Перевод статьи из газеты Гуншан Жибао/工商日報/The Kung Sheung Daily News за 16 декабря 1947 года.
Скан газетной полосы найден в
онлайновом архиве Hong Kong Public Libraries. Статья из предыдущей части найдена там же.
Подробности о захвате парохода «Ван Хойц» на полпути в Шаньтоу
Более 20 пиратов, прикинувшихся пассажирами и со спрятанным оружием, в середине пути угрожали капитану, провели ограбление, отняли у пассажиров 1 и 2 класса все драгоценности и наличные деньги. Были захвачены начальник Шаньтоуского бюро по делам зарубежных соотечественников Чэнь Босюань, директор городского банка Бай Цифу, сын Чэнь Цзягэна Чэнь Цзечан и ещё трое пассажиров 1 класса. Пираты скрылись, высадившись на берег у Циек-пойнт. Пароход вчера во второй половине дня вернулся в Гонконг, сегодня направляется в Шаньтоу.
Подвергшийся нападению пароход «Ван Хойц»
(специальный репортаж) Океанский пароход «Ван Хойц» Яванско-Китайской судоходной компании, отправившийся вчера 14 числа из Гонконга в Шаньтоу, отойдя от Гонконга на 50 миль, неожиданно был угнан пиратами к расположенному неподалёку от Шаньвэя острову Риф, рядом с Чиланг-Пойнт, местом, где утонул «Хонг Кенг» 1. Всего на пароходе было более 1600 человек, все были ограблены, и были увезены начальник Шаньтоуского бюро по делам зарубежных соотечественников Чэнь Босюань, директор Шаньтоуского городского банка Бай Цифу, сын Чэнь Цзягэна Чэнь Цзечан и другие, всего 6 пассажиров 1 класса. Пиратов насчитывалось 25 человек, все прятались среди трюмных пассажиров, после ограбления сошли с корабля у мыса Циек-Пойнт, что на Риф-Айленде, на рыбацкие джонки и переправились на берег. Пароход после ограбления вчера в 3 часа дня возвратился в Гонконг, встал на якорь в Коулунском заливе, сегодня в 5 часов вечера запланирован выход на Шаньтоу и далее до Сямыня. Пассажирам парохода, за исключением 6 захваченных, велели оставаться на борту и не сходить на берег, отправляться сегодня из Гонконга этим же пароходом. Пароход был под захватом почти 17 часов, однако раненых и убитых не было. Далее идёт поэтапный рассказ об этом сногсшибательном, тщательно спланированном, полном загадок событии:
В пути капитану начали угрожать
Капитан судна голландец Класс Альбертус Влиек. Как он рассказал корреспонденту, вчера в 12.15 пароход вышел из Гонконга назначением в Шаньтоу с 71 пассажиром 1 и 2 классов и 1596 трюмными пассажирами. Из них только восемь сошли в Гонконге, остальные должны были сойти в Сингапуре, Малайе, на Суматре и других местах. К 4.30 пароход удалился на 50 миль от Гонконга. Капитан и старший помощник находились в своих каютах, на мостике нёс вахту четвёртый помощник, второй и третий помощник управляли судном. Пираты поднялись из трюма на палубу, ворвались на мостик, сначала наставили оружие на четвёртого помощника, затем вошли в каюту капитана и ходовую рубку. Всего на ходовую палубу ворвалось более 10 пиратов с револьверами, из них шестеро, проникнув в капитанскую каюту, заставили господина Влиека поднять руки и забрали хранившийся там пистолет, в это время выскочивший на шум из своей каюты старпом был взят на прицел пиратами.
Всё оружие самообороны было захвачено
Пираты, напавшие на капитана, старпома и других, сначала заставили их выдать огнестрельное оружие, имевшееся на борту для самообороны, всего 18 единиц, включая пистолеты-пулемёты, револьверы и винтовки. Завладев этим оружием, пираты распределили его между собой. Влиек рассказал, что главарь пиратов был в маске, закрывавшей лицо ниже глаз. Кроме главаря и его ближайшего помощника, более никто из пиратов не маскировался. Когда пираты ворвались в каюту, господин Влиек слышал, как они повторяли в речи «капитан», «капитан»; он полагает, что эти пираты и главарь гуандунцы, были среди них и чаошаньцы. Пираты были одеты сообразно обстановке неодинаково, некоторые были в фетровых шляпах, и пока не началось, невозможно было заподозрить, что среди пассажиров есть пираты.
Схема побережья. Стрелкой указано место, где произошёл захват.Капитана заставили вести судно близко к скалам
Предводитель пиратов приказал капитану идти к Квейлину (так капитан произнёс название места, куда хотели пираты), но он не знал, где это, подумал, что это Чиланг-Пойнт, где погиб «Хонг Кенг», только пиратам было неизвестно о случае с «Хонг Кенгом», потом они велели вести судно близко к скалистому берегу. Когда подошли к мысу Циек-Пойнт на Риф-Айленде, судно остановили, пираты приказали отдать якорь. До берега была одна миля. На якорь встали в 6.30 утра 15 числа.
Джонкам приказали отвезти пиратов на берег
Господин Влиек рассказал подробности покидания судна пиратами. Когда встали на якорь, уже светало, тут и там были видны рыбацкие джонки, пираты приказали Влиеку скомандовать джонкам подойти к пароходу. В это время две джонки как раз находились рядом, ещё две приблизились, но развернулись прочь. Пираты выстрелами продемонстрировали свою решимость, две джонки не решились уйти. Всего неподалёку от стоящего судна насчитывалось восемь больших и малых джонок. Пираты сгрузили награбленное на самую большую джонку, главарь с захваченными шестью пассажирами и ещё несколько разбойников на этой джонке покинули пароход. Остальные пираты сели на другие джонки. Уходя, пираты заставили капитана, старшего помощника и других моряков спустить спасательную шлюпку и следовать за джонками, на полпути к берегу позволили им вернуться. Моряки вернулись на судно в 7.50; как отметил господин Влиек, похоже, у пиратов не были заранее приготовлены плавсредства для схода на берег, и они были вынуждены угрозами подзывать рыбацкие джонки.
Не спавший 36 часов капитан Влиек рассказывает корреспонденту о подробностях пиратского захвата.Вероятно, пираты сели на пароход в Сингапуре
Господин Влиек рассказал, что из похищенных пассажиров один поднялся на борт в Гонконге, остальные пять в Сингапуре, вообще по прибытии из Сингапура в Гонконг на судно сел лишь один пассажир. Поэтому Влиек предположил, что пираты, возможно, попали на борт под видом круизных туристов, купив билеты в Сингапуре. Он ещё раз повторил, что пираты обирали пассажиров с 4 часов дня 14 числа до 7.30 утра следующего дня (15 числа), длительность грабежа свыше 10 часов.
Утраченных денег и драгоценностей не сосчитать
Неизвестно, сколько было отнято драгоценных камней, золотых украшений, часов и других ценностей, подсчёт ещё ведётся. Грабя трюмных пассажиров, пираты непрерывно требовали отдать наличные деньги. Даже сдирали войлочную изоляцию с корабельного оборудования, возможно, чтобы утеплиться в зимнее время. С одним из шести похищенных пассажиров ехали жена и четверо детей, их оставили на пароходе, разлучив с главой семьи, было много слёз. Находившуюся на судне моторную лодку пираты тоже забрали. Лодкой они управляли сами.
Каюту капитана обобрали дочиста
Сейчас господин Влиек не подсчитал точно свой ущерб, пираты ограбили его каюту дочиста, пока он составил такой список потерь: 675 гонконгских долларов, 175 сингапурских долларов, 350 голландских гульденов, ручка «Паркер-51» стоимостью (здесь и далее в американской валюте) 15 долларов, карандаш «Паркер» 25 долларов, фотокамера 13 долларов, две зажигалки 10-50, плащ 40 долларов, чёрные парадные туфли 15-50, карманный ножик 3 доллара, солнечные очки 7 долларов, большой электрический фонарь 7 долларов, капитанский свисток 1-50, очки 17-50, всего на 143 доллара, в переводе на гонконгские деньги примерно 2350 долларов. Среди отнятых у капитана вещей есть мелкие, как туфли, очки, очевидно, и с пассажирами они поступили так же.
Опять же по словам Влиека, возраст главаря примерно 40 лет; во время ограбления только один вооружённый пират был отправлен в машинное отделение держать механиков на мушке, так как они не имели оружия, сопротивление не было оказано.
Мы выяснили, что господин Влиек, голландец, был назначен на должность в феврале, во время войны был захвачен в плен японцами, содержался на Яве и в Сингапуре, после войны туристом ездил по США, в конце прошлого года поселился на Востоке. Его первое назначение капитаном было в 1935 году на голландский 2000-тонный пароход «Синабанг».
Никому из пассажиров не позволили сойти с корабля
После вчерашнего возвращения «Ван Хойца» в Гонконг полицейское управление поручило большой группе полицейских расследовать обстоятельства захвата парохода, находившимся на борту пассажирам не позволили сойти на берег. Только в семь часов вечера группа была отозвана, но на борту ещё остались дежурить несколько полицейских. Так как для определения размера ущерба пассажиров необходимо, чтобы каждый сообщил о своих потерях, точная сумма может быть известна лишь после того.
Рассказ компрадора об обстоятельствах захвата
Компрадор с «Ван Хойца» китаец Чжэн Синьай поведал о захвате: в 4.15 дня находился вне компрадорской каюты, что рядом с машинным отделением, внезапно появились несколько пиратов в коротких рубахах и брюках, с деревянными палками, спросили: «Кто ты такой?» Чжэн понял, что люди замыслили недоброе, назвался членом экипажа. Затем разбойники загнали около 10 членов команды, находившихся в этом месте, в один из трюмов, запретили трогаться с места, обыскали каждого, забрав одежду и ценности. Убытки членов команды около нескольких тысяч долларов, из компрадорской каюты также забрали около тысячи долларов наличными, потом Чжэн подслушал, что пираты по всему судну ищут компрадоров, испугался ещё больше и затаился.
Разные группы членов команды содержались раздельно
Кроме руководящего персонала из европейцев, в экипаже было 129 китайцев, в том числе 46 компрадорского персонала, 31 стюард, 29 матросов, 23 человека в машинном отделении. Груз, взятый в Сингапуре, большей частью был сгружен в Гонконге, из Гонконга в Шаньтоу взяли немного смешанного груза, который разбойников не заинтересовал. Бандиты, приступив к ограблению членов команды, держали их порознь, по всему судну были расставлены вооружённые караульные, кроме самих пиратов, никому нельзя было передвигаться по пароходу, поэтому точное число пиратов сосчитать не могли. По наблюдениям, их было более 20 человек, говорили на гуандунском и чаошаньском
2 диалектах. Когда пираты объявились, многие из них были одеты в потрёпанные пижамы, во время покидания корабля они уже нарядились в отнятые у пассажиров новенькие костюмы и кожаную обувь.
Шесть пассажиров первого класса были захвачены
Всего в рейсе было более 1600 пассажиров, в надстройке ехали 14 человек в первом классе и 57 во втором, трюмных пассажиров было примерно 1590 человек. Пираты, уходя с судна, забрали с собой 6 пассажиров из 1 класса. Вот их имена: Чэнь Цзянбо (следовал из Сингапура в Сямынь), Чэнь Чжэньшэн, Чэнь Цзечан (сын сингапурского потомка династии Шан Чэнь Цзягэна
3), Бай Цифу (директор Шаньтоуского банка, ехал из Гонконга в Шаньтоу), Чэнь Босюань (начальник Шаньтоуского бюро по делам зарубежных соотечественников) и его сосед по каюте Ян К.П.
Перевод Дмитрия Алемасова
Примечания
1. Хонг Кенг/Hong Kheng/豐慶 - пароход компании Ho Hong Steamships Co./和豐輪船公司, 19 июля 1947 года сел на камни у Чиланг-Пойнт.
^
2. Чаошаньский диалект принадлежит к группе минь, на нём говорят на востоке провинции Гуандун, в том числе в Шаньтоу.
^
3. Чэнь Цзягэн/陳嘉庚/Tan Kah Kee - известный бизнесмен, филантроп и общественный деятель из зарубежных китайцев.
^
Таким образом, в результате дополнительных изысканий подробности происшествия с «Ван Хойцем» стали мне известны. И если сравнить их со статьями о мадам Вонг, то обнаруживаются несообразности.
Дж. Ларрэйн и Дж. Лаффин утверждают, что пираты преследовали «Ван Хойц» на семи джонках и высадились на него ночью. На самом деле пираты находились среди пассажиров и захватили пароход во второй половине дня. Джонки, на которые была сгружена добыча, были не пиратские, а захваченные пиратами при содействии капитана Влиека.
М. Хёрви писал, что мадам Вонг лично наблюдала за действиями пиратов и принимала участие в обысках пассажиров. Дж. Лаффин более осторожен в формулировках: никто не видел мадам, кроме как в виде неясного силуэта. Капитан Влиек же лично общался с предводителем пиратов. Хотя главарь был в маске, капитану удалось определить его возраст - около 40 лет, и если бы у него возникли подозрения насчёт принадлежности того к прекрасному полу, он бы наверняка это отметил. Напомню, что «мадаме» тогда не было и тридцати, и в маскулинности её никто не упрекал.
Ни один из троих журналистов не упомянул о захвате заложников. Влиек и гонконгские газеты, напротив, заострили на этом внимание.
Вопреки впечатлению, созданному авторами трёх статей, операция в целом не являет собой чего-то особо изобретательного и копирует захваты, имевшие место в 20-е и 30-е годы.
Свидетельств очевидцев о присутствии среди пиратов какой-либо женщины не найдено.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что нападение на «Ван Хойц» приписали мадам Вонг пост-фактум.
Думаю, это подтверждение в пользу моей гипотезы, что мадам Вонг, если и существовала на самом деле, то выполняла функцию одновременно маркиза Карабаса и зицпредседателя Фунта, то есть фигуры дутой и подставной.
часть 1 часть 2 часть 4