Цвет и контраст

Jul 17, 2012 15:41



Ну поехали!

Понятия цвета и контраста - неразделимы. Одно не воспринимается в отрыве от другого.
   Цвет существует только в контексте тона. Предметный цвет не бывает одинаково насыщенным в блике, рефлексе, полутени и тени.
   Инструментальный замер любой самой простой натуры в контексте пространства Lab, сформированного на основе человеческого цветовосприятия, покажет нам, насколько насыщенность изменяется в пределах градиента освещенности. Здесь цыфири a и b на выборке патчей с лимона нам как бы намекают, что на цитрусе ближе к теням собственно цвет становится насыщеннее:



Так образуется двусторонняя связь между светлотой объекта и воспринимаемой насыщенностью: чем темнее объект (до определенной границы, где перестают работать цветовые рецепторы), тем насыщеннее он воспринимается.
   Важно, что принцип работает и в обратную сторону: чем светлее тон, тем более естественно воспринимается его малая насыщенность.
   Предметному цвету в светах не свойственно выглядеть насыщенным. Поэтому всякая попытка придать чрезмерную насыщенность светлому объекту в отрыве от его тона будет выглядеть неестественно, "лубочно". С этим же связан и эффект "цифрового", "жареного" красного цвета - когда профили RAW-конвертера не уменьшают насыщенность цвета по мере повышения светлоты.

Многовековая живописная практика показала, что для создания впечатления насыщенного, глубокого цвета, нужно прибегнуть к некоторому занижению светлоты тона. Если по методике Павла Косенко пройти по Эрмитажу и оценить "среднюю яркость" живописных полотен, то "темных" картин мы насчитаем значительно больше, чем "светлых".
   Конечно же это не значит, что фотография не может быть светлой. Но при этом нужно отдавать себе отчет в том, какие при этом произойдут изменения в восприятии цвета, а главное, как изменение контраста должно влиять на светлоту.
   В этом смысле фотография, по счастью, практически до самого последнего времени опиралась на принципы, выработанные живописью. Именно поэтому в пленочной фотографии повышение контраста происходит уже изначально с небольшим понижением общей экспозиции, поскольку такова тональная кривая типичной фотопленки - она понижена примерно на 2/3 всего тонального диапазона и повышена лишь в верхней трети. Вот кривые Кодахрома-64:


   В большинстве RAW-конвертеров бегунок "Contrast" изгибает характеристическую кривую S-образно относительно центральной точки (среднего значения яркости), и это абсолютно механистичный подход, никак не соотносящийся ни с тем, как зрительный аппарат воспринимает цвет и контраст, ни с живописной практикой. Поэтому в этих конвертерах очень трудно получить в хорошем смысле "пленочный" характер изображения, не прибегая к пользовательской тональной кривой.
   В Lightroom мы столкнемся с тем, что наращивание контраста бегунком Contrast приведет к выбеливанию основного сюжетно значимого тона. Как пример:



Неподготовленный фотограф обычно наращивает контраст бегунком Contrast, симметрично S-образно, а возникающую при этом нехватку насыщенности пытается восполнить бегунками Saturation и Vibrance:



Изображение выглядит неестественно, "ядовито".

Правильнее использовать пользовательскую тональную кривую, при этом цвета выглядят более насыщенными без дополнительной прибавки насыщенности:



Уменьшим экспокоррекцию - цвет насытится еще больше:



В современных фотографах велик страх сделать "слишком темную" фотографию. Отчасти это связано с общим упадком визуальной культуры масс, когда ценится не эстетика, а фото на котором "всё видно".
   Теряется интимный характер визуального повествования, присущий классикам. Нормой становится HDR, где тональность неестественна, а связь между цветом и контрастом теряется вовсе.
   Не нужно бояться делать "темные" фотографии. Можно изобретать все что угодно, но от проверенных веками принципов живописного искусства и психологии восприятия никуда не уйти. Отсекайте лишнее, "выжимайте" цвет.
   И всем там скажите, кто еще дурью мается!

Ну, на сегодня всё. Пока-пока, будьте паиньками, я слежу! Вуф-вуф! :)



цифровая обработка, lightroom, фотографии, теория, статьи, raw

Previous post Next post
Up