Первое здание, построенное в Москве в стиле модерн. Лев Николаевич Кекушев в начале 1898-го года купил небольшой участок в Глазовском переулке. Он только что женился и вот-вот должен был стать отцом. Требовалось своё семейное гнёздышко. Его он строил по собственному вкусу, не ориентируясь на пожелания заказчика, потому как сам он и был заказчиком. Строительство длилось всего 9 месяцев и в 1899-м дом был готов. Но, увидев это здание, московский предприниматель Отто Адольфович (по другим данным Густавович) Лист уговорил Кекушева продать ему дом. Главным аргументом была сумма, которую предложил Лист. По другой версии Кекушев сразу строил дом на продажу. Но так или иначе, дом этот и по сей день упоминается как особняк Листа.
Дела у Листа шли неважно, и в 1908-м году он продал особняк Сергею и Наталии Кусевицким. Семья была музыкальная, и здесь останавливались и просто заходили Александр Скрябин, Клод Дебюсси, Александр Глазунов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Борис Пастернак.
Кусевицким повезло, они вовремя, в начале 1917-го продали дом банкиру и промышленнику А.П. Мещерскому, владельцу Сормовского и Коломенского заводов.
2. Это самая ранняя из найденный фотографий особняка. Здесь ещё нет балюстрады на лоджии и двухэтажный дом, примыкающий к особняку, деревянный.
3. А так выглядел дом уже после революции. Пропали красивые кованые ворота, на балюстраде, построенной примерно в 1910-м году, сушится какой-то ковёр. Двухэтажный дом на заднем плане уже каменный. А сейчас он вообще четырёхэтажный и несколько визуально угнетает особняк.
4. Восточный фасад. Здесь Кекушев уже применил сильно выступающий карниз. Этот приём он будет часто использовать и в дальнейшем.
5. Расстекловка окон восточного фасада отличается от оригинальной. Да и большое окно центрального ризалита заменили на пластиковое, причё белое.
6. Стены облицованы боровичским кирпичом желтоватого оттенка. Обрамление окон и главного входа выполнены из белого тарусского мрамора.
7. Угловая лоджия позволяет обозревать окрестности в двух направлениях. Я бы не отказался тёплым летним вечером посидеть там с чашкой чая.
8. Угол лоджии акцентирует колонна из чёрного гранита с литой чугунной капителью.
9. Даже "грибок" дымовой трубы оформлен коваными завитыми пластинами.
10. Из металлических украшений была ещё кованая решётка окна цокольного этажа, но она утрачена.
11. Есть и традиционный для творений Кекушева лев. Но только это не собственноручный автограф автора, он появился здесь в 2012-м году. На старых фотографиях сложно разглядеть, что было на этом месте, но точно не лев.
12.
13. Узнаёте нижнее окно? Точно такое же мы совсем недавно видели на
особняке Саарбекова на Поварской. В обоих случаях это окно кабинета хозяина дома. Рамы из морёного дуба спокойно могут века простоять.
14. На балке, разделяющей окна выложено мозаичное панно. Считается, что это подснежники.
15. Эти же цветочки можно увидеть и на мозаике над лоджией. Но если внимательно рассмотреть старые фотографии, можно увидеть, что здесь была какая-то другая мозаика.
16. Мозаичное морское царство в нише арки над главным входом. В правом нижнем углу буквы W.W. Это автограф Вильяма Валькота, автора всех мозаик особняка. Он же работал с Кекушевым и над фасадами гостиницы "Метрополь".
17. С помощью сайта
"Мир модерна" немножко посмотрим интерьеры особняка.
18. Главная лестница.
19. Пространство между деревянными балками изначально было расписано. К сожалению, росписи не сохранились.
Сам архитектор в журнале «Зодчий» так описывал внутреннюю отделку особняка: «Потолки в кабинете и столовой обработаны в балочку, с кессонами и живописью между ними; гостиная с ореховым потолком и панелью в японском характере…Парадная лестница - по железному каркасу, с дубовою отделкою: поручнем, балясником, и с дубовым потолком. Облицовка стен в ванных и кухне - фарфоровыми плитами, полы вестибюля и кухни из метлахских плиток». Понятно, что после детсада в интерьерах мало что сохранилось.
20. Особого внимания заслуживают двери.
21.
22.
23. Здесь ещё не такого разнообразия дверных ручек, которое можно встретить в более поздних работах Мастера.
24. Витражи сделаны по рисункам Кекушева.
25.
После революции Мещерский уехал за границу, но в особняке продолжали жить слуги, охранявшие имущество, которое хозяева не сумели вывезти за границу. Но в 1919-м их выселили, а особняк национализировали и отдали под детскую библиотеку, носившую имя сначала А.Н. Островского, а потом Н.К. Крупской. Крупская, кстати, пару раз навещала это библиотеку. В 1927-м библиотеку перевели в другое место, а в здании разместили детский сад.
После войны здесь разместилось посольство Аргентины. С 2003-го года в здании представительство Калужской области. С 1995-го года особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Источники:
источник 1,
источник 2