О конкуренции в фотографии

Jan 14, 2011 13:17


Люди недальновидные и слабые боятся конкуренции. Умные - уважают ее. Мудрые - извлекают из нее выгоду.

Когда я только начал свою преподавательскую деятельность и стал давать консультации по предметной съемке и обработке на форуме фото.ру, общественность буквально встала на дыбы от негодования. Фотографы сомнительных профессиональных качеств испугались, что от моих онлайн-уроков резко возрастет конкуренция, рынок перенасытится.
Тогда страсти поутихли, шло время, я успел создать блог, набрать приличную аудиторию, написать кучу статей, провести семинар и вообще значительно продвинуться по части саморазвития. У тех же бездарных бомбил, что вставали на дыбы два года назад, похоже, воз и ныне там.

Но вчера я был особенно обескуражен, когда один мой хороший ученик, в завуалированной форме высказал претензию, очень похожую на те, какими сыпал народ два года назад. Тогда мы вместе с ним от души смеялись над их опасениями. А теперь человек пришел ко мне с такой же претензией, вот ведь какое дело...

Вообще мне регулярно задают этот вопрос: не боюсь ли я вырастить себе конкурентов, давая платные и бесплатные уроки рекламной съемки? Для меня этот вопрос всегда был малозначим, у меня столько идей и планов в самых разных сферах творчества, что о конкуренции мне просто некогда задумываться.
А вот хомячки, видно, сильно испугались, когда я начал выкладывать в блоге подробные воркшопы и анонсировал большой курс по ювелирной фотосъемке.

В чем суть описанной проблемы?

Рынок фотоуслуг похож на любой другой рынок. На первый взгляд, он состоит лишь на малую долю из адекватных заказчиков и исполнителей, а основную массу составляют дилетанты и халявщики. Причем как со стороны исполнителей, так и со стороны заказчиков.
Главный же парадокс восприятия в том, что на самом деле рынок состоит из дилетантов и халявщиков практически на все 100%. И это очень характерная черта современного рынка в России.
Слишком много заказчиков, не представляющих себе ни цен, ни трудозатрат, и, что хуже всего, не имеющих разумных критериев качества, не знающих, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Слишком много фотографов с низким уровнем съемки и обработки, причем с ними ситуация совсем непонятная - кто-то из них пашет за копейки, кто-то же напротив ломит цену.

Фрилансерское горе

Нагляднее всего состояние рынка показывают сайты фрилансеров. Странные личности, готовые снимать ювелирку по 50-100 рублей за кадр, активно сбивают цену в любом тендере. Они часто готовы предложить услуги даже за сумму, меньшую, чем была заявлена заказчиком. Обычно дискуссия выглядит так:

Заказчик (З): Нужно снять 100 часов. Жду предложений.

Претендент-1 (П1): Готов сделать по 500 р за кадр, вот портфолио.

З: Для нас дороговато, да и такое высокое качество не нужно, каталожка, не эксклюзив.

П2: Моя цена - 300 р, вот примеры работ.

З: О, П2! Нас полностью устраивает и качество, и цена. Давайте работать с вами.

П3: Подождите, подождите, не слушайте их, у могу почти так же за 100 рублей, вот мой телефон, позвоните, пожалуйста!

Заказчик впадает в ступор, в нем борется Европа и совок, он жаждет сэкономить, но ссыт, что обманут. В конце концов совок все равно побеждает, делаются тестовые снимки (чаще всего довольно невысокого качества). Компетенции заказчика не хватает, чтобы понять нюансы исполнения. А вот чтобы оценить тройную выгоду по деньгам, много ума не нужно.

Грустные тенденции

Каков итог описанного выше случая? Заказчик сэкономил, дилетант получил заказ (хоть и за копейки), профессионал оказался вообще не у дел.
Ситуация прискорбная, но привычная.

Хуже то, что при этом общий уровень культурной среды и качества услуг в сфере рекламной фотосъемки остается низким, не растет.
Почему так происходит?

Здесь работает простой и известный закон: спрос рождает предложение.
Есть ли на самом деле на рынке предметки спрос на качественную съемку?

Основная масса заказчиков ориентируется на картинки с веб-качеством. Единичные изделия снимаются для журнальной рекламы или биллбордов. Несмотря на то, что уже прошло десятилетие после «лихих девяностых», в бизнесе у руля все еще преобладают «случайные люди», имеющие весьма узкие представления о качестве съемки и обработки и имеющие специфические и тоже ограниченные требования. И очень боятся довериться профессионалам, особенно в сфере обеспечения продаж, куда входит и дизайн, и фотосъемка.

Итог все тот же: заказчик болван и оболванен, тендер взят дилетантом с хорошей ценой, профессионал без заказов, рынок в жопе, культура рекламной фотосъемки - тоже в жопе. Слово «жопа» два раза повторяется в одном явлении. Опасная тенденция!

Причем вообще тут блоги, уроки и мастер-классы?

Мой ученик вчера привел вполне конкретную ситуацию.
Есть заказчик З с тысячей наручных часов. Есть фотограф У (мой ученик) и второй фотограф Ф. Оба они обслуживают этого заказчика. Фотограф У снимает очень прилично оба нужных ракурса, отлично обрабатывает и берет за каждый кадр 400 рублей. Фотограф Ф снимает и обрабатывает почти так же, но фронтальный ракурс у него не получается вовсе. За свою работу он берет 200 рублей за кадр.

Было высказано предположение, что если фотограф Ф выучится по моему блогу и станет снимать уже оба ракурса и в лучшем качестве, то со своей ценой 200 р за кадр он отнимет работу у фотографа У.
Так ли это?

Если фотограф Ф не мудак (что логично, если он уже имеет хороший уровень и еще способен его повысить по моим урокам в блоге), то он, улучшив свою квалификацию, никогда уже не станет снимать за те же деньги.

И тут получается тройной профит. Во-первых, нижняя планка цены за фото поднимается. То есть, не то что нет демпинга, а даже наоборот. Во-вторых, мой фотограф У более свободно делит работу с фотографом Ф, получая пинок и свободное время для дальнейшего роста. В-третьих, все вместе мы делаем весомый вклад в качественное улучшение среды рекламной съемки.

Так думаю я. Так же думает Европа и Америка. Там не боятся вырастить себе конкурентов, потому что четко понимают, что демпинг имеет свои корни не в доступности знаний, а в дилетантстве.

Но у нас еще очень долго не усвоят, что на своих профессиональных навыках как сыч на говне сидит только последний мудак. Увы и ах.

И честное слово, я не знаю, каким идиотом надо быть, чтобы доказывать, что доступные знания и профессиональные секреты рушат рынок и плодят дешевых конкурентов. Человек, овладевший знаниями и опытом, т.е. по сути ставший профессионалом, уже знает цену времени и труду. Он не будет снимать себе в убыток. Если конечно не мудак.
Заказчик же будет погружен в более качественное окружение, даже если он совсем лох, то по крайней мере в состоянии сравнить у себя и у конкурентов. Планка качества выше, есть повод для повышения цены. Заказчику уже некуда деваться, поскольку рынок насыщается качественной продукцией, и выделяться говеными фотографиями на сайте уже некомильфо.

Похожая ситуация была с веб-дизайном. Все помнят, сколько было говеных сайтов и говеных веб-дизайнеров в начале 2000-х, которые работали за копейки. Но через некоторое время количество профессионалов набрало некую критическую массу, и халтурщики вымерли сами собой. Конкуренция изменилась в корне. Заказчик же смирился с тем, что нужен либо хороший сайт, либо никакой, с тем, что хороший сайт стоит дорого. Принял как данность. Подняли планку, насытили рынок профессионалами, поднялись цены, заказчик, если не мудак, понимает, что либо хорошо, либо никак. Потому что вокруг уже есть тенденция делать хорошо. Простая, надежная логика.
Исполнитель же, если не мудак, будет расти как профессионал, повышать уровень.

Мы с Володей Медведевым уже давно вывели 5 простых правил для достижения успеха:

1. не быть мудаком
2. не быть мудаком
3. не быть мудаком
4. не быть мудаком
5. не быть мудаком

Напечатать и повесить в рамке над креслом руководителя. Повторять утром и вечером, сидя на горшке. И нефига ко мне приходить и толкать речи о том, что мои уроки плодят конкурентов. Поднимите жопу и растите.

коммерческая фотография, предметная съемка, статьи

Previous post Next post
Up