Шехтель. Здание Художественного театра в Камергерском переулке

Mar 22, 2021 21:00

    Здание Московского художественного театра им. Чехова в Камергерском переулке является памятником архитектуры XVIII века, построенным во времена правления Екатерины II. В 1767-м году на этом участке для князя Петра Одоевского был построен усадебный дом в стиле ампир, который несколько раз перестраивали в XIX веке. Дворянство сменялось купечеством и промышленниками, и в 1882-м году по заказу купца Георгия Лианозова архитектор Михаил Чичагов перестроил здание, сделав из него театр. Новое здание сдавалось в аренду разным театральным труппам. Одно время в здании размещался Русский драматический театр Корша, пока он не переехал в Петровский переулок.




    Савва Тимофеевич Морозов, почитатель и спонсор Московского Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, взял особняк в аренду и перестроил его для любимого театра. Для разработки проекта Морозов пригласил Шехтеля. Свою работу Шехтель выполнил безвозмездно, а вот Морозову перестройка обошлась в 300 тыс. рублей. Работы были закончены в 1902-м году.

2. Перестройка здания была весьма радикальной. В результате большая сценическая коробка заняла весь бывший двор и существующую до этого сцену. В проектировании сцены участвовал антрепренёр М.В. Лентовский, технические работы выполнялись под руководством братьев Жуйкиных. Количество мест в зрительном зале увеличилось до 1300.


Помимо интерьера Шехтель спроектировал поворотный круг сцены, карманы для декораций, подсценические трюмы и раздвижной занавес взамен поднимающегося. Архитектор также разработал систему освещения, эскизы светильников. Изначально планировалось и фасад переделать в стиле модерн, по позже от этих планов отказались. Также Шехтель создал эскиз эмблемы, которая и сегодня украшает занавес МХАТа. Это чайка, летящая над волнами.

3. Теперь эта эмблема украшает не только занавес.


4. На аттике здания.


Интересна история возникновения этого символа: в свое время И.И. Левитан, переживая непростой роман, застрелил летящую чайку и положил ее к ногам любимой. При этом событии присутствовал Чехов - и сцена появилась в его пьесе. Шехтель предопределил чайке новую судьбу - она выжила на занавесе обоих театров.
    Помимо театральных помещений в здании были оборудованы жилые помещения для актёров: в квартире № 9 с 1922 по 1928 годы жил В.И. Качалов с собакой, а в квартире № 8 - А.К. Тарасова.

5. Над входом разместили горельеф «Пловец», работы скульптора Анны Голубкиной.


6.


7.


8.


Внутри здания я не был, но много интересного есть на фасадах и рядом со зданием.

9. Центральный вход появился в результате перестройки, раньше было только два боковых.


10. А вот такие прекрасные дверные ручки расположены на дверях двух боковых входов.


11. В театр были устроены два входа, чтобы различать публику по цвету штанов. Через левую дверь входил народ попроще, отсюда поднимались на балконы, тогда как через центральный вход путь вёл в партер и бельэтаж.


12. Флагодержатели. Основание, прикреплённое к стене, скорее всего тоже сделано по эскизам Шехтеля, в остальном не уверен..


13. Роза Глазго - любимая "закорючка" Шехтеля.


14. Так же оформлены и фонари по Камергерскому переулку. Но фонари эти хоть и сделаны по рисункам Шехтеля, появились в переулке после 1998-го года, когда его серьёзно реконструировали и превратили в пешеходную зону.


15.


Очередную реконструкцию здания провели в 1977-1987 годах под руководством архитектора Саломеи Гельфер - восстановили интерьеры, возвели новую сцену, пристроили корпус с административными и подсобными помещениями, создали малую сцену

16.


17. В этой пристройке находятся театральные кассы и кафе.


18.


19. Козырёк появился не так давно. Грубая имитация.


20.


21.


22.


23. Рассматриваем дверные ручки.


24.


25.


Ну а теперь с сайтом Мир модерна посмотрим фотографии интерьеров. Автор фото - Маргарита Федина.

26. Светильники над главным зрительным залом.


27.


28.


29.


В 1983-м году здание вновь было реконструировано: сценическая коробка отрезана от дома и отодвинута вглубь участка на 24 метра, пристроены помещения под гримёрные, склады декораций, смонтировано новое техническое оборудование сцены. В это же время были реставрированы интерьеры фойе и зрительного зала театра коллективом архитекторов-реставраторов под руководством Г.П. Белова.

30. А вот это здание, примыкающее к основному зданию театра, Шехтель уже построил от начала до конца на месте бывшего флигеля усадьбы Одоевских.


Сначала предполагалось строительство «научного электротеатра» и помещения для театра-кабаре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». Но вместо этого помещения стали сдавать в аренду под размещение магазинов, контор и проведение выставок.
    Работая над проектом здания, Шехтель проявил себя как мастер четкого геометрического рисунка. Для фасада было предложено лаконичное решение в крупных формах. Архитектор использовал характерный приём построения лицевой части здания: и в высоту, и в ширину она была разделена на три неравные части. Средняя часть по вертикали имеет ордерное построение. Изящность фасада достигается за счет стеклянного эркера необычной формы с дорическими колоннами по бокам. Прямоугольное в плане здание вдается далеко вглубь участка.
    Особого внимания заслуживает внутреннее устройство: каркасная металло-кирпичная конструкция позволяла произвольно менять планировку помещений с помощью внутренних перегородок и превращать любой из четырех этажей в один зал.

31. В годы Первой мировой войны в здании разместили госпиталь.


Позднее здесь проходили выставки «Товарищества передвижных художественных выставок», а до 1939 года находились общежитие рабфака и столовая Московского университета имени М.Н. Покровского. Потом здание было передано Московскому Художественному театру. 20 октября 1943 года в здании открылась Школа-студия им В.И. Немировича-Данченко при МХАТ. Она взрастила в своих стенах таких талантливых актеров, как Алексей Баталов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Татьяна Лаврова, Владимир Высоцкий, Николай Караченцов, Евгений Миронов и многих других. В 1956-м году в стенах Школы-студии родился «Современник» - первые спектакли театра репетировали в этих аудиториях. В настоящее время в этом здании располагается только учебный театр Школы-студии.
    В 1923 году был создан музей МХАТ, через некоторое время он обосновался в этом доме, где и находится по сей день. Собрание музея состоит из уникальных документальных фондов, сценических костюмов и макетов, театральной живописи, графики и скульптуры, мемориальных вещей и реликвий. В музее хранятся произведения живописи и графики Н.К. Рериха, Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского и других художников.

32. Кроме музея в здании действует уже упоминавшаяся Школа-студия МХАТ, учебный театр и Новая сцена


Тверской район, Шехтель, модерн, театр, Москва

Previous post Next post
Up