Дорога на восток

Feb 24, 2021 07:14

Продолжение поста - Луна, Луна

Итак: постом "Луна, Луна" и с фото "Ямала" я немного отклонился от основной мысли повествования, обозначенной в Завершение - это всегда начало нового.
29-го января 2021 года, мы закончив проводку танкера "Борис Соколов" на севере Обской губы, повернули в сторону пролива Бориса Вилькицкого, что отделяет Карское море от моря Лаптевых. Конечной целью нашего маршрута был Берингов пролив, отделяющий на самом востоке Россию от США, материк Евразию от Американского континента.
Наша задача была не просто пробежаться по этому маршруту, по льдам которого до этого никто не ходил в эти сроки, а встретить танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», который этим же путём, но ранее, прошел в Китай с грузом (см.  Транспортировка российского СПГ по Севморпути обеспечена впервые в январе - «Совкомфлот» ). Морозы стояли в районе минус 30 градусов, и лёд, за время, что газовоз отсутствовал на СМП, сильно изменился и не в лучшую сторону, с точки зрения ледопроходимости.

Практически кратчайшее расстояние от Обской губы до мыса Дежнева я привожу на картинке ниже.
1.



Ледокол, конечно может точно пройти по нарисованному выше маршруту, но при плавании во льдах - кратчайший путь не всегда самый быстрый. Тяжелые льды, льдины, лучше обходить - скорость движения будет намного выше, чем тупое прямолинейное движение. Именно поэтому ледокольщики не ходят прямо, даже, порой где можно и напрямки - привычка и мозг всё время заставляют выбрать ледоколу более легкий путь. Ежесекундно просчитывая куда и когда лучше отвернуть, какую из трещин, ровных льдин выбрать, чтобы прийти к новой развилке, ведущей к цели наиболее быстрым путём, и опять начать просчитывать дальнейшую траекторию, и так до самого конца пути.
На следующих трех фотографиях, старпом чуть отдыхает, найдя большую вставку молодого льда, среди торошеных полей не молодого.
2.



3.



Ну и конечно - Луна  :-)
4.



Помним, что это конец января, широта почти 78 градусов северной. Солнца в этих краях еще нет. Днём немного светлеет, но с каждой милей на восток, светлое время всё сдвигается и сдвигается в нашу судовую ночь. Маршрут короткий и мы живём по московскому времени, часы не переводим. И в тёмное время суток лишь прожектора и радар помогают найти лучший и безопасный путь во льдах.
5.



6.



Встречая торошеные льды - приходиться выискивать путь с надеждой пересечь наименьшее количество гряд торосов, но при этом сохранить максимально выгодное направление и не тратить слишком много времени, сильно отклоняясь от намеченного маршрута.
7.



8.



9.



Порой, издалека, торос смотрится не страшным.
10.



Но, когда задеваешь его корпусом - понимаешь, что это уже лёд не Карского моря.
11.



Хорошо, что ледовый массив, подвергается воздействию многих сил, разрывающих его. Это ветер, циклоны, антициклоны, течения, береговая черта и даже вращение Земли. Они действуют на разные участки ледового покрова с разной силой, в разных направлениях, что и продуцирует появления трещин, разводий среди тяжелых торосистых полей. И часто идём почти под углом 90 градусов от намеченного генерального курса, зная, а порой предполагая, что выйдем на правильную дорогу.
12.



13.



Не зря надеялись.
На долготе 175 градусов восточной, так светло уже в 00.24 судового времени.
14.



По дороге, по просьбе ученых, мы оставляли на льду вот такие буи, которые передают в эфир свои координаты и можно отследить дрейф льдов.
15.



16.



А вот мы спустились южнее Мурманска, и Солнышко сияет вовсю. Правда по нашему - ночью. У эжкипажа начинает сбиваться жизненный цикл. Когда днем темно, а ночью светит Солнце - не каждый мозг может легко справиться с правильным режимом сна.
17.



18.



19.



Вот так выгладит наш реальный путь от Обской губы до Берингова пролива. Стартовав 29 января, мы достигли 7 февраля мыса Дежнева и вышли в Тихий океан, затратив 196 часов ( 8 суток 4 часа).
А ведь впервые этот маршрут был пройден экспедицией Норденшельда на парусно-паровом барке "Вега" 140 лет назад в августа-сентябре 1878. За два месяца они прошли весь СМП от острова Вайгач, практически до м. Дежнева, но вмерзли в лёд и лишь 20 июля 1879 года вышли в Тихий океан. С тех пор много моряков и исследователей прокладывали нам путь в зиму по этому маршруту, многие отдали жизнь осваивая географию и навигацию в этих малопригодных для человека местах. Только опыт и знания накопленные многими поколениями предшественников и, конечно современные технологии помогли нам успешно совершить этот переход.
20.



Спустившись еще немного на юг в 06.30 судового времени (московского), вечером по местному, мы наконец встретили нашего подопечного - танкер-газовоз «Кристоф де Маржери».
21.



Он двигался кормой вперёд сквозь льды, которые спустились далеко на юг от Северного Ледовитого океана.
22.



Мы его окололи, и он смог развернуться и следовать уже по нашему каналу носом вперёд, Тут начинается новая история - наш переход по СМП в феврале от Тихого океана в Обскую губу.

Продолжение следует...

зима 2021, Россия, работа, фото, судоходство, лёд, Газовоз "Ямал СПГ", Северный морской путь, ледокольные операции, РОСАТОМФЛОТ, а/л "50 лет Победы", Арктика

Previous post Next post
Up