Я уже писал о неприятном явлении в моей жизни -
преследовании группой людей. Явление называется сталкинг, к кастанедовскому сталкингу отношения не имеет и в российском законодательстве отражения практически не нашло. Вроде как и нет его у нас пока.
Но разве нет? В ЖЖ я вижу время от времени рассказы о подобных историях у разных людей. И не важно, на почве чего родилось преследование - любовь, ненависть, желание обладать или просто вступивший в голову бред. Важно то, что преследователи - люди психически больные, и болезнь их распознать не так легко. Выглядят как мы с вами, принадлежат не всегда самому бомжовскому социальному слою, а иногда согласно западным исследованиям находятся даже на вполне достойных должностях. Я читал о случаях, когда преследователь вел наблюдения с личного вертолета. Но болезнь есть болезнь, и от нездоровья не застрахован никто - хоть папа римский. А мы с вами не застрахованы от преследований с их стороны: никогда не знаешь, что вступит в психически больной мозг сталкера и когда он начнет свою подрывную деятельность против вашей жизни и здоровья.
Сегодня я начну рассказывать об этой теме и наверняка вы сможете припомнить подобные ситуации если не из своей жизни, то из жизни друзей.
Явление сталкинга сравнительно недавно стало иследоваться психиатрами, поэтому находится в зоне "научной неуверенности", ну так поможем ученым понять суть явления, найти правильный подход к терапии, а законодательным органам осознать наличие потенциальных преступников среди нас. Народ должен знать своих "героев".
Статья ниже взята тут, интересны также и комментарии к ней. Нашел в ЖЖ например такую историю, с нее и хотел бы начать. Почему-то не смог сделать репост, поэтому копирую со ссылкой на статью в журнале.
Есть в нашей жизни достаточно неприятное явление, когда человек подвергается преследованию со стороны другого человека. Нет, я не про параною, а про те случаи, когда преследователь действительно существует и преследование вполне реально.
Одна моя знакомая рассказывала мне такую историю. Ее муж одно время работал в частном таксопарке и подвозил поздно вечером молодую девушку. Девушка была несколько грустной, а он человек коммуникабельный, но в беседе тактичный и без пошлостей и «грязных» намеков. В общем хи-хи, ха-ха, девушка доехала, оставила ему сверху еще 100 рублей «на чай». Все какбэ довольны. Но утром сюрпрайз. Утром на работе его ждала корзина с цветами у проходной с подписью «ночному спасителю». Мужики поржали над ним, но и это был еще не конец. Девушка стала приходить на работу, носить пирожки, посылать подарки, поджидать у подъезда, провожая его домой глазами полными укора. Она бросала в почтовый ящик и совала под дверь любовные письма, на тему «помнишь нашу последнюю ночь….» чтобы с ними ознакомилась жена. Отношения в семье, мягко говоря, натянулись. Мужик уходил из дома и домой возвращался как партизан, чтобы не напороться на воздыхательницу. Обращались к ее родителям, но те разводили руками, любит, мол, Вас она, ничего поделать не можем. Обращались в милицию, но те разводили руками тоже, она ничего такого не делает, даже не угрожает. Преследует? Она отрицает, что преследует, говорит, что она любит Вас и вы ее тоже. Что ее посадить за это? Правда один раз привлекли к административной ответственности за хулиганство - сделала в подъезде надпись типа «Саша+Маша=любовь».
Такое преследование называется «сталкинг». Это повторные нежелательные для одной из сторон контакты, которые рассматриваются жертвой, как угрожающие жизни, здоровью или привычному образу жизни. В качестве сталкинга так же могут рассматриваться телефонные звонки, письма, электронная почта, надписи на стенах, объявления в газетах и других средствах массовой информации. Сталкер (преследователь) может, как вплотную подходить к жертве, так и просто следить издалека за самой жертвой или ее жилищем. Так же преследователь может заказывать товар от имени жертвы, присылать на ее имя незапрашиваемые материалы или товары, а так же инициировать различного вида судебные процессы. Ну да. Вроде неприятно, но безвредно. Однако сталкеры не так уж безопасны. 41% жертв подвергались угрозам, 43% был нанесен вред имуществу, 38% были ранены или вовлечены в драку с преследователем, 22% были подвергнуты сексуальному нападению.
Хотя такое поведение некоторых людей известно с древних времен, как социальная проблема оно было описано только в прошлом десятилетии Мелойем (1999). СМИ широко использовали сталкинг в отношении знаменитостей уже в 1980-х. Это и подстегнуло законодательство многих стран ввести уголовное преследование сталкеров, но у нас пока, на сколько мне известно, никаких законодательных мер по отношению к ним не существует.
Как такое преследование сказывается на жертве? Исследования 100 преследуемых показали, что большинство из них вынуждены были значительно ограничить себя в жизни, сменить место проживания и работы. У 80% были зарегистрированы тревожные расстройства, а так же нарушения сна, Более 50% имели посттравматическое стрессовое расстройство, а 25% рассматривали самоубийство, как единственный выход из создавшейся ситуации. Подвергаются преследованию люди по разным причинам. Все жертвы подразделяются на несколько групп:
- преследуемый и жертва связанные предшествующими личными отношениями (любовники, супруги)
- профессиональные связи ( чаще всего преследуют медиков, адвокатов и преподавателей)
- СМИ ( преследуются работниками СМИ или папарацци)
- знакомство (желание завязать отношения)
- другие( как правило сюда относятся странные и вычурные мотивы)
Преследователей неоднократно пытались, как-то классифицировать, но нашли это достаточно трудным. Одним из более менее приемлемых классификаций была признана эта, разделяющая сталкеров на:
- ищущих близости - пытающихся завязать отношения всеми средствами
- некомпетентных-не предполагающих, что их действия носят неприятный для жертвы характер
-обиженных - имеющих претензии к жертве в прошлом
-хищных- ищущих сексуального удовлетворения.
Что у преследователей с психикой ответить сложно однозначно. Большинство из них имеет расстройство личности. В силу особенностей таких личностей негативные реакции жертвы игнорируются ими или интерпретируются неверно. Так, часто истероиды выбирают из поведения жертвы именно то, что на их взгляд демонстрирует желание сближения, а остальные более сильные сигналы, демонстрирующие нежелание, пропускаются мимо. Эмоционально неустойчивые личности, предпочитают вообще опираться на собственное мнение и желание, как на первоочередное и главенствующее, желания жертвы в этом случае не в счет. Преследование по бредовым мотивам встречается гораздо реже.
Что с этим делать, сказать сложно. Как показал опыт моей знакомой, никакие юридические меры эффективно остановить преследователя не могут. Да и многие сами знают, что в таких случаях милиция говорит, что пока он (она) никого не убил и не покалечил, никаких мер приниматься не будет.
http://www.psychiatrictimes.com/display/article/10168/51806 Стоп сталкинг. Часть 2 Follow @DmitriyRaevskiy