Когда я учился в Медицинской Академии, то нас учили, что хороший доктор - это тот, кто смотрит на больного через призму здоровья.
Так же и в маркетинге: есть такое понятие как маркетинговое мышление. Последние технологии в области инновационного образования, как я понимаю, также сводятся к тому, чтобы видеть людей и процессы определенным образом, через призмы своих компетенций. И такой взгляд формируется не сразу, на это надо время. Глубинная психология предполагает, что в уме надо развить особые глубинные компетенции, неосознанные компетенции* (то есть компетенции четвертой стадии «круга обучения»).
Надо начать видеть человека особым образом, чтобы в смотрящем правильное как бы проступало само, а не искать правильное путём анализа. Во всяком случае, во всех областях именно обладатели правильного взгляда являются носителями эффективности.
Если заставить такого талантливого психолога - "видящего в людях процессы" - замереть и описать, как он это делает, то обладающий эмпатией наблюдатель увидит удивительную картину, не похожую на обычный человеческий взгляд. Это будет совсем другой мир, полный звучаний, соответствий, созвучий и диссонансов: это, действительно, как мир музыки, который можно для себя открыть и в нём развиваться; это мелодии, которые можно осязать и, так понимая, менять, - быть, фактически, творцом меняющим мир вокруг себя. Я понимаю, что все истинные педагоги и правители были именно такими: иначе как они могли быстро и иррационально менять среду обитания и людей вокруг себя?!
Если кто-то пожелает научиться этому искусству, то он должен понимать, что вступает не в мир схем и таблиц, но в мир музыки, где ноты лишь описывают красоту, и то не всегда успешно.
Надо иметь любовь к музыке, чтобы её играть. Надо иметь любовь к людям, чтобы их «читать» и, тем более, менять. Во всяком случае, изучая историю, мы видим, что человеколюбие всегда являлось основой разума тех, кто созидал прогресс.
И всё же в мире «музыки» разума существует своя система, и она может быть описана довольно подробно. И, конечно же, она будет хорошим подспорьем для тех, кто решает действительно овладеть этой наукой, которая, скорее, искусство, или сочетание их обоих.
Надо понять, что существуют законы, управляющие процессами в человеческой психике глубоко за пределами осознанности, и что только эти законы и существуют. И что нарушение законов приводит к затруднениям в развитии человека. А понимание законов и следование им снимает запруды и позволяет человеку развиваться стремительно. Мы часто мешаем природе в нас разворачиваться, вместо того чтобы помогать. О том, как помочь природе в этой работе - развитии человека - и идёт речь.
Удивительно, но все инновации в области образования говорят только об этом: как не мешать свободе и мотивации; как вовремя подкидывать в «топку» разума «дрова» знаний, а не высыпать кучу дров на сырой ум. Как создать особую среду, в которой разум стал бы расти... Всё это подобно работе хорошего садовника, который наблюдает за природой и помогает ей, и не более того. Но многие ли могут сказать, что были достаточно проницательны, наблюдая за природой, и не обманываются?
Достижения педагогов-новаторов - таких как Макаренко и Сухомлинский, достижения великих гениев науки и искусства, политики и военного дела показывают беспредельность человеческого гения, устремляют нас в области совершенства такие, что даже трудно себе представить, что такое может существовать. И всё же великие умы ходили по этой земле и творили свои чудеса. Значит, и в наше время это возможно, только надо понять - как.
Ответом на этот вопрос мы и занимаемся.
Древние философы утверждали, что качества земли, неба и души одни и те же, потому что созидались Космосом в одном пространстве, и что законы мироздания подобны во всех процессах. Они отмечали, что существуют двенадцать канв мироздания - каналов, по которым текут законы. Идея о существовании таких каналов выражалась в виде символов. Двенадцать месяцев в году, двенадцать часов до обеда и после, двенадцать знаков зодиака и учеников в одной группе Учителя. Двенадцать подвигов Геракла, двенадцать священных животных и т.д. Современная психология опытным путём установила, что если в группе находится более двенадцати человек, то сами люди начинают воспринимать себя как две группы, а не одна. А если в группе двенадцать человек или меньше, то единства достичь реально. Так же точно существуют и двенадцать групп человеческих качеств: созвучие их и совместная работа и есть человек со всеми законами и следствиями. Разобраться в этом досконально - уже означает увидеть изнанку мира, внутренность часов Мироздания.
Вот эти законы:
Надежда (харизматичность/скромность)
Из опыта: успешный проект всегда опирается на харизматичность лидера, прорывные технологии рождаются в умах необычных людей. Новый взгляд на вещи, умение вести людей за собой, умение прорываться свозь кажущиеся преграды, способность завораживать людей своей позицией и, в конце концов, способность заставлять людей верить в себя, внушать людям надежду - вот что такое харизма.
Психология людей такова, что они ищут кого-то, на кого можно опереться, и каждая харизматичная личность самим своим существованием отвечает на этот вопрос: что делать? Ответ прост: идти за лидером. Если представить себе, что однажды харизматичные лидеры найдут между собой общий язык, объединятся и направят свои усилия на улучшение всего того, что нас окружает, - они по праву станут надеждой мира. И все взоры устремленного человечества будут обращены на них с упованием.
Поэтому принцип надежды воплощает в себе харизматичный лидер.
Но что будет являться бинером, усиливающим лидера? Ответ очевиден - личная скромность.
Очень трудно сочетать яркие лидерские качества и скромность, практически невозможно. Но лишь совмещение несовместимого создает то особое напряжение, которое приводит к развитию, благодаря чему можно вырасти, а потому развитием скромности лидер растет. Что же есть скромность, смирение? Смиренный, кроткий человек кажется большинству людей слабым. На древне-греческом языке, на котором написана библия, «кроткий» означает «смиренный, но сильный», и, действительно, мы наблюдаем, что по-настоящему сильные не выпячивают себя, и лишь внутренне слабые люди, с подпорченным стержнем внутри, стараются самоутверждаться за счет других, потому что чувствуют, что, на самом деле, они слабы. Быть сильным означает быть кротким. Это смирение - сила богатыря, которую никому не надо доказывать.
Чем же еще растет лидер?
продолжение следует...
12 канв:
Канва первая. Надежда (харизматичность/скромность) Канва вторая. Служение (Индивидуальность/единство)Канва третья. Мудрость (Мудрость/Смирение)