Николай Рерих. Святой Сергий Радонежский

Oct 11, 2015 18:00



В записной книжке нашел красивое описание картины Николая Рериха "Святой Сергий Радонежский". На самом деле, художник писал эту картину как минимум дважды, и детали этих вариантов сильно отличаются. Николай Рерих большое значение вкладывал в малейшие детали и символы картины, ведь он писал Историю, которая для него была живой. И вместо слов у него были краски и символы.

Мой друг несколько лет назад, глядя на оба варианта, сложил свои впечатления вот в такую Песнь.



Проходит время, и во многом житие Подвижников забывается, становится внешним и далеким, не связанным с настоящей жизнью.
И силы тьмы трудятся над искажением и принижением пресветлых обликов. Но кто, как не Подвижники, пролагают путь и являют образец для подражания на многие тысячелетия.
Из дневников Е.Рерих узнаем, что ее Учитель посчитал необходимым и важным запечатлеть истинный образ Св.Сергия.
Так родились замечательная книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и картина Н.Рериха «Святой Сергий Радонежский».

Когда рисует обычный человек или выражает свои мысли, идеи, мировоззрение - это одно.
Когда земной художник запечатлевает мысли, вдохновленные из тонкого мира, - это иное.
Но когда живописует Мастер, иеровдохновленный самим Преподобным, когда каждый мазок происходит в состоянии, погруженном в Мир Сергия, то это больше, чем символ или просто картина. Это сами Небеса запечатлены на холсте, это понимание самого художника, переживающего погружение в Небеса.

Сила настоящего искусства в красоте и простоте. Нет сложности, но рассказывается о Высочайшем. Узор и композиция не сложны, но непостижимо явлена многогранность идей, качеств и оттенков мыслечувств: это как бы поле для проявления жизни души. И каждый может найти по-своему.
Кто-то увидит красоту форм, другой узнает смысл знакомых символов, кто-то поймет аллегорические смыслы, а кто-то погрузится в атмосферу картины и вместит переживания художника и Мир самого Сергия - сами Небеса расскажут ему об этом, и каждый вместит по размеру сосудов своих…

В центре картины - изображение Сергия в молитвенном Предстоянии.
Что мы знаем о молитве?
В молитве люди с чем-то обращаются к высшему: обычно с просьбой чего-то или за кого-то.
Но мы помним, что это молится не обычный человек, но сам Высочайший, хотя Он и видится нам воплощенным, как человек, а значит и имеющим все человеческие ограничения.
Что это за состояние, каковы должны быть движения души, чтобы приобщиться? Как нужно просить, какова соизмеримость, мотивы и этика Предстояния в духе, что это за труд такой и деяние - молитва?

В фигуре Сергия чувствуется торжественность и достоинство, отрешенность от всего внешнего. Ведь ничего не может быть более важным, главным, священным и трепетным, чем Предстояние перед Высшим. Одно дело, когда молящийся ещё не убедился в реальности Небес и обращается в неведении; иное - когда уже убедился. Но каждый раз соприкосновение с Небесным - потрясение и необычность, как в первый раз.
Каждый раз это таинство, происходящее в глубине души. Потому фигура Сергия изображена одиноко, вдали от людей.
В радости и умиротворении ждет молящийся, когда чистота и красота отношений и Домов Небесных начнет опускаться на землю и окутывать, подобно тому, как белый свет окутал Святого на картине Н.Рериха.
Не откроются Небеса, пока сам молящийся не станет подобным жителям Небес - Небожителям.
Простая одежда Сергия как бы подчеркивает нищету молящегося перед Небесами, перед глубиной и богатством сокровищ небесных; говорит о том, что не твои Они, но ты принадлежишь Им и можешь только приносить лучшие дары собственных трудов и мыслей и преумножать доверенное. Но всегда к сокровищам этим ты можешь вернуться, если сердце твое Там. А земное богатство, сверх необходимого, только мешает.
Так и жил Сергий в жизни земной - только самым простым и необходимым.

Матф.6:
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

И как бы ни был велик Дух, и сколько бы ему ни открылось, но богатства небесные бездонны.
Это не измышленное состояние, но внутреннее чувство естества, природа Высшего Я, когда узда духа наброшена на человеческие чувства, а ум уже не властен над тобой и жажда Небес - не твоя. Но как естественно стремишься ты дышать и дышишь, так же естественно такой Человек стремится дышать красотой Небес, стремится жить Небесами.

Голова Сергия едва наклонена вперед, а взор как бы потуплен, что говорит о великом смирении его сердца пред высшей Мудростью, перед беспредельностью небесного Отца.
Но не за благодатью и не за переживаниями пришел Сергий к Небесам, но за трудами и с приношением даров.

О трудах земных Сергия известно многое, но каков он, труд молитвенный?
Если посмотреть на лик Преподобного, то чувствуется сосредоточенное напряжение, всматривание в Небеса, что находятся хотя и внутри Него, но всё же снаружи, и ожидание ответа. Он как бы стал внутри себя стрелой - в полете, стремящейся к цели, самим полетом радостного и смиренного ожидания. И даже тень, короткая от полуденного солнца - как стрела.
Все огни напряжены, и угадывающиеся по тени вокруг Преподобного белые языки пламени Пространственного Огня как бы созвучат этому горению и устремляются навстречу порыву Святого, окружают Его в огненном Предстоянии. Недвижимо подвижным предстает перед нами воплощенный Предвечный: как огонь не может жить без движения, хотя и разлит в пространстве, так и Разум Сергия подвижно-неподвижен.
И дома небесные открываются, рассказывая о сужденных построениях, словно отбрасывая тени на землю перед Сергием.

Небеса кармически не принадлежат человечеству, «мир долин антагонистичен миру гор». И только тот, кто принадлежит воплощенному человечеству, может соединить в своем сознании землю и Небеса. И через себя устремить небесный ток на земное Человечество. И не каждому это доступно - слишком велика разница звучаний между этими сферами, слишком большим диапазоном Разума преодолевается эта разница. Но, взрощенный так, такой Разум воистину живет во всех Сферах одновременно.

Сергий стоит на возвышении, как бы на шаре земном, а над ним - сфера Небес, которой он касается челом. Фигура Сергия выделяется по размерам по отношению к другим элементам картины, что говорит о величине его Духа.
То, что значит прикасание к Небесному Огню в воплощенном состоянии, известно из Жития Преподобного. Когда его посетила Богородица в огненном теле, даже Он поседел, а послушник, оказавшийся рядом, упал замертво. Прикосновение к Небесам потрясает всё естество, вплоть до тела физического.

В руках у Сергия русский православный храм на рушниках - как символ Руси.
Трепетно и бережно, и с великой любовью несет этот дар Сергий Небесам - этот предмет его забот и радостных трудов.
Не о себе вопрошает Сергий у Небес, а о благе Руси, о лучших путях и лучшем строительстве.

«К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом - что делать? Сергий ответил: "Помоги земле Русской". Когда Сергия спросили крестьяне - что делать? - он ответил: "Помогите земле Русской". Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги земле Русской!" Когда позвал вас, сказал: "Помогите земле Русской"».

И не только вопрошал, но за плечами его уже было земное строительство и воплощение Указов.
Знаем земные труды Сергия как строителя государства, как духовного вождя и вдохновителя и объединителя народа Русского; как строителя духовных общин и традиций, как попечителя искусства, как заступника Руси, как заботливого Наставника и смиренного собрата даже в быту. И все труды земные были наполнены высшим смыслом, когда вокруг была смута и разрушение.

«И лилеи возрастут на камени,
И келию отвори первому лучу.
И птицы воспоют славу труду».

Сергий - также реформатор и возродитель истинных духовных традиций. Подобно тому, как православные храмы уподобились на картине по своей архитектуре Твердыне, о которой иногда говорил Сергий, но никогда не называл её места, так, используя среду Православия, он изменил суть внутримонастырской жизни, наполнив её духовными смыслами. Сделал монастыри, огражденные стенами, источником и хранителем идей, оплотом объединения, защиты и развития Руси. И это его Приношение земле и Небу символично изображено поодаль от Святого. То - изображение Сергиевой Лавры, Славу которой он отдал Небу, оставив себе Труды.

Как сам трудился, тому учил и учеников своих.
«Так Сергий приветствовал начало каждого сотрудничества. Он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. Так пользуйтесь каждым случаем, чтобы посеять зерна по качеству пашни.» Дневники Е. Рерих.

Как и Будда, и Христос, он вводил в общинную монастырскую жизнь суровую дисциплину и запрещал действовать магией и механическими средствами, но следил, чтоб лишь уделом духа и трудами достигали сердечного возношения.
Даже преломление хлебов при трапезах для него имело смысл преломления и передачи небесной Мудрости.

Труды Сергия как последователя Плана и Учения Христа проходили под Знаком Христа.
Перед Сергием изображен Спас. То, что изображение стоит на земле, означает завет Христа - всё сужденное и полученное свыше должно быть осознано и воплощено трудами земными, «руками и ногами человеческими».

«Простота, красота и бесстрашие - Христос и Будда ничего иного не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами».

Эти три принципа легли и в основу трудов Сергия, и символично древний знак из 3 оснований (Знамя Мира) изображен на рушнике, обрамляющем Храм в его руках.

А ещё Христос говорил:
«О, как Аум проникает в сознание человеческое!»
Криптограммы Востока

Когда высокий дух прикасается к мыслям сфер высших, когда сочетает их пространственным огнем, находясь на земле, тогда рождается АУМ, психическая энергия наивысочайшего качества, которая в земных условиях может в красоте и простоте открыть людям путь Духа и подвигнуть к Небесам. Так все Труды Небесные становятся трудами земными.
Таковы результаты трудов того, кто способен на огненное Служение. Потому над Сергием изображен треугольник с прозревающим оком - как символ АУМа.

«1967 г. 270. (Гуру). Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа».
Грани Агни Йоги

Не случайно Явление Св.Сергия.
Времена те были тяжелые, враги внешние вынашивали планы завоевания Руси.
Но ещё опаснее были распри и внутренние междуусобные войны, разъединение и стремление русских князей в этих условиях к личной власти, разрушающие Русь изнутри.
Причины были не только видимые - завоевание богатых территорий и утверждение власти личной - но и скрытые.
Давно уже был задуман План Космоса, согласно которому России отводилась ключевая роль в битве с силами тьмы и как колыбель новой нарождающейся Расы.
Здесь, на Руси, рождались души тех, кто в непростых условиях должен был стать в будущем воинством Майтрейи.
А потому силы тьмы, понимая это, устремляли свои силы на Русь.
Необходим был не просто правитель, но Вождь-воин, который бы принес объединяющие идеи и вдохновение на брань духовную во всех ключевых сферах, который мог бы воспитать духовных воинов и собрать воинство для внешних сражений, когда потребуется.
Известно, что Сергий не благословлял на военные меры в государственных делах, пока не исчерпаны все мирные средства.
Идеи правят миром, и когда Вождь Иеровдохновлен и действует в соответствии и согласии с необходимостью и непреложностью, то не может проиграть ни на каком поле брани.
Но победы те - ради миротворчества.
Там, под горой, замерло воинство в готовности, как бы ожидая, что скажет их Наставник, которому доверие безусловное.
Сам Сергий-воин ждет Указов для претворения, о том Его молитва. Его облик полон решимости и веры, он целостен, а нимб вокруг головы - символ Иеровдохновения - показывает Благоволение Небес.
Воспитанники Сергия ещё малы и молоды и только пробиваются, как ростки над землей, к высотам, но уже видно, что они воины, облаченные оружием Духа, и Спас - на их Знаменах.

"Велик воин, одолевший тысячу воинов.
Ещё более велик тот, кто одолел самого себя".

Сказано о победе над астральной оболочкой посредством удела Духа.
Только такие ученики нужны были для внешних дел, только такие могли достичь единения и стать воинами Ригдена - кто сражается согласованно плечом к плечу, с мастерством спартанцев царя Леонида и силой Духа Сергия, Христа и Будды.
Даже шлемы их символически по форме напоминают форму Обители, а суть воспитания и дисциплины - от Иерархии.
Только такие ученики могли своим примером и правдой показать другим - как нужно.
В те времена собиралось Воинство Ивана Стотысячного, о котором упоминается в Агни Йоге, и внешние условия способствовали рождению Героев при мудром водительстве Сергия.
В целом, картина отражает Единение Воинов Иерархии и претворение идей Иерархии всей жизнью Сергия во всех сферах.
Это определило путь успешного развития Руси на многие столетия.
Далеко позади те времена, когда жил, трудился и сражался Сергий, но взыскующие Общего Блага могут считать этого Величайшего Святого своим Идеалом и многое почерпнуть для уподобления из его подвижнической жизни.

«Борьба рождает Героев.
После войн остаются Подвиги.
Память о них бессмертна».




Follow @DmitriyRaevskiy

Сергий Радонежский, Рерих

Previous post Next post
Up