Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150 mm f/2.8 PRO + MC-14 - обзор

May 13, 2015 09:00



Изначально обзор этого объектива я планировал включить в большой материал "Olympus как портретная система". Но позже разум все-таки возобладал над желанием "сэкономить" и впихнуть в один обзор всё сразу :) По мере моего знакомства с этим без преувеличения замечательным стеклом я все больше понимал, что это все-таки не совсем портретный объектив (и позже вы узнаете, почему). Поэтому, накопив немного материала, я решил написать отдельный обзор.

Объектив относится к линейке M.ZUIKO Pro, к которой также принадлежит и вышедший полтора года назад M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO ( мой подробный обзор).

Приведу официальные спецификации:



С точки зрения конструктива и внешнего вида это настоящий монстр, изготовленный полностью из металла, включая кольца зума и фокусировки.



Линза защищена от брызг, влаги и холода. Объектив полностью монолитный, передняя линза не выезжает и не вращается. Кольца имеют уверенный плотный ход без люфта.

Поставляется он с очень удобной крышкой и с глубокой но легкой блендой, которую, благодаря специальному креплению, можно одним движением руки перевести в рабочую позицию или сложить обратно. В обоих положениях бленда надежно фиксируется и хорошо защищает переднюю линзу от дождя, снега, грязи, от случайных ударов и царапин (например, о ветки деревьев во время фотоохоты).
    В сложенном состоянии бленда не удлиняет всю конструкцию ни на сантиметр, хотя и делает её чуть толще.



В комплекте с телевиком, помимо бленды, идет металлическая штативная нога. При желании можно купить защитный фильтр с фирменным покрытием ZERO. А также 1.4-кратный телеконвертер MC14, о котором мы поговорим подробнее чуть позже.



В общем, даже при большом желании придраться здесь не к чему. В стильной коробке за свои кровные вы получаете все, что нужно для счастья юному натуралисту, даже чехольчик :)

Размер и вес

С первыми слухами о выходе этого объектива, в сети появилось много дискуссий о том, насколько он большой и тяжелый. Многие даже говорили о том, что он, мол, вообще не вписывается в концепцию компактной системы m4/3.
    Да, действительно линза довольно крупная (79.4x160 мм), да и легкой её не назовешь (760 г без штативной ноги) - это нет смысла отрицать. Но дело в том, что объектив не имеет аналогов не только на микре, но и в других системах. Поэтому выходит, что и сравнивать-то не с чем.
    Есть более компактные но темные телевики, есть например Panasonic 35-100 мм f/2.8, который в полтора раза "короче" по фокусному и потому мало применим для фотоохоты и командных видов спорта на большом поле. Нет прямых аналогов и на полном кадре. Везде какие-то оговорки и нюансы.

Вот и получается, что для своих возможностей и в сравнении с решениями на других системах 40-150 - относительно компактный и легкий объектив с уникальными возможностями. А если прибавить к нему небольшой телеконвертер MC-14, то получим эквивалентное фокусное 420 мм при светосиле f/4.0, и вся конструкция легко уместится в небольшой фотосумке, не превышая весом и размерами некрупный классический полнокадровый телевик 70-200.

Съемочные возможности

По своим фокусным расстояниям объектив отлично подходит для самых разных жанров - спорта, живой природы, портретов, пейзажа.
    При этом минимальная дистанция фокусировки в 70 см дает возможность снимать своего рода "макро" (увеличение при этом составит 0.42х в полнокадровом эквиваленте). Чтобы было проще понять - при максимальном масштабе кадр можно целиком заполнить полел размером 82х62 мм - меньше ладони. С телеконвертером поле будет еще меньше, а масштаб вырастет до 0.59х.
    На практике это позволяет снимать в хорошем масштабе мелких животных без необходимости подходить к ним вплотную):




150 мм, f/2.8, композиционное кадрирование, полноразмер по клику


210 мм (телеконвертер MC-14), f/4.0, полноразмер по клику



210 мм (телеконвертер MC-14), f/6.3, композиционное кадрирование, полноразмер по клику


210 мм (телеконвертер MC-14), f/6.3, композиционное кадрирование




150 мм, f/2.8, полноразмер по клику



210 мм (телеконвертер MC-14), f/7.1, полноразмер по клику
    На другие объективы (в силу их мин. дист. фокусировки и фокусного расстояния) для подобных съемок приходится надевать макрокольца, чтобы сократить дистанцию.

Скорость и точность фокусировки при этом очень достойная. Конечно это во многом зависит от тушки и от условий освещения. Но мой опыт использования показывает, что инновационный двойной мотор фокусировки Dual VCM отрабатывает на все 100%. Например, мне не составило труда выловить среди густого кустарника эту быстро прыгающую варакушку:




210 мм (телеконвертер MC-14), f/4.0, композиционное кадрирование, полноразмер по клику
    И, чтобы уж совсем было хорошо, я бы еще попросил программистов Olympus сделать опционально совсем маленькую зону фокусировки, именно для таких съемок, когда точка фокусировки по площади оказывается соизмерима с объектом.

Качество изображения

В объективе применен целый ряд необычных линз (помечены на схеме цветом - 1 Aspherical ED, 2 Aspherical, 1 SED, 3 ED, 1 HD).



Я не специалист-оптик, и не могу полностью расшифровать все эти аббревиатуры, но зато могу с уверенностью сказать, что картинка получается контрастная, резкая по всему полю и на всем диапазоне фокусных расстояний, уже начиная с открытой диафрагмы. Хроматические аберрации, как мне показалось, вообще отсутствуют. Дисторсии я тоже не заметил.




150 мм, f/2.8, полноразмер по клику
    Поэтому объектив отлично подходит не только для фотоохоты, но и для длиннофокусного пейзажа.



70 мм, f/5.6, полноразмер по клику



150 мм, f/5.6, полноразмер по клику

Чтобы поставить оптику в совсем сложные условия, я включил на камере режим High Resolution. А и там всё путём, оказывается. Только солнце сесть успело, пока я переключался и втыкал пультик :)




79 мм, f/5.6, режим High Resolution, полноразмер (40 мгпкс) по клику
Ну и еще немного пейзажиков на разных фокусных в сверхвысоком разрешении.




100 мм, f/5.6, режим High Resolution, полноразмер (40 мгпкс) по клику



115 мм, f/5.6, режим High Resolution, полноразмер (40 мгпкс) по клику
    В общем, объектив отлично кроет 40 мгпкс.

При этом, создав оптическую систему, близкую к идеалу, инженеры Olympus смогли сохранить приятный рисунок размытия (как дальнего, так и ближнего) практически без дефектов. И это приятная неожиданность для зум-объектива с кратностью почти 4х. Причем и с телеконвертером боке остается приличным. Достойным фикса, я бы даже сказал.



210 мм (телеконвертер MC-14), f/4.0



150 мм , f/2.8



210 мм (телеконвертер MC-14), f/4.0

По своим оптическим свойствам 40-150 вполне подходит и для съемки портретов. Нормальный пластичный рисунок. Приведу как пример пару чисто технических кадров (основная работа предстоит к будущему "портретному" обзору).



150 мм , f/2.8. На фото - Кира.



79 мм , f/2.8. На фото - Кира.

Прим.:
    Есть несколько причин, по которым я не склонен называть 40-150 2.8 в полном смысле слова портретным объективом.
    Во многих аспектах он избыточен для портрета. Не конкретно эта линза, а вообще любой зум с ЭФР 80-300. То есть вы естественно можете снимать на него, и фото будут вполне совершенны технически, но стоит ли носить лишний вес и размер ради фокусных расстояний, которые в портрете будут не только бесполезны, но и вредны (привет, лицо-пицца!).
    По-хорошему, в портретах на m4/3 надо бы ограничиться диапазоном фокусных примерно от 25 до 75 мм, поэтому вы будете использовать только половину возможностей 40-150 (а таскать-то придется его целиком!), и при этом, вероятно, для некоторых портретных сюжетов вам будет немного не хватать "полтиника" 25 мм, то есть какие-то фиксы все равно придется брать с собой. Например, на 75 1.8, который идеален для крупнопланового портрета, и даст большее размытие фона, на 45 1.8 с его характерным рисунком, в конце концов, на 25 1.8, который дает очень пластичную картинку и эффект присутствия (хотя подходит не для каждого типажа). Не говоря уже о богатом ассортименте сверхсветосильных неавтофокусных объективов, которые тоже спроектированы с прицелом на портретную съемку.

Телеконвертер MC-14

40-150 2.8 можно приобрести в комплекте с телеконвертером (или купить MC-14 отдельно). Выглядит экстендер так:



Он удлиняет фокусное расстояние, увеличивая масштаб изображения, вместе с тем, теряется светосила. В данном случае картинка станет крупнее в 1.4 раза, а максимально открытая диафрагма будет f4.0.
    Известно, что телеконвертеры неизбежно ухудшают изображение. Насколько это проявляется в связке с 40-150?
    Тестировать такой "телескоп" (ЭФР 420 мм) - дело непростое. Велика вероятность смаза и микрошевеленки (хотя стабилизатор и электронный затвор очень спасают). Те кадры, которые мне удалось сделать, показывают совсем незначительное падение резкости от телеконвертера. Картинка просто становится чуть-чуть мягче, при этом я не заметил ни хроматики, ни ухудшения боке.
    Я выше показывал много кадров с конвертером. Ну пусть будет еще вот эта замечательная полноразмерная жаба :)




210 мм (телеконвертер MC-14), f/4.0, полноразмер по клику
    Насколько вообще целесообразна покупка телеконвертера к 40-150? Ведь стоит он далеко не копейки (около 350$).
    Тут есть свои "за" и "против".

Крупнее масштаб, это да. Вместе с тем, меньше светосила, значит, больше вероятность смаза. Я не делал тестов, но вполне может оказаться, что "выгоднее" снимать на 2.8 или на те же 4.0, но без конвертера, на 150 мм, при этом получить более резкую картинку, которая легко "переживет" программное растягивание в полтора раза.
    С другой стороны,если вы снимаете видео, то такой номер не пройдет. И нужно именно оптически увеличивать масштаб. Это еще к слову о пользе 4K, которое можно было бы откадрировать в 1080p как раз с таким же выигрышем масштаба. Но не будем теребить больную мозоль :)
    Тем более что видео все равно получается приличное:

image Click to view



В общем, если вы заядлый фотоохотник и видеограф, то наверное стоит брать MC-14. В остальных случаях, думаю, вполне можно обойтись программным растягиванием резкого оригинала, сделанного без конвертера.

PS
    В ближайшее время - российский анонс 7-14 и 8 мм фишая, stay tuned.

фототехника, портрет, объективы, олимпусовое, пейзаж, om-d em-5 mark ii, обзор, фотографии, olympus

Previous post Next post
Up