Статья взята из газеты «Наша Страна» №2838 Буэнос-Айрос от 23 февраля 2008 г.
«Мертвые срама не имут!» - гласит народная мудрость.
Русский императорский солдат с мертвыми не воевал. Павший враг погребался по воинским традициям.
Справедливо будет отметить, что и противоборствующая сторона часто отвечала нам тем же.
Лучший пример уважения к павшему противнику - памятник на Малаховом кургане в Севастополе на могиле русских и французских воинов с удивительной по силе надписью: «Сошедшиеся для победы, объединены смертью. В этом - слава солдат. И судьба храбрецов».
В Российской Империи даже преступник, приговоренный к казни, мог рассчитывать на похороны по христианскому обычаю.
Другое дело большевики. Прожженные материалисты, которые в людях видели лишь материал для реализации своих идей и планов, в
душу они не верили, а в мертвых видели либо повод для пропаганды
(если это были «свои»), либо… мусор.
Глумление над телом павшего врага, который при жизни был им страшен, зачастую носило у красных организованный характер.
Достаточно вспомнить как после взятия Екатеринодара революционные солдаты под предводительством своих комиссаров разрыли могилу генерала Корнилова и целый день таскали изуродованное раздетое тело по городу, а затем, разрубив топорами и саблями, сожгли.
Белые воины, отступая, вынуждены были хоронить своих павших под безымянным крестом, а то и погребать их тайно, чтобы уберечь от поругания.
Запоминали место, чтобы потом, после победы вернуться и почтить память павших друзей.
Но победить было не суждено.
Хранившие память о павших друзьях офицеры и солдаты погибали сами или уносили тайну в эмиграцию.
Именно так возникла загадка места захоронения одного из самых известных вождей Белого Дела, чье имя было принято его бойцами, как принадлежность к особой когорте белых воинов, - генерал-майора
Михаила Гордеевича Дроздовского.
Стараниями историков-энтузиастов жизненный путь Дроздовского сегодня уже описан в книгах и журналах, доступных нашему соотечественнику, поэтому пересказывать его здесь мы не будем.
Напомним лишь, что он - боевой офицер, участник Русско-Японской
и Первой Мировой войн, в феврале 1918 года вывел с Румынского фронта бригаду добровольцев для соединения с армией генерала Корнилова на Дону.
Пройдя 1200 верст через пылающую страшным «русским бунтом» Украину, бригада Дроздовского влилась в Белую Армию.
Меньше полугода жизни и борьбы в рядах Белого движения было отведено судьбой Михаилу Гордеевичу.
Но за это время его имя стало известно и среди единомышленников и среди врагов. «Обреченный и обрекающий», все время бросающий вызов смерти и побеждающий превосходящего врага - таким был белый генерал Михаил Гордеевич Дроздовский.
31-го октября 1918 года Дроздовский был ранен. Легкое ранение переросло в заражение крови. 1-го января 1919 года Михаил Гордеевич скончался.
Вместе с начальником 1-й Дроздовской артиллерийской батареи, полковником В. Б. Туцевичем генерала Дроздовского погребли в Войсковом Соборе Екатеринодара.
4-го января 1919 года 2-й Офицерский стрелковый полк, являвшийся
ядром отряда Дроздовского, был переименован во 2-й Офицерский стрелковый генерала Дроздовского полк.
В начале 1920 года, во время отступления белых армий на юг, специальный отряд дроздовцев ворвался в занятый красными Екатеринодар и вывез останки своих командиров.
Во время Новороссийской катастрофы, когда пароходы брали штурмом, оставляя на берегу орудия и обозы, офицеры Дроздовского полка вывезли цинковые гробы с телами Дроздовского и Туцевича в Севастополь.
Не зная, устоит ли белый Крым, четверо старших дроздовцев во главе
с генералом Антоном Васильевичем Туркулом тайно похоронили тела
на кладбище в Доковом овраге недалеко от Малахова кургана.
Над могилами установили кресты с чужими именами.
Генерад Туркул рассказал об этом в своих воспоминаниях «Дроздовцы
в огне».
В 1942 году двое участвовавших в Русском Освободительном Движении офицеров-дроздовцев попытались найти место захоронения, но ожесточенные бои сделали местность неузнаваемой.
В 60-х годах кладбище в Доковом овраге было уничтожено.
Его не просто сравняли с землей, а засыпали многометровым слоем
камней и земли, соорудив сверху кинотеатр «Севастополь», сквер "Героев СССР" и спортивный стадион.
Советские власти не остановило и то, что на кладбище находилась могила Дарьи Михайловой - первой русской сестры милосердия Даши Севастопольской, скончавшейся в 1910 году, а также участника обороны Севастополя графа Наленча, и других воинов, оборонявших
Севастополь в Крымскую войну.
Точно так же коммунисты срыли Михайловское кладбище на Северной стороне Севастополя, где покоились останки тысяч воинов
Крымской войны.
Англичане недавно заявили, что хотят поставить в Балаклаве памятник первой английской сестре милосердия Крымской войны Флоренс Найтингейл.
У них - благодарная память.
Память постсоветских чиновников и политиков короче.
Никто из них не вспоминает ни о могиле героини Крымской войны Даши Севастопольской, ни о герое трех войн генерале Михаиле Гордеевиче Дроздовском.
По информации некоторых газет, весной 1997 года к местным властям
был направлено обращение об установлении мемориального знака в память генерала Дроздовского в районе бывшего кладбища. Но на эту инициативу постсоветские власти никак не реагировали.
Реализовать ее в жизнь твердо намерены сегодня лидеры Севастопольской общественной организации «Эпоха».
Сколько раз во время визитов почетных гостей из Киева, Москвы, ближнего и дальнего зарубежья звучат у памятников Севастополя слова «никто не забыт, ничто не забыто», заверения в том, что Севастополь - город с особым отношением к истории.
Но кортежи гостей каждый раз проносятся мимо сквера и громады стадиона, под которыми в безвестности покоятся могилы дорогих для нас людей, русских героев, за веру, царя и отечество живот свой положивших..
Лидеры «Эпохи» считают, что без увековечивания памяти Даши Севастопольской и белого генерала Михаила Гордеевича Дроздовского на месте их последнего приюта, Севастополь не достоин называться городом с особым отношением к истории.
Вместе с известным историком Владимиром Георгиевичем Шавшиным, немало сделавшим для восстановления севастопольских некрополей, активисты организации ведут сбор исторических материалов.
Недалеко от засыпанного Докового оврага утопает в зелени Малахов курган. В Дни памяти Крымской войны у братской могилы русских и французских солдат салютуют в почетном карауле молодые люди из военно-исторических клубов в форме противоборствовавших сторон. В знак уважения к павшим возлагают цветы русские и французские моряки.
А покаяния тех, кто переписывал саму историю, уничтожал ее вещественную память, воевал с мертвыми, нет по сей день.
Нет и памятников, уничтоженных за годы беспамятной власти.
Это значит, что борьба за возрождение исторической памяти русского народа продолжается.
Игорь Руденко-Миних