Полагаю, что можно говорить о формировании новой коммуникационной реальности в политической России. Процесс не быстрый, местами топорный (рубят, не жалея), местами скрытый (что там со слежкой за пользователями интернета и сотовой связи?). В любом случае, думаю, что паззл последних лет в сфере медиа, информ.технологий, каналов распространения информации и способов манипулирования может уже в ближайшее время сложиться в цельную картину. Российская власть выстраивает такую коммуникационную систему, которая сохраняя внешне элементы открытости, была бы полностью замкнута на саму себя.
Говорить об этом надо по той причине, что курс Путин уже точно определен -
превращение России в крепость. Кругом враги, всюду крах ценностей и моральных устоев и только в обороняющейся России есть шанс на выживание. Причем аналогии с "железным занавесом" или КНДР будут лишь упрощением реальности, но не разъяснением. Вероятнее всего, в России мы сталкиваемся с попыткой создания новой системы общественного контроля, опирающейся на новые медиа и способы коммуникации. Она призвана служить обороне крепости. "Россия сегодня" - это признак крепостного, обороняющегося мышления. Завтра не предполагается, оно отложено на очень далёкое время. Есть вчера, но оно становится частью сегодня...
Мы в крепости. Мы - крепостные. Мы поделены на "подавляющее большинство" - коммуницирующих и молчащих, - и нетрадиционное меньшинство - коммуницирующих и вопящих. Но однажды в крепости должен наступить полный порядок. Новая коммуникационная реальность, однако.