Хоть всегда во всё светлое верил -
Например, в наш советский народ, -
Не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот.
А вот и не угадал, поставили памятник аккурат в сквере у Петровских ворот в 1995-см году к 15-летию со дня смерти Высоцкого. Скульптор - Геннадий Распопов. Причём скульптура была вылеплена ещё при жизни поэта, в 1979-м году.
В детстве Высоцкий жил неподалёку, в Большом Каретном. Памятник неоднозначный, а впрочем я не знаю ни одного памятника Высоцкому, который не вызывал бы вопросов. Такая уж натура Владимира Семёновича - неоднозначная.
Страстной бульвар расположен в Тверском районе, между Пушкинской площадью и улицей Петровка (площадь Петровских ворот). Это самый широкий бульвар всего кольца. И здесь самое интенсивное движение транспорта.
В 19-м веке одну половину Страстного бульвара занимал Страстной монастырь, снесённый в 1938-м году а другую, от Большой Дмитровки до Петровки, занимала сформировавшаяся в 18-м веке Сенная площадь, где днём шла торговля сеном, а по вечерам грабили прохожих. Сам бульвар в самом начале, в 1820-е годы, представлял собой узкую аллею с посаженными в два ряда деревьями. Местная домовладелица Е.А. Нарышкина в 1872 году за свой счёт превратила площадь в бульвар, прозванный Нарышкинским садом или сквером.
2. Памятник Сергею Рахманинову установлен в 1999-м году в Москве на Страстном бульваре. Авторы монумента - скульпторы О.К. Комов и архитектор Ю.П. Григорьев. Комов умер, немного не закончив памятник. Доделывал работу его ученик А.Н. Ковальчук. Рахманинов жил совсем рядом, в доме № 5. И взгляд обращён в сторону этого дома.
Изначально планировалось поставить памятник в Тамбове, на родине композитора, но у тамбовских властей не хватило денег, чтобы рассчитаться с наследниками Комова.
3. Памятник Твардовскому был установлен в 2013-м году рядом с редакцией журнала «Новый мир», в которой в периоды 1950-1954 и 1958-1970 гг. работал главным редактором. Место на Страстном бульваре было выбрано также потому, что на нём Твардовский любил прогуливаться при жизни. Авторы памятника - скульпторы В.А. Суровцев, Д.В. Суровцев и архитекторы В.В. Пасенко, С.Н. Иванченко. Памятник был создан на средства Алишера Усманова и передан в дар Москве Российским фондом мира.
Тяжкие думы на лице Твардовского. Трудная у него была задачка - и с властями не поссориться, и не дать свалиться журналу в яму партийной идеологии.
4. Доходный дом на углу с Малой Дмитровкой построен в 1911-м году по проекту архитектора Л.В. Стеженского. Сейчас жилых помещений в здании нет.
5. Большой Путинковский переулок, дом 5, здание бывшей типографии "Утро России".
Здание построено в 1907-08 годах по проекту Фёдора Шехтеля в стиле рациональный модерн. Фирменные шехтелевские огромные окна и никакой лепнины. "Утро России" - российская ежедневная газета, выражавшая интересы торгово-промышленных кругов. Издавалась в Москве с сентября по октябрь 1907 года, после чего была закрыта властями. В ноябре 1909 года газета возобновила свою деятельность и выходила по апрель 1918 года. Издатель - И.Ф. Родионов, но фактическим издателем был крупный промышленник и политический деятель Павел Рябушинский. Тираж газеты - 30 тыс. экземпляров в 1907 году, 40 тысяч экземпляров в 1914 году. Газета поддерживала программу Партии мирного обновления, затем стала органом партии прогрессистов. Выражала претензии на политическую власть российской крупной торгово-промышленной буржуазии, ратовала за создание правительства с участием либеральной оппозиции и ответственность его перед Государственной думой. В годы Первой мировой войны занимала позицию войны до победного конца. После Февральской революции выражала резко негативное отношение к «диктатуре советов», выражала мнение, что российское общество не готово к введению социализма.
Выступала против Октябрьской революции и разгона Учредительного собрания. По причине своей явной антибольшевистской и антисоветской направленности была закрыта в апреле 1918 года. Сменив название на «Заря России», газета выходила ещё до конца июля 1918 года, когда была запрещена уже окончательно.
6.
7. Барельеф «Все наши надежды покоятся на тех людях, которые сами себя кормят» на стене типографии появился в рамках ленинского плана монументальной пропаганды.
Это цитата из статьи Дмитрия Ивановича Писарева «Посмотрим!». В расширенном виде текст выглядит так: Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком. Это значит, что вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят и из которых действительно сформировались первые и постоянно формируются новые представители базаровского типа. Ленин, скорее всего про себя думал, что те, которые сами себя кормят, и их прокормят.
8. Два фото внутри здания с сайта "Мир модерна".
9.
10. В 1914-м к зданию был пристроен типографский корпус, а в 1930-м верхний этаж был немного надстроен и в стене пробили два окна. При реконструкции 2000-го года надстройку с окнами убрали, вернув зданию первоначальный вид.
11. Страстной бульвар, дом 7, стр. 1 - бывший доходный дом. Построен в 1903-м году по проекту архитектора К.Ф. Бурова. В 1949-м надстроен ещё двумя этажами. Некоторое время в доме жил "Мистер НЕТ" - самый долгоиграющий министр иностранных дел СССР Андрей Громыко.
12. Страстной бульвар, дом 9. Воссозданный в 2006-м году особняк 19-го века. в котором жил А.В. Сухово-Кобылин. К нему пристроено девятиэтажное серое здание бизнес-центра."Пушкинский дом".
13. Дом 11, стр. 1. Дом потомственной почётной гражданки С. И. Елагиной. Построен в 1890-е гг., архитектор А.А. Драницын. В 1910-м году к дворовому фасаду были пристроены два каменных объёма, в одном из которых размещается зимний сад. Бывшее журнально-газетное объединение «ЖУРГАЗ». В 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонёк», основателем и редактором которой был прозаик и журналист М.Е. Кольцов. В объединении бывали И.А. Ильф, Е.П. Петров, В.А. Гиляровский, Д. Бедный и другие писатели.
14. Дом № 13. Бывший дом прислуги (?). В советское время здесь размещался научно-методический кабинет Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и историко-литературное объединение старых большевиков.
Перед домом бюст Ф.Н. Петрова, большевика с 1903-го года, партийного и государственного функционера, дважды героя соцтруда. Несмотря на все лишения и тяготы революционной борьбы, умер на 97-м году жизни. Счастливо избежал сталинских чисток рядов старых большевиков.
15. Там, где сейчас стоит бюст, стоял двухэтажный дом. Во время войны в него попала бомба, восстанавливать дом не стали. На фото он за горкой.
16. Дом 15/29, стр. 1 - Бывший дворец князей Гагариных.
Городская усадьба Гагариных - значительный памятник архитектуры XVIII-XIX веков. В 1716 году владение «у Петровских ворот» с каменным главным домом (на сохранившихся в кладке кирпичах - клеймо 1690-1710-х годов) принадлежало князю Богдану Ивановичу Гагарину. С этого момента начинается отсчет владения усадьбой представителями рода Гагариных. В 1786-1790 годах в ней, по проекту архитектора М.Ф. Казакова, был выстроен дворец в духе классицизма, включивший ранние каменные постройки. Главный фасад трехэтажного здания с протяженными боковыми двухэтажными крыльями украсил двенадцатиколонный портик. Второй этаж дома был отведен под анфиладу роскошных парадных комнат с овальным залом посередине. С левой стороны здания, по Страстному бульвару, находился полуциркульный корпус манежа и конного двора с флигелями по сторонам.
С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе "Война и мир". Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - Стендаль, французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским.
17.
В 1820 году по проекту архитектора Осипа Бове отстраивают заново корпус манежа и левое крыло здания. Правое же крыло и центральная часть еще долго остаются нежилыми. С 1828 года Гагарины больше не владеют усадьбой. Городские власти решают разместить здесь больницу - Ново-Екатерининскую, преемницу Екатерининской, основанной в 1775 году.
Приспособление городской усадьбы под медицинское учреждение шло в 1830-1835 годах так же по проекту Бове , который он разработал еще в 1825 году. Изменилась планировка главного корпуса - со стороны двора появились трехэтажные ротонды-ретирады. В центральном объеме здания была устроена главная трёхмаршевая лестница, ведущая на второй этаж из парадного вестибюля. Две симметрично расположенные лестницы соединяли все три этажа с входами в здание со стороны двора. На втором этаже, в бывшем овальном зале после перестройки разместилась домовая церковь Св. Екатерины.
Архитектурный декор фасадов здания изменился согласно стилевым предпочтениям эпохи. Всю часть строения циркумференции О.И.Бове отделил от бульвара металлической оградой на белокаменном цоколе.
Капитальный ремонт здания осуществлялся в 1920 годах, а в 1954-1957 годах были проведены реставрационные работы в вестибюле и домовой церкви. Со временем состояние исторических фасадов и интерьеров стало неудовлетворительным: в частности, белокаменный фасадный декор частично оказался утрачен или закрашен масляной краской; настенная живопись скрыта под поздними покрасками или отделкой; художественный паркет покрыт линолеумом; утрачены пролеты чугунных лестниц.
В ходе работ 2013-2015 годов после вычинки кирпичной кладки фасадных стен и проемов была выполнена реставрация белокаменных колонн портика, венчающего карнизы центральной части здания, подоконников, междуэтажных карнизов, эдикул дворового фасада, цоколя. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, слуховые окна, световые фонари, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Осуществлена реставрация лепного декора антаблемента портика главного фасада с воссозданием из гипса герба Российской Империи. Отреставрировано каменное крыльцо центрального входа. Выполнены заново каменные крыльца и площадки входов в здание со стороны двора и курдонера. Установлены металлические козырьки над входами. На кровле воссоздана главка с барабаном домовой церкви. Отреставрирован белокаменный цоколь и пилоны ворот ограды по Страстному бульвару.
В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были найдены фрагменты первоначального фасада - белокаменный декор, скрытый во время реконструкции времен О.И. Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы с воссозданием утрат и включены в новый интерьер здания.
По имеющемуся фрагменту чугунной ступени был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объема. Проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника. В помещениях второго этажа восстановлены и воссозданы настенные и потолочные росписи, художественный паркет, лепной и штукатурный декор. Установлены двери по сохранившимся образцам и аналогам. Интерьерам возвращено историческое колористическое решение.
18.
С 2015 года здание бывшей Ново-Екатерининской больницы входит в комплекс Московского парламентского центра. Здесь проходят торжественные церемонии вручения городских наград, официальные встречи, художественные выставки и другие мероприятия, организуемые Московской городской Думой.
19. ОРУДовская будка у Петровских ворот. Обойдём её и пойдём по чётной стороне в обратную сторону.
20. Дом 16/27, бизнес-центр "Венский дом".
Здание построено в 1880-х годах как доходный дом, принадлежавший Петровскому монастырю. Старое здание простояло здесь до конца 1920-х гг., это был жилой дом Электромеханического института с большим количеством коммунальных квартир. В 1920-х гг. здесь жил архитектор К.С. Мельников. В это время он разработал проекты клубов имени И.В. Русакова, завода «Каучук», фабрики «Буревестник», Бахметьевский гараж, гараж на Новорязанской улице, а также проект собственного дома, построенного в Кривоарбатском переулке.
В 1928-30 гг. здание было перестроено в стиле конструктивизм архитектором Иваном Фоминым. Закругленная часть, повторяющая силуэт старого дома, имела три этажа и выходила на улицу огромным окном-витражом. Четырехэтажное здание сложной формы, включающее в себя старые каменные постройки, образует внутренний дворик. На улицу выходят вертикальные окна-бойницы. В 1933 г. Электромеханический институт закрыли, его помещения были заняты Институтом связи, а с 1947 г. аудитории занимал Московский авиационный технологический институт им. Циолковского.
21.
22.
23. Дом 12, стр. 1. Доходный дом Редлиха, построен в конце 19-го века по проекту Эрихсона.
24. Дом 12, стр. 2, бывший жилой дом начала 19-го века. После ремонта отдан Театру наций.
25. Дом № 10, бывшая университетская типография.
Университетская типография с книжной лавкой по сенатскому указу была открыта в 1756 году на Моховой улице в специально купленном для этого здании. Все необходимое оборудование прислала из Санкт-Петербурга Академия наук. В 1806-1863 гг. типография подчинялась Правлению университета. На титулах всех изданий помещалась марка «И. М. У. Т.» (Императорского Московского университета типография). Её деятельность позволяла университету вести научную работу и выплачивать достойное жалование преподавателям.
На Страстной бульвар в «дом Власова» (по имени владельца располагавшейся здесь усадьбы) Университетская типография переехала только в 1811 году. И это был уже четвертый ее адрес. По соседству был построен новый каменный корпус на Большой Дмитровке. А на Страстном торопились возвести Редакторский корпус на месте руин пострадавших в 1812 году усадеб Власовых и Талызиных.
В ноябре 1816 года князь Голицын получил донесение, что корпус отстроен, а молодой университетский архитектор Б.А. Соболевский «за бдительный надзор за означенным строением» достоин ордена св. Владимира 4-й степени. Но опытный Голицын ответил, что каменные работы, произведенные поздней осенью, не могут быть прочны, потому надобно подождать, дабы конфуза не вышло. Он оказался прав, весной в только что отстроенном здании обрушились своды.
Тем не менее, работы были закончены в 1817 году. Дом построен в стиле ампир. Немного тяжеловесное здание получило рустованный первый этаж с масками в замковых оконных камнях, с лепными вставками. Фасад украшен портиком с шестью колоннами. В нижнем этаже располагались тогда книжная лавка, склад и раздаточная лавка, две кухни, которые обслуживали живущих на антресольном и верхнем этажах чиновников. Книжную лавку неоднократно посещал Александр Сергеевич Пушкин.
После революции типография закрылась на долгое время. Во время Великой Отечественной войны в типографский центр попала немецкая бомба, но, к счастью, не повредила самые старые здания. В 1960-х годах здания университетского типографского комплекса были отданы Всероссийскому театральному обществу (ВТО). Сейчас здесь размещается Союз театральных деятелей и несколько других организаций.
26. Дом 8А, офисное здание с ресторанами построено в 2002-м году. Образец лужковской архитектуры, разве что башенки не хватает. хорошо хоть. что стоит не на красной линии.
27. На углу с Большой Дмитровкой стоит типографский корпус Университетской типографии. На бульвар он выходит торцом.
28. Второй угол с Большой Дмитровкой, дом 8. Здание 1888 года постройки, архитектор - Роман Клейн.
Надстроен после революции, утратив первоначальное архитектурное завершение здания - купола, фронтоны и шпили сложного силуэта. В 1914 году здесь открылся кинотеатр «Фурор», а после революции 1917 года дом стал центром латышской культуры: здесь в течение 20 лет существовали Латышский клуб, библиотека и театр «Скатувэ». В конце 1937 года, в период сталинских репрессий, все национальные клубы были закрыты, артисты и работники театра «Скатувэ» арестованы и 3 февраля 1938 года расстреляны под Москвой на Бутовском полигоне НКВД в числе 229 латышей, расстрелянных только в тот день.
29. Дом 6, здание постройки начала 19-го века, много раз перестраивалось. В нём Жил известный баснописец Крылов. А изначально - дом статского советника И.И. Бенкендорфа.
30. На участке от Большой Дмитровки фасады домов смыкаются в одну сплошную стену.
31. Дом 4, стр. 1, построен в 1899-м году, архитектор Иван Мейснер. Доходный дом князя Горчакова.
32. Дом на углу с Тверской - бывший доходный дом М.С. Логуновой, построен в 1880-1882 годах архитектором Вебером, надстроен двумя этажами в 1935-м. В нём при СССР был центральный дом актёра с хорошим рестораном. Но в 1990-м сильно пострадал от пожара. Слева - здание гостиницы, построенное в 2015-м году. Страстной бульвар, дом 2.
33. А до этого здесь стоял добротный сталинский дом объединённой редакции "Московские новости" на разных языках.
Всё Бульварное кольцо в моём журнале:
Соймоновский проезд и площадь Пречистенских ворот Гоголевский бульвар (чётная сторона) Гоголевский бульвар (нечётная сторона) Гоголевский бульвар (дом-коммуна) Фонари у памятника Гоголю Арбатская площадь Никитский бульвар, часть 1 Никитский бульвар, часть 2 Тверской бульвар, часть 1 Тверской бульвар, часть 2 Пушкинская площадь Страстной бульвар Петровский бульвар Трубная площадь Рождественский бульвар Дом страхового общества "Россия" Сретенский бульвар и Тургеневская площадь Чистопрудный бульвар, часть 1 Чистопрудный бульвар, часть 2 Покровский бульвар Яузский бульвар Устьинский проезд