На участке, купленном у тайного советника Д.Г. Волчкова Московским торгово-строительным обществом, Кекушевым были построены два здания. Про
особняк Миндовского я уже рассказывал, сейчас речь пойдёт о втором особняке. В наше время он выглядит достаточно бледно, модерном здесь и не пахнет, на Кекушева это совсем не похоже. Попробуем разобраться, что же случилось.
2. В 1903-1904 гг. был построен особняк со службами. Двухэтажный особняк выделялся своей угловой башней на углу со Скатертным переулком, оформленной необычным четырехгранным плоским металлическим куполом с крупными заклепками между листьями металла. Его украшали по-кекушевски далеко вынесенные карнизы, украшенные ажурной оградой. Высокие округлые окна ризалита имели портальное оформление и красивый мелкий стеклянный переплет. Здание составлено из функциональных объемов, которые уступами поднимаются к угловому, акцентному в высотном отношении башнеобразному блоку, составляя ступенчатую пирамидальную композицию.
Не понимаю почему, но особняк удалось продать только в 1910-м году. Покупателем стал купец 1-й гильдии Матвей Гиршевич Понизовский, владелец и директор «Торгового товарищества Г. С. Понизовского», член Московского автомобильного общества и Общества пособий бедным евреям. В Москве вроде бедных евреев быть не должно. Тогда ещё существовала черта оседлости, и в столичных городах могли постоянно проживать только те евреи, которые были купцами 1-й гильдии, или имели высшее образование, а также отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы, горские и бухарские евреи. То есть те категории, которые к бедным отнести сложно.
Наверное он отправлял деньги в Витебскую область, где в городе Дубровно у него была доставшаяся в наследство от отца мануфактура. Корпуса фабрики сохранились в Дубровно до настоящего времени. Мануфактура имела свою специфику - на ней работали исключительно еврейские рабочие. Суббота была выходным днём. При фабрике были начальное двухклассное училище, кооперативное ссудно-сберегательное товарищество, фабричная добровольно-пожарная дружина, общественные благоустроенные бани, фабричный оркестр, библиотека. Мануфактура стала основным местом производства талесов в Российской империи. Талес - молитвенная шаль, которую носят после достижения религиозного совершеннолетия.
Интересная сложилась компания на этом участке Поварской. Обрусевший немец Шлосберг, прижимистый старообрядец с бородой-лопатой Миндовский и фанатичный еврей Понизовский. Их объединяло только то, что все трое были купцами 1-й гильдии. Интересно, а в гости они по соседски ходили друг к другу? А чуть дальше жил ещё армянин Моисей Саарбеков. Чудно твоё население, Москва!
В 1910-м году модерн уже стал выходить из моды. Может быть поэтому Понизовский стал его перестраивать. Но если тебе не нравится дом, зачем его покупать? Чтобы впоследствии изуродовать? Перестройкой занимался архитектор В.И. Мотылев. Он убрал купол на башне, заменив его плоской кровлей, и полностью переделал фасады. Здание лишилось почти всех примет стиля модерн, сохранив от замысла Л. Н. Кекушева лишь ступенчатую объемно-пространственную композицию.
3. А ведь Василий Мотылёв неплохо работал и с модерном. Вот, к примеру, построенная им церковь Спаса Нерукотворного в
Клязьме. В 1920-х он строил и конструктивистские здания, к примеру квартал между Суворовской улицей и улицей Девятой роты в
Преображенском районе. Но почему он не отговорил заказчика от перестройки? Только из-за денег?
4. В итоге вместо яркого здания получилась серая банальность.
5. В общем, сравнивайте сами.
6. Думаю, что Льва Николаевича такое издевательство над его творением сильно рассердило.
7. Ограда участка со стороны улицы сделана с лаконичными по рисунку металлическими решетками без волнистых линий и растительных мотивов, но использующими любимый московским модерном крутой завиток спирали. Это уже работа не Кекушева.
8. Несмотря на разгром особняка снаружи, интерьеры сохранились. Кекушев создавал их не только красивыми, но и удобными для жизни. Фотографии интерьеров
отсюда. 9. Использовалось много дерева.
10. Сохранились и витражи, выполненные по рисункам Мастера.
11.
12. Нетривиальные светильники тоже сделаны по рисункам Кекушева.
13.
14. Дверные ручки у Кекушева это не просто дверные ручки, с помощью которых открывают двери.
15. Это искусство. Обратите внимание на лицо под замочной скважиной.
16.
После революции Понизовский уехал в Париж, а его особняк был национализирован. Молодой стране трудно давалось международное признание. Одной из первой стран, признавших РСФСР и установившей с ней дипломатические отношения, был Афганистан. Произошло это в октябре 1919-го года. В 1921-м году был заключён договор о дружбе Россией и Афганистаном. В 1922-м году особняк Понизовского был отдан посольству Афганистана вместе с мебелью, картинами известных художников и даже личными вещами Наполеона. В 1958-м году между Советским Союзом и Афганистаном был подписан документ, в соответствии с которым здание предоставлено афганской стороне в бесплатную аренду сроком на 99 лет. В 1994-м афганцев временно попросили покинуть здание на время ремонта. Времена были трудные, ремонт растянулся на 10 лет.
Посольство вернулось в здание в 2004-м году. А вот первоначальный вид особняка. к большому сожалению, уже никогда не вернётся.