Небольшой
шум вокруг Уральского федерального университета, ограничивающего де-юре и, судя по журналистским репортажам, де-факто фото- и видеосъёмку в своих зданиях, - это, конечно, частный случай, но весьма серьёзной проблемы.
Всё дело в том, что мы оказались в условиях, к которым ментально ещё не подготовлены: нам навязана просматриваемость - авторизованная или анонимная, - но продолжают действовать режимы видимости. Другими словами, мы вроде бы как имеем возможность смотреть, рассматривать, интерпретировать и фиксировать, но, с другой стороны, нам ставят в этом всевозможные препоны. Интересно, что для многих людей в этом ещё нет парадокса: камеру на телефоне или любом другом гаджете они воспринимают как средство развлечения, а развлечение всегда имеет физические границы, нас к этому с младенчества приучивают. Поэтому если вдруг дали по рукам (камере, глазам), то вроде бы как так и должно быть. Но когда нам тотально почти что вменено иметь дополнительный глаз для фиксации окружающего мира, говорить об ограничениях съёмки в публичных пространствах - это проявление глупости.
Впрочем диалектика права видеть и режима видимости - это тема для долгой правовой, философской, социологической и политической дискуссии. Нам еще предстоит обсудить включение в перечень неотъемлемых прав человека права смотреть и свободно интерпретировать. Вербальные права закреплены более 200 лет назад, визуальным еще предстоит это сделать. Но точно также нам предстоит обсуждать вопрос визуальной безопасности. И чем раньше мы начнём это делать, тем лучше будет для всех.
А пока что тренируемся на кроликах:
"Флэшмоб! Научим УрФУ Конституцию любить!". Сегодня в 15.00 у главного здания УрГУ(б).