Естественное и сверхъестественное.

Dec 03, 2009 22:29


    Теперь  мы вплотную подходим к одному из главных вопросов. Возможность «синтеза» эволюционизма с учением о сотворении мира, основывается на одном богословском допущении, которое подразумевает неразличимость естественного и сверхъестественного. Если нет никакой принципиальной разницы между актом творения, и естественным ходом вещей, тогда эволюционное учение как бы легко и непринужденно совмещается с верой в сотворение. (Ели только не обращать внимания на многие «несущественные» детали, наподобие тех, что уже были рассмотрены выше.)

    Вот такое простое «решение» всех проблем и недоразумений предлагает, например, Сергей Худиев, в своей критике креационизма, упрекая его в «отходе от библейского взгляда»:

Я бы также отметил, что дилемма, вокруг которой ломают копья эволюционисты и креационисты - "сотворено ли многообразие видов Богом или же оно образовалось в результате естественных процессов", представляется мне просто недоразумением, причем недоразумением, связанным с отходом от библейского взгляда на мироздание. В их представлении вся вселенная, каждый ее атом, каждая капля дождя пронизаны творящим присутствием Создателя. Писание рассматривает естественные процессы, как часть творческой активности Бога. Псалмопевец, например, пишет: Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. (Пс.138:15) Беременность - естественный процесс, но Писание усматривает в нем именно акт творения. Противопоставлять "творение" и "естественные процессы" - значит смотреть на мир с небиблейских позиций. На самом деле, не существует никаких независимых от Бога "естественных процессов". [7]

Получается, не надо и копья ломать. Различение естественного и сверхъестественного - простое недоразумение, а «естественных процессов», вообще не существует как таковых. Более того, утверждается, что это и есть взгляд с настоящих «библейских позиций». Может быть, таким и должно быть настоящее православное отношение к вопросам о сотворении мира, и его предполагаемой эволюции? Увы, но при всём уважении к автору, приходится признать, что это эволюционное «богословие» не выдерживает никакой критики.

Бог, сотворивший мир, не оставляет его  Своим попечением, но творческая активность дней творения закончена.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. (Быт.2:2)

Это не значит, что закончено всякое участие в дальнейших судьбах  творения, но конец шестого дня  подводит некоторую черту, так что всякие дальнейшие действия Бога уже принципиально отличны от творческих повелений приводящих мир в бытие. Во всяком случае, никак невозможно напрямую сопоставлять акты творения и естественный процесс беременности, как будто это вещи одного порядка. Более того, и происходящие в мире события также не все могут считаться естественными, еще есть и чудеса, которые являются действиями и проявлениями Бога, или ангелов. Чудесное событие не подчинено только законам естества, - это действие воли Божией, входящей во взаимодействие с миром. Такое действие может протекать или же почти в русле естественного процесса, так что нам даже и незаметно изменение естественного хода вещей, или, напротив решительно изменяя естественное течение в другом направлении, и даже частично упраздняя естественные законы. По слову Святителя Григория Чудотворца (на Рождество Христово):

Идеже хощет Бог, там  побеждается естества чин, и не может  препятствовать природа. [8]

Итак, большинство событий происходит в мире естественным образом - по чину естества. Но Сам Бог вмешивается в этот естественный ход вещей, там где Он того хочет. Это может быть почти незаметное действие промысла, или явное чудо. Промысл же Божий о мире не заключается только в поддержании естественных законов, но в Его личном участии в судьбах мира и действии Его нетварной Благодати. Как пишет о том Святитель Феофан Затворник:

Прекрасно устроен мiр, стройно  сочетаны части его, и в необъятном целом, и в частях, и всюду положены простые, но мощные законы, все держащие в  чине, по воле Божией. Бог хранит этот чин, и мiр течет туда, куда направлен. Но среди сего, истекающего из воли Божией, неизменного, однажды навсегда установленного порядка мiробытия и составляющих его тварей, благоволит Бог являть и особые Свои действия, непосредственные, не в силах и законах мiра имеющие источник, а в непосредственной воле Божией.[9]

Как видим, помимо естественных законов  в нашем мире есть место и чуду, которое вовсе не вытекает из законов  естества. Смешение же естественного  и чудесного, вплоть до полного их отождествления, является серьезной богословской ошибкой. Это является одной из разновидности рационализма в богословии, который, в частности, проявляется неверием в реальность сверхъестественного и возможность чудесного. Рационально отрицать чудеса можно двояко, или прямо в лоб, по атеистически: «чудес не бывает», или же более тонко, под прикрытием благочестивой фразеологии: «всё в мире чудесно». Вот так пояснил эту мысль священник (Священномученик) Даниил Сысоев:

Эта мысль выдвигалась  еще Эйнштейном, говорившим что "или чудес на свете нет вовсе, или все на свете чудо". Но, конечно, это вовсе не так. Любой здравомыслящий человек увидит разницу между просыпанием и воскресением из мертвых. Есть вещи, которые возможны для человека, а есть невозможные. И вот эти дела, указывающие на вмешательство иного мира, и являются чудесами в классическом смысле этого слова. Чудо - это указание на состоявшуюся встречу между мирами. Чудо - это свидетельство, что перед нами не человеческая фантазия, а вмешательство иной, потусторонней силы. И если мы говорим, что не важно, чудо это или нет в обычном, общечеловеческом смысле, то мы показываем наше неверие в существование духовного мира.[10]

Применительно же к сотворению мира, можно сказать, что это не просто чудо, но чудо из чудес. Творец не просто вмешивается или изменяет естественный ход вещей, не просто побеждает чин естества, нет, Он создает этот чин естества, сами естественные законы, в рамках которых протекает дальнейшее бытие мира. И что же, нам предлагается сотворение мира рассматривать наряду с прочими естественными процессами, как нечто естественно-закономерное?! Нет, конечно, с библейским представлением о Боге Творце такие воззрения абсолютно несовместимы.

С другой стороны, какое либо научное исследование возможно только благодаря относительному постоянству действия природных законов. Наука не изучает пути промысла, и действия Бога на творение. Она изучает чин естества сотворенных вещей, который имеет автономное действие, независимое от непосредственной воли Творца и влияния других факторов высшего порядка. Только потому и возможна наука, потому что существуют естественные процессы. Сотворение мира к «естественным процессам» не относится.

Наука, отец Даниил Сысоев, Православие, Святоотеческое

Previous post Next post
Up