В конце прошлой недели "
Вечерний Екатеринбург" и "
Уральский рабочий" опубликовали мой комментарий о Плотинке и что могло бы появиться на месте краснознаменной группы. Выложу здесь свой изначальный текст, который стал основой для публикаций.
Занимаясь вопросом размещения на Плотинке какого-то нового объекта, надо ответить на вопрос, какие задачи города это поможет решить? Самые очевидные - две:
1) Придание Екатеринбургу уникальности в общероссийском и глобальном пространстве. В эпоху, когда города стали флагманами развития, сложилась общемировая ситуация конкуренции городов за людей, ресурсы, инвестиции, - очень важно обладать узнаваемой уникальностью. Речь даже не о бренде или фирменном стиле, а о внутреннем содержании городской жизни. Как бы нам ни казалось, но Екатеринбург неузнаваем за пределами России, а в ее пределах ассоциируется всё чаще с местом гибели царской семьи, Уралмашем (заводом и ОПС) и местом жизни нескольких крупных политических деятелей - от Ельцина до Ройзмана. Городу нужны яркие и заметные за его пределами символы.
2) Формирование комфортной для горожан среды обитания. По улицам должно быть не просто удобно ходить, но и интересно. Показывать гостям не только несколько сохранившихся исторических строений и пару небоскребов, но уникальные уголки с неподдельной атмосферой. В конце концов именно комфортность, приятность среды обитания и привязывает горожан к городу. Нет никакого парадокса в том,что именно вслед за культурой и ее проявлениями в городе начнут подтягиваться уборка улиц и борьба за экологию. Набережная пруда - это хорошее место для комплексного решения задачи.
Исходя из этих задач можно создать множество совершенно разных концепций в том числе для Плотинки. Сейчас мне кажется, что не надо никуда спешить, исходя из принципа, что пустота должна быть заполнена немедленно. Место краснознаменной группы и часов можно оставить пустующим и продолжить спокойные содержательные дискуссии.
Какие варианты есть у меня:
1. Памятник пустоте. В городе есть памятник Невидимке, можно продолжить эту логику. А заодно показать проблему городской среды в центре - пустующий Исторический сквер, который уже полстолетия не рассказывает никакой истории, пустующие набережные - есть скамейки и есть пейзаж, но нет больше ничего. Да и само место с сильным кодом: Плотинка "проглотила" за последнее столетие почти всё, что было символами Екатеринбурга - памятники Петру и Екатерине, Гранильную фабрику, екатеринбургский завод, храм св.Екатерины, теперь орден Ленина. Памятник пустоте - это и в логике кода места, и как своеобразная игра с этим местом.
2. Проведение международного конкурса на творческое решение проблемы оформления Плотинки. Его участниками должны быть художники с мировой репутацией, с хорошим медийным весом. Да, это дорого, но зато на многие годы сделает Плотинку действительно значимым символическим местом. Подобным образом поступают многие города от Нью-Йорка до Монако, от Шанхая до Сиднея. Оказаться в числе таких городов - это, наверное, даже лучше чем провести несколько матчей Чемпионата мира по футболу. В любом случае этот конкурс - инструмент для продвижения Екатеринбурга, причем долгосрочный.
Опора на городские художественные силы, мне кажется, невозможной при всём уважении к местным художникам. Либо мы предлагаем местечковое решение, либо реализуем масштабные амбиции. Кстати, как вариант, можно было бы посмотреть работы Эрнста Неизвестного - наверное, самого известного в мире художника из Екатеринбурга.