Apr 29, 2014 13:05
За неделю прошли две дискуссии об уральском характере. Скорее аутотренинги с элементами самовнушения: поиск причин, почему мы здесь и кто те, кто отсюда вырвался. Два тезиса в развитие темы:
1) На Плотинке одним из вариантов замещения краснознаменной группы рассматривается установка памятника Петру I и его хавронье. Как отцу-основателю, так сказать, дань уважения. Через дорогу стоят уже уваженные Татищев и де Генин. Уважать всех троих требуется за то, что посредь уральских холмов учредили град - завод-крепость. Учредили ради государственной целесообразности, учредили как инструмент в наращивании мощи имперской. Человек здесь сразу был функцией при машине, винтиком не самым главным (что он рядом с энергией воды из плотины?!) Вся пресловутая уральская матрица - это всё что угодно, кроме человека как цели. Но именно за это нам всем и предлагается благодарить государя-преобразователя - эффективный менеджер был, стратегически мыслил, на века.
2) На одном из обсуждений М.П.Никулина предложила схему: с Урала уезжать не надо, хоть мы все здесь и сидим в каменной пещере и неба светлого не видим всю жизнь. Но уезжать не надо, нет. Ибо вне Урала уехавший становится никем. Эдакие добровольные заложники, каторжане по собственному выбору. Вся субъектность уральца - быть орудием по высеканию камня. Кстати, а в ком характер тогда?
Так вот резюмирую: если кому и ставить памятники в Екатеринбурге, то именно что уезжающим. Вырывающимся из пещеры, не боящимся (помните платоновскую пещеру?) выйти на свет и немного подслепнуть от большого мира вокруг. Ставить памятники тем, кто решил сделать человека - себя и человечество в себе - целью, а не средством. Уральский характер не в соглашательстве с пещерным пребыванием, а в мужественном шаге к выходу. Урал - это опорный край империи, без сомнения, ибо здесь опробовали и затем тотально внедрили систему, когда мнящий себя свободным человек оказывается безвольным инструментом в руках высших стихий. Пусть жизнь положит во благо кого-то, о себе пусть позабудет - вот что ждут от "тру-уральца".
Уж если и есть подлинные уральцы, то это те кочевые народы, которые промышляли на Урале, но не жизнь вековечную здесь строили. Впрочем ответ им всем - презрение пещерных...
Екатеринбург,
региональная идентичность,
Урал