Jan 20, 2012 00:01
«Удивительный обычай довелось мне наблюдать в этой земле. В середине зимы, когда стоят самые жгучие морозы, мужчины и женщины, часто вместе с детьми, приходят к рекам и озерам, где совершают ритуальное омовение во славу нашего Господа. Холода так сильны, что им приходится вырубать во льду лунки для того, чтобы иметь возможность войти в воду. Многие из них обнажены или одеты в тонкие льняные рубахи, делающиеся прозрачными от воды. После купания они пьют хмельные напитки, каждый - в меру своего достатка, и поют песни на разных языках. В одних они прославляют рождение и крещение Спасителя; в других - жалуются на какой-то ветер, дующий с моря (иногда - с севера) и приносящий беду. Язык этих, вторых, песен другой, и, вероятно, взят ими у степных варваров, которые часто доходили до их главного города, а одно время даже владели им. Сами степняки называют город Самватасом, а местные - Киевом. Затем, разгоряченные напитками и песнями, они предаются любовным играм или дракам (впрочем, второе часто вытекает из первого).
Затем они делают картинки, свидетельствующие о совершенном морозном купании, и показывают их всем вокруг, вызывая всеобщее одобрение. И я вошел в воду с ними, сопровождаемый ободряющими тычками и похлопываниями, а также заклинанием, звучащим как «Муз-жик», и означающим, что я нахожусь под защитой некоторой верховной и могущественной сущности.
Нигде более не видел я такого странного понимания сути вхождения Спасителя в воды Иордана, как в здешних краях…»
Фритигерн Готский, «Записки о путешествии в Рутению», VIII век н.э.
Хроника мира