Ивановский конструктивизм, часть 2

Jun 10, 2021 20:00

    Во второй части продолжим прогулку по правобережной части города, бывшему селу Иваново. Если в первой части мы в основном смотрели одиночные здания, то здесь будут в основном жилмассивы, рабочие посёлки. Они не такие масштабные, как в Москве, не более шести домов, но более разнообразные. Строили их как местные архитекторы, так и столичные.
    Но начнём с театрального комплекса. В Иваново я не нашёл конструктивистских рабочих клубов и домов культуры, но зато здание массового театра очень внушительное и находится на одном из самых выгодных с точки зрения визуального восприятия мест города.




    К концу 20-х гг. была разработана программа нового типа зрелищного сооружения - театра массового действа, предназначенного для многофункционального использования. Для целого ряда крупных городов проводятся конкурсы на разработку проекта такого театрального здания. В 1931 году был объявлен Всероссийский конкурс на лучший проект массового театра в Иваново-Вознесенске. В нем приняли участие 11 архитекторов. Лучшим был признан проект И.А. Голосова, который предназначался для многоцелевого использования: театральных представлений, народных празднеств, митингов, спортивных выступлений и соревнований, театрализованных выступлений агитбригад и т. д. Однако из-за сложности в его реализации от проекта отказались в пользу проекта А.В. Власова (большой зал трапециевидной формы вместимостью 2500 человек и широкий сценический портал позволяли пространственно объединять зал и сцену; в цокольном этаже устроен концертный зал на 500 мест). В 1940-м году театр был построен. Вместо зала на 2500 мест был сооружен зал на 1500 человек.

2.


Ивановский большой драматический театр,  третий по величине в стране после театров Новосибирска и Ростова-на-Дону, представляет собой пример переходной архитектуры 1930-х годов. В его облике присутствует характерная для позднего конструктивизма четкая, подчеркнуто монументальная объемная композиция, усложненная отдельными декоративными элементами. К сожалению, после реконструкции 1965 и 1987 годов внешний вид здания существенно изменился.

3.


4. Театр построен на Покровском холме. Чтобы освободить место под строительство, был снесён Покровский монастырь, построенный владельцами села Иваново князьями Черкасскими по поводу взятия Казани.


5. Пожалуй самый впечатляющий конструктивистский жилой комплекс города - это "400-квартирный" дом, или "Дом коллектива", как называл его сам автор проекта. А автор этот не кто иной, как сам Илья Голосов.


В 1928-м году рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество (РЖСКТ) «Первый Рабочий посёлок» запланировало строительство крупного жилого комплекса на месте Ярмарочной площади. Ранее она называлась Введенским полем по проходившей здесь во время праздника Введения Господня ярмарке, а также Дмитриевским полем по расположению возле Дмитриевской слободы.
    Комплекс должен был реализовать концепцию дома-коммуны, предполагавшую максимальное обобществление быта жильцов. В 1928-м году был проведён конкурс проектов. Правление РЖСКТ рассмотрело несколько проектов местных проектировщиков и проект члена ОСА Ильи Голосова, который и был признан победителем конкурса.

6. Четыре корпуса своими торцевыми фасадами с лоджиями выходили на широкую улицу Красных Зорь. Магистралью она в то время не была, так как передвигались по ней в основном пешеходы. Корпуса были соединены друг с другом стилобатом, в котором располагались помещения общественно-бытового назначения.


Всего по проекту было построено 4 дома - два 4-6-этажных, выходящих на улицу Красных Зорь и два четырёхэтажных, находящихся как бы в тылу, обращённому в сторону улицы Герцена. В предварительных вариантах комплекс зданий представлял собой развитый дом-коммуну (или «дом-коллектив», как его называл Голосов), то есть жилой комбинат с максимальным обобществлением быта: комнаты рассчитывались на одного-двух человек, на каждом этаже располагалась общая группа санитарных узлов, в отдельных корпусах располагались коммунально-бытовые и культурно-общественные помещения (ясли, детский сад, столовая, прачечная, зал собраний и т. д.), т.е. достаточно стандартный набор дома-коммуны.
    Все корпуса должны были соединяться друг с другом крытым переходом на уровне вторых этажей. На территории квартала архитектор спроектировал стадион, детские и спортивные площадки. В окончательном варианте от переходов между жилыми корпусами было решено отказаться. Так как идея максимального обобществления быта стала терять популярность, уже по ходу строительства коридорная система была заменена секционной и жилой комплекс превратился в обычный квартал секционных домов с квартирами на семью.

7. Стены кирпичные, перекрытия деревянные, над подвалом - железобетонные. В доме 362 квартиры, несмотря на то, что он называется 400-квартирным. Во дворе стоит отдельное здание прачечной, устроены детская игровая и спортивная площадки.


8. Дворы соединены друг с другом проездными арками.


9. "Надвигающиеся" на улицу торцы корпусов создают впечатление динамичности. После того, как в некоторых корпусах боковые стены лоджий были демонтированы, превратив их таким образом в балконы, это впечатление только усилилось.


10. Здесь боковые стенки лоджий сохранились.


11.


12.


13. Этот двухэтажный корпус, скорее всего был клубом-столовой.


14.


15. Смешанное впечатление оставляет этот жилмассив. С одной стороны - мощная энергетика архитектуры конструктивизма, брутальность неоштукатуренных стен из тёмно-красного кирпича. С другой стороны - тлен и разруха трущоб.


«Дом коллектива» считается одним из наиболее ценных памятников конструктивизма Иванова, интересен как пример строительства жилья для рабочих с учётом требований «нового быта». Необычный облик комплекса, ассоциировавшийся в 1930-е годы у жителей деревянных домов с будущей жизнью, в наше время воспринимается как порождение утопичного революционного настроя конца 1920-х - начала 1930-х годов.

16. К сожалению, состояние зданий оставляет желать лучшего.


17. Охранный статус сам по себе не сохранит здания от обветшания, здесь властям надо приложить немалые усилия.


Рабочий поселок «Пролетарский текстильщик» - один из комплексов рабочих поселков, возводившихся в Иваново-Вознесенске в послереволюционные годы. Поселок, построенный в 1927-1932 гг., состоит из зданий средней этажности - многосекционных многоквартирных 3-5 этажных достаточно крупных построек. Является объектом культурного наследия муниципального значения.
    Комплекс расположен в квартале улиц Пролетарской, Суворова, Колотилова и Коммунального переулка. Здания расположены по периметру квартала и его внутренней части по принципу групповой застройки, без отгороженных дворов, что является продолжением традиций свободной планировочной организации жилых комплексов, состоящих из «рабочих казарм», характерных еще для дореволюционного времени.
    Все здания возведены из кирпича, с деревянными перекрытиями, крыши у всех вальмовые или двускатные, лестницы - традиционных для этого времени - из железобетонных ступеней по металлическим косоурам. Внутренняя планировка - секционная, с лестничными узлами, вокруг которых расположены многокомнатные квартиры с санузлами и кухнями.
    При общности застройки здания решены в несколько различных архитектурных манерах, отражающих эволюцию стилистических поисков массового жилищного строительства в Иваново-Вознесенске в конце 1920-х гг.
    Так, в спроектированном в 1927-м году ивановским архитектором В.И. Панковым 30-квартирном доме по ул. Пролетарская, 44 еще очень заметны традиции архитектуры многоквартирных жилых домов первых послереволюционных лет с неоклассическим духом, но весьма сдержанным декором. В то время каноны конструктивизма ещё не сложились чётко, особенно в провинции.  Это трехэтажное здание сформировано из 4-х секций, три из которых - центральные - сдвинуты вглубь относительно крайних. Оштукатуренные фасады секций одинаковы, построены на основе симметричной композиционной схемы. Центр главных фасадов выделен лоджией с двумя квадратными в плане колоннами. С дворового фасада центр на крыше выделен щипцом с квадратным слуховым окном. Фасады завершены гладким фризом. Все окна прямоугольные, вертикально ориентированные.

18.


19. Улица Суворова, д. 9а.


64-квартирный жилой дом, построенный в 1932 г. по проекту архитектора В.И. Панкова, - 4-секционный дом, две блок-секции которого 4-этажные, а две (со стороны ул. Суворова) - 5-этажные. Основные поля стен также решены в краснокирпичном исполнении. Композиция фасадов строится на сочетании прямоугольных окон и балконов. Со стороны лестничных клеток и мелких квадратных окон примыкающих к ним вспомогательных помещений. Торцевые глухие фасады обогащены вертикальной широкой оштукатуренной полосой.

20.


21. Пятиэтажная секция. Не исключено, что пятый этаж надстраивался позже.


22. Коммунальный пер., дом 15. 62-квартирный жилой дом построен последним в комплексе. Его объемная структура повторяет таковую 38-квартирного дома, но имеет более сдержанную художественную структуру. Здание имеет полностью краснокирпичные фасады, композиция которых строится исключительно на сочетании прямоугольных окон и балконов.


23. Улица Пролетарская, дом 44а.


Этот 38-квартирный дом, спроектированный в 1928-м году членом творческого объединения АСНОВА архитектором Т.Н. Варенцовым, стал ярким примером жилого дома в стиле конструктивизм в его региональной специфике. Протяженное 5-секционное 4-этажное здание получило в западной части повышенную до 5 этажей блок-секцию, ставшую не только объёмным, но и композиционно-художественным акцентом всего дома. По развитости художественной композиции это лучшее сооружение комплекса. Архитектура здания отличается особой остротой и динамичностью. Основное поле фасадов решено в краснокирпичном исполнении (что является характерной чертой региональной особенности стиля конструктивизм). На южном фасаде архитектурная композиция строится исключительно на сочетании монолита стены, четкой расстановки прямоугольных окон и балконов. На восточном - рядом окон близ северного угла. Наиболее развитой композиционной структурой обладают северный и западный фасады. Протяженный северный фасад расчленен прямоугольными незначительными оштукатуренными выступами вокруг левых по отношению к лестничным клеткам группам окон в каждой блок-=секции, на всех этажах, кроме первого.

24.


25. Угол с западным фасадом акцентирован угловым балконом со сплошным бетонным ограждением, на другой стороне западного фасада им соответствуют четыре оштукатуренных прямоугольника. Силуэт здания развит вертикалями печных труб и оштукатуренными парапетами.


Два трехэтажных краснокирпичных жилых дома, построенных в 1927-м году по красной линии улицы Суворова по заказу Сосневской фабрики.

26. Улица Суворова, дом 7.


27. Улица Суворова, дом 9.


28. Характерная местная особенность оформления фасадов - узкие горизонтальные полосы выступающих рядов кирпича между окнами.


Ещё один рабочий посёлок находится немного южнее и называется "Социалистический городок Меланжевого комбината". Он поменьше, состоит из четырех отдельно стоящих корпусов, поставлен­ных каре, за счет чего в прямоугольном пространстве между домами образуется обширный внутренний двор с детскими площадками и хозяйствен­ными постройками. В трех корпусах располагаются квартиры для рабочих и служащих Ме­ланжевого комбината, в одном корпусе было общежитие для мо­лодых рабочих.
    Корпус, расположенный по Пролетарской улице и построенный первым имеет 94 квартиры, корпус по Нижегородской улице (ныне - улица Смирнова) - 64 квартиры, третьим был постро­ен корпус общежития на 800 человек по улице Лакина, завершал строитель­ство 59-квартирный корпус по переулку Столярному. Квартиры городка оборудо­ваны санузлами, кухнями, стенными шкафами и т.д. Заселение производи­лось посемейно и коммунально. Наиболее интересен по набору помеще­ний, планировке и организации жизни - корпус общежития. Первоначально в нем было осуществлено значительное обобществление быта. Общее пита­ние, отдых и т.д. Это было сделано с расчетом на несемейных рабочих. Набор культурно-бытовых помещений включал большую общую столовую, крас­ный уголок, комнаты общего отдыха на каждом этаже, читальный зал с библиотекой, спортзал в первом этаже.
Жилые комнаты небольшого размера являлись спальнями и за­селялись по 1-2-3 человека. К 1936-1938 гг. коммуна распалась. Во мно­гом это произошло из-за изменения семейного положения многих ее участ­ников. В квартирных домах в первых этажах располагались помещения 2-х ма­газинов, детского сада и ясель, бытовые помещения.
Архитектура всех зданий различна в деталях, но едина по стилю - экономичный конструктивный стиль, отсутствие нефункционального деко­ра, крупные окна - общие черты всех зданий. Между домами оставлены незначительные проезды, кроме того в первых этажах взаимно параллель­ных корпусов по улицам Лакина и Пролетарской оставлены сквозные проезды.
Соцгородок Меланжевого комбината - пример новых принципов крупных жи­лых образований в системе города - рабочий поселок из капитальных 4-х этажных домов. Большой научный интерес представляет опыт бытовой орга­низации коммуны-общежития, существовавшей в поселке. Архитектура Соц­городка, с учетом реставрации зданий, представляет значительный интерес в художественном отношении.

29. Улица Смирнова, дом 89. 1928-й год.


30. Он же со двора.


31. Пролетарская, дом 2, 1931-й год.


32.


33.


34. Дом очень длинный, поэтому в центре сделана проездная арка высотой в два этажа.


35. Вполне приличные и крепкие сарайчики во дворе.


36. Столярный переулок, дом 30. Это последний из жилых домов городка.


37. В 1932-м году был построен детский сад.


На месте общежития вдоль улицы Лакина стоит шестиэтажный дом. Либо общежитие снесли, либо реконструировали до полной неузнаваемости стиля.

38. И напоследок здание, построенное не в эпоху конструктивизма, но в его традициях.


39. Здание построено в 1990-м году, в нём находятся Управление Министерства юстиции РФ по Ивановской области и Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области


40. Из потерь - кинотеатр "Центральный",


Это было одно из наиболее интересных зданий в Иваново. Авторами проекта здания являются московские архитекторы Е. Брокман и В. Воинов, выполнившие проект по заказу «Союзкино». В 1929 году был отведён участок под строительство, в 1932 году здание было построено. Выразительной частью его являлся заключённый в тонкую монолитную оболочку объём малого зала. Всё здание венчала высокая кирпичная рекламная башня. Это был самый крупный кинотеатр области.

41.


В 1950-е годы здание было перестроено по проекту местных архитекторов Н.Ф. Менде и Н.И. Кадникова. Причём так перестроили в дань архитектурной моде, что не осталось вообще ничего, что напоминало бы о его конструктивистском происхождении. Основным и наиболее принципиальным изменением была пристройка к главному фасаду здания большого портика с «псевдокоринфскими» капителями и мощным карнизом. Внутренняя планировка подверглась меньшим изменениям, как и задний фасад здания

42. Сейчас в здании торговый центр.


Источники: 1, 2, Википедия.

Путеводитель по конструктивизму в моём журнале

Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Вичуга, Тезино
Вичуга, Бонячки
Комсомольск

Иваново, конструктивизм

Previous post Next post
Up