переименован из Зачатиевского в Троицкий, но середине XVIII века монастырскому собору было возвращено прежнее название.
    К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.
    XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).
    Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.
    Между тем, жизнь Яковлевского монастыря шла своим чередом. В первой четверти XVIII в. монастырская вотчина была увеличена за счет присоединения к ней в 1723 г. земельных владений двух упраздненных монастырей - Андреевского, находившегося в Ростове и Никольского на Бою, располагавшегося в Ростовском уезде. Владения первого включали в себя село Сельцо и деревню Борисовскую, где проживало 169 душ крестьян, вотчина второго состояла из села Никольского и деревни Костенчуговой и насчитывала 236 душ.
    Упрочив материальное благосостояние, Яковлевский монастырь начинает каменное строительство. В 1725 г. к единственной церкви обители − Троицкому собору с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря. По всей видимости, это был первый престол, освященный в честь ростовского святителя Иакова.
    Со времени основания до второй половины XVIII в. Яковлевским монастырем управляли игумены. Поскольку до середины XVIII столетия монастырь не относился к числу состоятельных, его братия была немногочисленна. По ведомости 1743 г., в обители насчитывалось всего девять монашествующих, в том числе: игумен, иеромонах, иеродиакон и шестеро монахов, из которых один являлся подкеларником, второй - конюшенным старцем, а четверо оставшихся исполняли клиросное послушание. Монастырь содержал пятерых светских служителей: повара, хлебника, конюха и двух дворников.
    В 1746 г., 6 июня, из Ростовской духовной консистории в Яковлевский монастырь был прислан указ об учреждении в монастыре общей трапезы, из чего следует, что до тех пор в обители действовал необщежительный устав.
    В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского. Началось с того, что над его могилой в юго-западном углу Троицкого храма, осел чугунный пол. В сентябре 1752 г. приступили к ремонтным работам. После снятия плит, удаления земли и щебня, открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Первое освидетельствование мощей произвел ростовский митрополит Арсений. Для временного хранения обретенных святыни на месте захоронения была устроена каменная гробница. Обо всем происшедшем митрополит Арсений незамедлительно донес в Синод.
    Молва о новообретенных мощах Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах Димитрия совершались чудотворения. Исцеления происходили и в других местах России при обращении к святителю Димитрию, по молитве к нему. Между тем, производство официальной канонизации затянулась на несколько лет. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при гробе Димитрия, долго и тщательно проверялись. Только 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхальной седьмицы, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения − 21 сентября, также как и день кончины владыки − 28 октября, назначались днями празднования новому святому.
    Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку, происходивших в Ростове 25 мая 1763 г., присутствовала Екатерина II.
    Монастырская реформа 1764 г., в ходе которой была упразднена треть русских монастырей, не нанесла Яковлевской обители ощутимого урона. Монастырь, хранящий мощи новоявленного святого, не подлежал упразднению. Правда, вначале он был причислен к заштатным монастырям, то есть оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, менее года.
    Итак, в середине XVII в. епархиальный центр взял Яковлевский монастырь на свое содержание и это, по большому счету, спасло обители жизнь. Об изменениях к лучшему красноречивее всего свидетельствует сооружение в монастыре первого каменного собора, возведенного по воле ростовского митрополита Ионы на средства архиерейского дома.
    Наиболее значимыми событиями рассматриваемого периода, во многом определившими последующее процветание монастыря, явились выбор обители ростовским митрополитом Димитрием в качестве места своего захоронения, обретение его мощей и канонизация.
    В середине XVIII в. святыни Яковлевской обители умножились. Теперь, помимо скрытых под спудом мощей основателя монастыря епископа Иакова, монастырь освящали мощи его сопрестольника − митрополита Димитрия. Канонизация и прославление Димитрия Ростовского обусловили расцвет Яковлевской обители. Важно осознавать, что новому небесному покровителю Яковлевский монастырь был обязан не только известностью и богатством, но и самим сохранением своего существования, поскольку слава и всенародное почитание св. Димитрия позволили обители благополучно пережить монастырскую реформу 1764 г. и избежать неминуемого упразднения.

8. Юго-западная смотровая башня.


9. Вид на озеро Неро.


Канонизация св. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила его жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 года, при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря, по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия.
    Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.
    26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.
    В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита.
    Примечательно, что предоставление монастырю титула ставропигии, причисление его ко второму классу и учреждение в нем архимандритии было произведено по воле императрицы Екатерины II, особенно почитавшей св. Димитрия и благоволившей к Яковлевскому монастырю.
    В 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству Спасо-Песоцкий, что существенно увеличило его размеры. Территория Спасского монастыря впоследствии использовалась как хозяйственная зона, а один из двух его храмов, вместе с колокольней за ненадобностью был разобран. Единственным сохранившимся памятником Спасской обители остался бывший монастырский собор - Спасский храм, построенный в XVII веке.
    Итак, буквально в одночасье Яковлевский монастырь возвысил свой статус, укрепил материальное положение и расширил свои пределы. Но, пожалуй, самым важным явилось то обстоятельство, что за год до всех этих значительных и замечательных перемен, в ходе секуляризационной реформы 1764 г. монастырь избегает упразднения, и основанием тому явились молитвенный покров и всероссийская слава святителя Димитрия.
    С середины XVIII столетия Яковлевской монастырь входит в период своего расцвета и становится новым центром духовной жизни не только Ростова, но и всей Ярославо-Ростовской епархии.
    В последней четверти XVIII - начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку.
    Просторный, квадратный в плане парадный двор обители окружался достаточно высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, по центру южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались “водяными”, а северные − “въездными”. В западной части двора располагались жилые корпуса. В северо-западном углу находились соединенные под прямым углом двухэтажные братские корпуса, построенные в первой половине 1780-х годов. Ближе к юго-западному углу двора в 1784-1785 гг. был возведен настоятельский корпус. На протяжении двух последующих лет производилась отделка “печной, штукатурной и столярной работой” двух его этажей. В 1790-1792 гг. был построен трапезный корпус, соединивший настоятельский с братским. Вытянутые в линию жилые корпуса располагались таким образом, что заменяли собой почти всю западную и часть северной сторон ограды монастыря.

10. Северные ворота с башней.


11.


12. Северо-западная башня и келейный корпус.


В последней четверти XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус. В 1888 г. он возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов. Между тем, по сути дела, этот период существования монастыря немногим отличается от предыдущего этапа. Принципиально меняется только одно − форма подчинения. Из прямого синодального управления монастырь переводится в ведение главы епархии. Важно подчеркнуть еще одно немаловажное отличие - поскольку монастырь становится местом жительства епархиального викария, с этого времени настоятелями обители становятся архиереи. Данный период завершается в 1917 г., поскольку последствия октябрьской революции кардинальным образом изменили условия существования русской православной церкви.
    Рассмотрим, каким было положение Спасо-Яковлевского монастыря непосредственно перед революцией. В 1917 г. настоятелем монастыря являлся первый викарий Ярославо-Ростовской епархии - Иосиф, епископ Угличский. В то время ему было 45 лет, и он уже восьмой год возглавлял здешнюю обитель. Старшую братию составляли наместник архимандрит Тихон, казначей иеромонах Димитрий, ризничий иеродиакон Сергий и духовник иеромонах Антоний. В целом, в число братии, помимо настоятеля и наместника, входили десять иеромонахов, восемь иеродиаконов и несколько послушников. Следует отметить, что желающих поступить в братство Яковлевского монастыря, было более чем достаточно. На большинстве прошений о приеме в монастырь, сохранившихся в монастырском архиве, наложена резолюция “отказать за неимением мест”.
    Жилые помещения монастыря состояли из настоятельского, трапезного и двух братских корпусов. Все здания были двухэтажными, каменными и соединялись друг с другом. Настоятельские покои включали в себя кабинет, гостиную, спальню, столовую, келейную, галерею и прихожую. В нижнем этаже настоятельского корпуса располагались покои наместника и казначея. В том же здании находились административные помещения: архив, канцелярия и присутственный зал для заседаний и собраний. В трапезном корпусе на верхнем этаже были устроены трапезная и кухня; внизу - просфорная, кладовые и прочие хозяйственные службы. Братские келейные корпуса предназначались для монашествующих и послушников: на верхних этажах обоих корпусов находилось по тринадцать одинаковых келий для иеромонахов и иеродиаконов, каждая из которых состояла из трех небольших комнат. Внизу размещалось по одиннадцать таких же келий для монахов и послушников. Монастырские помещения, как жилые, так и церковные, отапливались углем и дровами. В монастыре существовал водопровод, было проведено электричество, имелась телефонная связь с центром города.
    В 1917-м году в Спасо-Яковлевском монастыре насчитывалось шесть храмов с девятью престолами, а именно: два монастырских собора - старый, в честь Зачатия св. Анны и новый, в память Димитрия Ростовского с приделами Николая Чудотворца и Димитрия Солунского; храмы - Спаса Преображения, Иакова Ростовского с приделом Ватопедской Богоматери, Воскресения и Толгской Богоматери. Два храма и один придел были основаны епископом Иосифом в 1909-1913 гг. В конце 1917 г., благодаря его же стараниям, в монастыре появилась еще одна церковь, посвященная Богоматери Всех Скорбящих Радости, которая была устроена в здании монастырской гостиницы.
    Ежедневно в монастыре совершались следующие богослужения: утреня (с 4 ч. 30 мин.), ранняя литургия (с 6 ч.), поздняя литургия (с 9 ч.), вечерня (с 16 ч.). Под праздники - всенощная (с 18 ч.). Позднюю литургию по воскресным и праздничным дням служил настоятель. Кроме того, архиерейским служением совершались акафисты: по вторникам после поздней литургии - св. Иакову (у гробницы основателя монастыря); по пятницам после поздней литургии - св. Димитрию (у мощей святителя); по субботам после ранней литургии - Воскресению Христа и Гробу Господню (в пещерном Воскресенском храме у подобия гробницы Христа); по воскресеньям после вечерни - Ватопедской Богоматери (в Зачатиевском соборе - перед иконой Ватопедской Богоматери, в Димитриевском храме - перед иконой Успения Богоматери).
    На колокольне Спасо-Яковлевского монастыря в 1917 г. находилось 22 колокола, самый большой из которых весил 774 пуда 30 фунтов (12690 кг). Этот колокольный набор являлся наиболее значительным среди всех монастырских колокольных ансамблей Ярославской епархии.
    Монастырская ризница, располагавшаяся над храмом Иакова Ростовского, являлась хранилищем церковно-богослужебной утвари, священных облачений и исторических реликвий, в основном, связанных с памятью святителя Димитрия. Монастырь имел обширную библиотеку, в которой насчитывалось более 1250 томов, и богатое рукописное собрание.
    С западной стороны, к центральному монастырскому двору примыкал обнесенный низкой оградой обширный хозяйственный двор с соответствующими службами и постройками. Там размещались скотный и конный дворы с сараями, ледник с кладовыми, баня, огород, сад и пасека.
    За пределами монастырских стен, с северной стороны, находился большой каменный двухэтажный корпус - здание монастырской гостиницы. В связи с началом первой мировой войны в этом сооружении был устроен госпиталь для раненых воинов. Помимо лазарета и гостиницы, в здании размещались странноприимная, церковно-приходская школа и, с 1917 г., − церковь.
    В начале XX в., впрочем, как и в предшествующее столетие, монастырь располагал надежными источниками средств к существованию. Монастырский бюджет имел следующие статьи доходов: проценты с банковского капитал; штатный оклад, то есть государственное пособие, соответствующее уровню первоклассного монастыря; так называемые неокладные доходы - церковные и хозяйственные и, наконец, пожертвования. Спасо-Яковлевский монастырь владел самым крупным денежным фондом среди монастырей Ярославо-Ростовской епархии - к 1917 г. на его банковском счету находилось 241.100 руб. О популярности этого монастыря красноречиво свидетельствует следующее обстоятельство − в 1917 г. только на поминовение усопших в обители было пожертвовано 7750 руб. Как видим, в предреволюционные годы состояние Спасо-Яковлевского монастыря было весьма благополучным.

13. Спасская церковь, бывшая ранее соборным храмом Спасского-на-Песках монастыря.


14. Аккуратный прудик на территории монастыря.


15. Вам дрова не нужны?


В январе 1918 г. в России вступило в силу новое законодательство о вероисповедании и церкви, принципиально изменившее условия существования религиозных учреждений. 20 января (12) февраля был принят декрет Совета народных комиссаров “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, ставший первым и основным постановлением советской власти, утверждающим новое отношение к церкви. Церковь отделялась от государства, церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица, их имущество национализировалось и объявлялось “народным достоянием”. К концу лета 1918 г. Народный комиссариат юстиции разработал инструкцию о порядке проведения в жизнь этого декрета, в которой, в частности, определялось: “Имущества, которые находились в ведении ведомства православного вероисповедания, … переходят в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов”. Все доходные церковно-монастырские имущества “как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы … незамедлительно отбираются” и поступают в полное распоряжение местных органов власти.
    Проследим, как советское церковное законодательство повлияло на условия существования Спасо-Яковлевского монастыря. Монастырская территория потеряла свою неприкосновенность. Жилые и хозяйственные строения монастыря были национализированы и перешли в ведение Ростовского совета депутатов. В циркуляре 1919 г., относящимся к декрету “О свободе совести”, предписывалось, что “совдепам необходимо озаботиться, чтобы большие общежительные монастырские корпуса не пустовали, а были использованы наиболее рациональным способом” путем устройства в них разнообразных “общеполезных учреждений”. И вот уже в 1919 г. часть комнат монастырских келейных корпусов заняли “пролетарские квартиры”. В монастырской гостинице разместился “советский лазарет”, а в соседнем монастырском флигеле проживали лазаретные служащие и беженцы. Монастырские помещения были приспособлены и для других “общеполезных учреждений”. Сохранились свидетельства, что в начале 1920-х годов на территории Спасо-Яковлевского монастыря тюрьма, концлагерь и колония. Так, в 1920 г. настоятель, епископ Иосиф в одном из своих писем отметил, что в его монастыре размещены дезертиры - “милая компания, водворенная на столь неподобающем месте”. По данным местной печати, в 1921 г. в Яковлевском монастыре был устроен “концентрационный лагерь для отбывания наказания преступниками, … буржуями”, а в 1923 г. - “колония малолетних преступников”.
    Монастырь лишился основных источников дохода. Огромный монастырский капитал был национализирован. Пожертвования сократились до размеров подаяния. На основании советского декрета “О музейном имуществе” от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь “как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности” поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.
    В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых. Акция, приуроченная к пятидесятилетнему юбилею вождя пролетарской революции, проводилась по инициативе местных органов власти, вопреки желания верующих жителей города и уезда. Духовенство Яковлевского монастыря и Успенского собора выразили свой протест, организовав большой крестный ход из собора в монастырь. Однако, несмотря на это 26 апреля 1920 г. в Спасо-Яковлевском монастыре мощи св. Димитрия были вскрыты и освидетельствованы особой комиссией, в присутствии монастырской братии и при большом стечении народа.
    26 апреля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей, согласно которому местным органам власти предписывалось в кратчайший срок изъять из храмов и монастырей предметы, имеющие материальную ценность и сдать их в органы Народного комиссариата финансов. Спасо-Яковлевский монастырь был богатейшим в Ростове, поэтому не удивительно, что в общей массе ценностей, изъятых в Ростове и уезде, на его долю пришлось около 30% серебра, 80% золота и не менее половины драгоценных камней. В целом же, в 1922 г. монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота.
    В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах - теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.
    Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов − двухэтажных, каменных и удобных − под жилье для горожан.
    В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.

Источник

Путеводитель по монастырям в моём журнале

Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Водонапорные башни Иванова и области
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, конструктивизм
Вичуга. Тезино
Дунилово. Покровская церковь
Шуя. Заречье фабричное
Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь
Шуя, город-сад имени Арсения
Писцово
Вичуга, Бонячки
Комсомольск

Ростов, монастыри, Ярославская область

Previous post Next post
Up