Однозначных критериев, наверное, нет...dmitry_gmDecember 3 2009, 22:07:03 UTC
Я бы определил чудо, как такое событие, в котором непосредственно проявляется воля Божия, или, скажем более широко, влияние духовного мира, Такое событие не является естественным следствием законов природы и обычного хода вещей, хотя может и не противоречить законам природы.
Из такого «определения» как бы получается, что ничего не получается, что универсальные научно-феноменологические критерии чуда отсутствуют, хотя бы по той причине, что научными методами влияние духовного мира не выясняется. В некоторых случаях наука может признать свое бессилие и непонимание, и не более того. Констатировать чудо не в ее компетенции.
Однако, не задаваясь вопросом критериев, несомненным чудом являются такие события как: Евангельские чудеса, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, сотворение мира, и многое другое... Не по критериям, а по определению. И такие события при их богословском или научном осмыслении, конечно, следует рассматривать особо, в отличие от обычных естественных процессов.
Бытовой критерийdmitry_gmDecember 8 2009, 08:49:50 UTC
Отрицательный «бытовой» критерий совсем простой: это будет презумпция. Мы не утверждаем наличие чуда в природных явлениях, и не предполагаем сверхъестественного вмешательства в ход вещей, если у нас нет причин считать, что такое вмешательство произошло. Таким образом, событие или процесс являются естественными, если нет оснований предполагать обратного. Критерий замечательно работает в большинстве случаев.
Насчет же положительного критерия, таковым, безусловно, является свидетельство Церкви, о совершившимся, или совершающемся чуде. Внешние критерии здесь на втором месте, например, несомненным чудом является Преосуществление Святых Даров, но оно, как правило, не сопровождается никакими видимыми эффектами.
Приведу также слова отца Даниила Сысоева:
Любой здравомыслящий человек увидит разницу между просыпанием и воскресением из мертвых. Есть вещи, которые возможны для человека, а есть невозможные. И вот эти дела, указывающие на вмешательство иного мира, и являются чудесами в классическом смысле этого слова. Чудо - это указание на
( ... )
Comments 3
(The comment has been removed)
Из такого «определения» как бы получается, что ничего не получается, что универсальные научно-феноменологические критерии чуда отсутствуют, хотя бы по той причине, что научными методами влияние духовного мира не выясняется. В некоторых случаях наука может признать свое бессилие и непонимание, и не более того. Констатировать чудо не в ее компетенции.
Однако, не задаваясь вопросом критериев, несомненным чудом являются такие события как: Евангельские чудеса, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, сотворение мира, и многое другое... Не по критериям, а по определению. И такие события при их богословском или научном осмыслении, конечно, следует рассматривать особо, в отличие от обычных естественных процессов.
Reply
(The comment has been removed)
Насчет же положительного критерия, таковым, безусловно, является свидетельство Церкви, о совершившимся, или совершающемся чуде. Внешние критерии здесь на втором месте, например, несомненным чудом является Преосуществление Святых Даров, но оно, как правило, не сопровождается никакими видимыми эффектами.
Приведу также слова отца Даниила Сысоева:
Любой здравомыслящий человек увидит разницу между просыпанием и воскресением из мертвых. Есть вещи, которые возможны для человека, а есть невозможные. И вот эти дела, указывающие на вмешательство иного мира, и являются чудесами в классическом смысле этого слова. Чудо - это указание на ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment