Деревянный городской особняк - достаточно редкое явление для Москвы. Кекушев строил деревянные здания, но это были загородные дома, дачи. Дача А.И Ермакова в Мамонтовке и дача В.А. Лыжина погибли в пожаре, из известных мне деревянных зданий Кекушева остались дома в имении И.И. Некрасова в Райках в Щёлковском районе. Это сейчас дом находится в промзоне, а когда заказчик, купец Василий Носов обратился к Кекушеву, на месте нынешнего Электрозавода были луга на берегах Яузы, к речке Хапиловке спускался сад, выше по течению был большой пруд, на берегу которого стояла фабрика Носовых.
Василий Носов был купцом в первом поколении. Три брата Дмитрий, Иван и Василий, крестьяне старообрядческой общины Преображенского в 1829-м году начали производство шерстяных платков на дому, первыми работниками были они сами и их жёны. Старообрядцы - люди дисциплинированные, трудолюбивые, непьющие, дело у них пошло. Взяв в общине кредит, они построили производственные помещения, купили оборудование и наняли рабочих. Технологию производства они освоили, продукция получалась качественная, и в 1863-м году они получили крупный заказ на производство сукна для нужд армии. В 1880-м году уже сыновья братьев Носовых основали «Промышленно-Торговое Товарищество Мануфактур Братьев Носовых» с капиталом в 3 млн рублей, которое попало в число крупнейших текстильных фабрик страны.
К концу 19-го века у Василия Носова уже был каменный особняк, расположенный в этом же районе. В у них с супругой родилось семеро детей, из которых только один сын, Василий. Пятерых дочерей он уже выдал замуж, они разъехались. А Василий Васильевич, привёл в дом в качестве невесты Евфимию Павловну Рябушинскую. Тогда Носов старший решил оставить старый особняк сыну, а себе построить другой. Для строительства дома он пригласил Льва Кекушева.
Первоначальный Носов предложил построить дом по типу время американских коттеджей, которые Носов подсмотрел в журнале «Scientific American». Однако через несколько месяцев Кекушев выполнил другой вариант эскиза в модном стиле модерн, а точнее - бельгийский модерн. Он пришелся по вкусу Носову, поскольку во многом отражал его собственные пристрастия и тенденции времени. Особенно понравилось заказчику то, что дом будет построен из дерева. Строительство началось в апреле 1903 года, а к концу года уже завершилось.
2.
При строительстве были применены все коммунальные новинки, существовавшие в то время. Электричество и канализация - это само собой. Интересно решалась проблема отопления и вентиляции. Большие окна создавали определённую проблему удержания тепла зимой. Стеклопакетов тогда никаких не было, но деревянные рамы были изготовлены очень качественно и плотно подогнаны. Достаточно сказать, что они исправно служат и сейчас, спустя 120 лет. В цокольном этаже установили 10 водогрейных котлов, они и сейчас там стоят.
Горячая вода нагревала воздух, который по вентиляционным каналам подавался в помещениях. Подача воздуха регулировалась заслонками. Воздух очищался с помощью фильтров на табачном листе, а в системе вентиляции использовались морские водоросли.
Дом был разделён на мужскую и женскую половину. Жена Василия Дмитриевича умерла в возрасте 39 лет, он и мужская прислуга поселились в первом этаже, а наверху жила младшая из шести дочерей Носова - Августа. На праздники в доме собиралось всё большое семейство; особенно широко праздновали масленицу.
3.
К 1980-м годам дом стал ветшать, начались ремонты. Серьёзные работы по реставрации особняка в период 2000-2006 годов. К 2012 появились проблемы с кровлей - начались протечки, локальные точечные ремонты не помогали. На фасаде появились трещины, места с «бухтящей» штукатуркой, особенно пострадали восточный и северный фасады. Деревянный декор из-за нарушения лако-красочного слоя начал подгнивать и фрагментами требовал замены. В 2015-м году была проведена покраска и ремонт штукатурной поверхности фасадов, деревянные конструкции фасада, мансарды, кровли и веранды были обработаны огнезащитными и антисептическими покрытиями, выполнена ее гидроизоляция.
4.
5.
6.
7.
8.
9. В результате реставраций внешний вид дома удалось вернуть практически к первоначальному состоянию.
10. Традиционная для модерна ограда в виде волнистых линий. Ограда и ворота, скорее всего, воссозданы по старым фотографиям и рисункам.
11.
12.
13. Для увеличения полезной площади в советские времена веранда была застеклена.
14.
15. Фотографии интерьеров традиционно с сайта "Мир модерна".
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. В доме есть несколько каминов, но они выполняют скорее декоративную функцию, создают уют.
23. Уникальная вещь - камин, совмещённый с сервантом. Керамика изготовлена на Абрамцевской фабрике. Предположительно автором рисунка является Врубель.
24.
25. В советские годы в особняке были пролетарский музей, детский сад, общежитие, НИИ шерсти.
С 1989 года здесь находится нотно-музыкальный отдел Российской Государственной библиотеки для молодёжи. Сейчас здесь молодёжный историко-культурный комплекс. Тем удивительнее, что при таком количестве разных квартирантов в доме сохранилось достаточно много подлинных вещей.
А ещё в доме живёт привидение: по ночам слышатся шаги, хлопают двери. Приглашали даже экстрасенса. Он подтвердил, что в доме живёт дух, но не Носовых, а некой Марфы Ягужинской. Поиск в архивах подтвердил, что на этих землях жил ещё в петровские времена генерал-прокурор Сената граф Ягужинский.
После революции две дочери Василия Дмитриевича с мужьями уехали за границу, четыре остались в России. Оба дома были отобраны, сам Василий Дмитриевич переехал в Перловку, где и умер в 1920-м году.
Источник