Загадка реки Донга, или наш первый трехдневный поход ( Часть 1, Возвращение)

Jun 26, 2019 17:33

Вид на г. Кемаль-Эгерек и Донговский овраг Джит-Дере.

Я стоял и, впившись глазами в раскинувшуюся предо мной панораму, какое-то время просто не мог отвести взгляд от залитых вечерним солнцем просторов Крымского природного заповедника. Таким - весенним и вечерним - я его ещё не видел. Величественные Кемаль и Демир-Капу вообще казались то ли сказочными, то ли вырезанными кадрами из какого-то кинофильма. А из огромнейшей балки между ними, носящей название Джит-Дере, доносился некий отдаленный шум или рокот, который не трудно было бы спутать с игрой ветра в кронах леса, если бы он не был столь одинаков, равномерен и постоянен и если бы я не знал, что там, под покровом зеленеющих чащоб, прячется речушка, превращающаяся каждую весну в довольно таки неслабый по крымским меркам поток. То шумела своими водами та самая Донга, которая вот уже несколько месяцев как прочно засела в моих устремлениях и планах, связанных с походной жизнью. Загадочная и таинственная, она манила, она звала, она интриговала и захватывала! Возможно, это слишком пафосно звучит, однако как-то так оно и было. Вы спросите: простите, но что же могло так заинтересовать простого крымского парня в обычном горном ручье? Позвольте, дорогой читатель, мне признаться вам более конкретно чуть позже, а пока дать только общий ответ. Ничто иное, как страсть к открытиям. Ваш покорный слуга с детства зачитывался романами Жюля Верна, энциклопедиями о географических открытиях и до сих пор не редко листает страницы этих весьма занимательных книг. И вот настало то время, когда он, во многом авантюрист и способный на попытки претворения в жизнь безумных идей, ощутил, что может стать малюсенькой частичкой той громадной энциклопедии открытий, что писалась человечеством тысячелетиями и продолжает писаться по сей день…

Что же, а теперь нужно вспомнить о моём дорогом друге и спутнике. Итак, как говорится, знакомьтесь - Егор Ратковский собственной персоной, авторитет в своем теперь уже 11-ом классе и такой же любитель походов, как и я. В тот момент, когда я в легком остолбенении, чуть ли не затаив дыхание, любовался открывшимся нашему взору пейзажем, он устроился на травке у какого-то симпатичного растеньица и фотографировал его на смартфон.

(Фото Егора) Таких кустиков на обзорной площадке произрастало несколько. Что это? Проросшее семечко сосны? Кто знает, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Заметив это, я последовал его примеру, и мой фотоаппарат, почти всегда находящийся где-то рядом, живо защелкал у меня в руках… Когда Егор узнал о моей идее, а было это ещё зимой, он, всегда ратующий за здравость и рациональность суждения, поспешил предупредить меня, что сия «замечательная» мысль будет осуществляться без его участия. Да, действительно, моя идея поначалу реально выглядела совсем уж как-то дико. Много воды утекло с тех пор (в той же Донге только сколько?): было передумано куча вариантов этого похода, сто раз переназначены даты его осуществления, мы сходили в несколько других походов, ещё поднабрались опыта; была даже неудачная попытка попасть на это приток Качи в марте, после чего я вообще даже смирился с мыслью, что на Донгу в этом году уже не попаду. Но нет! Человек предполагает, а Бог располагает! Опять оправдалась эта пословица! Обстоятельства внезапно закрутились и сложились так, что наш первый трехдневный поход, так сказать, оформился буквально за неделю до того как. Тут ещё, конечно, надо сказать, сыграла не малую роль наша дружеская дипломатия. Мы пошли на компромисс и договорились: мне - Донга, а Егору - восхождение на Демир-Капу и… что?.. Правильно - Басман. Последний, правда, был даже не столько для Егора, сколько для нас обоих - потрясающий уголок крымской природы, мимо которого, считаю, проходить нельзя никому, кто заходит в эти края, ведь он способен восхищать и удивлять в любое время суток и года.

Басман - это и хребет, и гора и пик, как раз и давшие название всему раскинувшемуся в самом сердце горного Крыма хребту. Место, безусловно, историческое, а в былые времена и культовое, что ясно из перевода названия горы, который звучит как «место, на которое нельзя ступать человеку», но достаточно забытое большинством и далекое от цивилизации, чтобы собирать здесь толпы туристов, желающих заглянуть вглубь веков и оказаться на лоне почти первозданной природы. Поэтому в этот район добираются лишь некоторые смельчаки, знатоки и романтики (хотя и их тут хватает в определенные дни), и, похоже, мы относимся и к первым, и ко вторым, и к третьим (ну, я, по крайней мере).

Так вот, наконец, после всего того, что с нами было с момента моей задумки похода на Донгу, остановившись где-то как раз на границе заповедника, на высоте 1 км над уровнем моря, всего в нескольких сотнях метров от Басманской вершины, мы находились на обзорной площадке, с которой и открывалось взору всё весенне-вечернее великолепие дикого Крыма. Часы высвечивали что-то около 18:00: 2 мая 2019 года клонилось к своему закату. И это было весьма интересно, ведь со времени, когда наши ноги впервые ступили на дороги и тропы Басмана, прошло ровно полгода. Тогда двух путешественников, изможденных долгим, непростым переходом, приютила поляна турстоянки «Кермен» ( https://dmitriy-antares.livejournal.com/2267.html ). А теперь мы зашли на этот массив с несколько иной стороны. Дорога длилась примерно на час больше, чем в прошлый раз, но зато наши тела не томила ещё та жуткая усталость, как в прошлый раз. Это было хорошо, потому что нам ещё предстояло искать родник, но об этом - не сейчас, ибо пока что мы все ещё наслаждались чудесными видами, остывали после долгого подъема на легком ветерке. Долгий 20-километровый переход через межгорные долины остался позади, и теперь перед нами своеобразным трамплином в сияющее голубизной небо вздымалась вершина Басмана.

Вершина Басмана такой, какой мы её увидели, оказавшись тем вечером на этой обзорной площадке.

Неужели мы снова здесь?!..  Мы вернулись!..

На наших часах ещё не было 10:00, когда мы выгрузились из автобуса на конечной в Синапном. Погода последний час явно хмурилась, хотя до сих пор температура для похода сохранялась шикарной - около 18-20 градусов по Цельсию, и мы очень надеялись, что дождь так и не пойдет, а солнце, уже хорошенько припекавшее в те дни по полудню, выглянет только к вечеру.

На остановке в селе Синапное.

Задерживаться особо в деревне никак не хотелось, так что мы, быстро подрегулировав лямки рюкзаков и сделав пару звонков своим родителям, чтобы те не волновались, отправились, как говорится, на встречу новым приключениям. И сразу оказались на развилке.

Налево пойдешь - в Шелковичном будешь, на право пойдешь - в на Загорское водохранилище попадешь.

Мы не колебались и пошли направо, ибо для начала нам нужно было попасть на кордон «Лесниково», а дорога туда обходит водохранилище с правой стороны. Рисковать, как в прошлый раз, и проходить через КПП мы не решились, поэтому уже через минут 10 свернули на обходную дорогу.

Идем к броду через Качу.

Завиднелась плотина Загорского, а за нею и Главная гряда Крымских гор, на вершинах которой еще белели последние снежники.

Следующим важным моментом стал переход через Качу!

Брод

Первым пошел Егор.

А теперь моя очередь!

(Фото Егора) Водица ледяная.

Вытерли ноги, снова обулись и пошли дальше. Вскоре вошли в лес и где-то целый час шли просто по горно-лесной дороге, не видя ничего, кроме неба и деревьев.

Май, здесь, в долине, лес уже оделся молодой листвой. Где-то тут, кстати, мы вспомнили, что не попросили у Бога благословения на этот поход, и тут же исправили эту ошибку.

Постепенно облака стали истончаться и сквозь них начало пробиваться солнце, что нас не очень радовало, ибо в горку приходилось пыхтеть, но это было, очевидно, лучше, чем дождь.

Наконец, дорога вывела на маленькую обзорную площадку, с которой открылся вид на водохранилище. Здесь решили сделать первый небольшой привал, чтобы перекусить.

На "обзорке". Облака и тучи уходили будто бы в сторону Главной гряды, и солнце проглядывало все чаще.

Пока Егор подкреплялся, я, решив, что есть еще не хочу, попил воды и приметил в траве несколько цветущих росточков землянички.

Через минут 10 мы снова были в пути. Дорога пошла вниз, к водохранилищу.

Совсем скоро мы оказались на нужной нам дороге, ведущей от плотины к кордону «Лесниково», и поспешили в сторону последнего, чтобы не беспокоить ни себя, ни охрану водохранилища.

Загорское водохранилище

Такие вот заводи.

Дикая груша.

Дорога вдоль водохранилища, как впрочем и до самого Лесниково, не трудная. Так что, шагая грунтовкой, мы и не заметили, как основное водохранилище осталось позади, а мы вышли к одному из его рукавов, в который впадает река Стиля.

Вон там, где-то за осокой, привносит свою лепту в пополнение Загорского водохранилища водой Стиля.

У обочины часто желтели букеты одуванчиков.

Перейдя по мосту Стилю, мы сделали еще один небольшой привал и вскоре снова продолжили путь. Почти всю дорогу до кордона жарило светило высокое майское солнце. Хорошо хоть дорога в основном на этом отрезке ровная, а мы не забыли взять с собой кепки.

Всюду весна, всюду пробуждение природы...

Цвет диких черешен.

Всего в 600 метрах от Лесниково нужно вновь переходить через Стилю. А ведь когда-то здесь был хороший мост: видны остатки его укреплений. Благо, Стиля всего лишь ручей, который мы легко перескочили по камушкам, да ещё и умыться и освежить наши головные уборы успели.

Освежение.

Затем, бодро пройдя сквозь тенистую рощицу, мы увидели шлагбаум. Всё! Промежуточная цель достигнута. Это кордон «Лесниково».

С приближением к шлагбауму показался и домик лесника.

Местная достопримечательность.

Как мы поравнялись с домом, на собачий лай вылез (это было именно так) заметно выпивший лесник. Узнав от нас, что мы тут делаем и куда идем, он пожелал нам счастливого пути и отправился назад, судя по всему, продолжать праздновать первомай, а мы пошли дорогой дальше и вышли на просторный луг.

Отсюда уже завиднелась цель этого дня - гора Басман, а также отроги Кемаля и Демира.

Вот, кстати, что говорят об этом месте интернет-источники:
«Когда-то в Бахчисарайском районе существовала деревня Стиля (с 1945 - Лесниково), через которую шла оживленная тропа, связывающая жителей Горного Крыма с Южнобережьем. Эта деревня была основана греками, позже заселена татарами, хотя сохранившийся каменный ящик на территории поселения предполагает что здесь жили еще тавры и скифы. Когда-то это было большое село в горном Крыму, сейчас же на месте Стиля остались лишь одинокие камни и разрушенные мосты через реку. Изначально территорию заселяли крымские греки. Однако, в 1778 году выселили всех местных греков и есть письменные свидетельства о том, что в поселении осталось 135 опустевших домов и одна церковь.  В 70 годах прошлого 20 века в связи с постройкой Загорского водохранилища жители деревни были переселены, а сельские постройки сравнены бульдозерами с землей. Ныне только руины одного здания - местной школы напоминают, что тут на протяжении многих столетий жили люди.»

На кордоне мы долго не задержались, а решили сделать привал на т/с Лесниково.

Отроги Кемаля и Демира высятся справа, слева на заднем плане - Басман.

Вот такая инфа. Хм... нам, кстати, в сторону экопоселения "Мудрое".

Отдохнув немного на т/с и отметив, что она, неплохо оборудованная и подходит для ночевки более крупной компании, мы возобновили ход. Последний раз в этом походе перепрыгнув через Стилю, мы снова оказались на зеленеющих лугах среди леса.

Отсюда особенно эффектно и необычно смотрелась гора Тепе-Мале. Мы даже решили с Егором как-нибудь в другой раз взойти на неё.

А это мы уже прошли ещё километр через лес вдоль Стили, и опять дорога вывела нас на лужайку.

В этом месте есть несколько развилок. С помощью навигатора мы разобрались, куда нужно свернуть, и начали спуск к руслу Каспаны - наверное, самого полноводного притока Качи.

Тут уже к лиственным породам леса стала подмешиваться сосна.

И действительно, шум вод Каспаны мы услышали ещё издали, а когда приблизились к ней, то увидели поток довольно таки внушительных размеров (опять таки по крымским меркам; у нас же как? всё, что по камушкам не перескочишь - уже река!). Ничего с другой стороны удивительного, если учесть, что высоко в горах до сих пор тает снег.

(Фото Егора) Я прошел упавшим в русло стволам.

А мой друг решил снова освежиться и, сняв кроссовки, пошел по воде.

Готовясь продолжить путешествие, здесь, на берегу Каспаны, мы встретили первую группку туристов, судя по всему с экопоселения «Мудрое», которое расположено тут рядом, чуть выше над поймой реки. Теперь начиналось непосредственно восхождение к Басману, и чуть поднявшись дорогой мы увидели это поселение.

Экопоселение "Мудрое".

В красивом месте оно находится, ничего не скажешь. Кстати, над лесом, как раз в там, где сидит на привале Егор, возвышается Яман-Таш - "красивая одинокая скала с безлесой плоской вершиной, высоко взметнувшаяся над лесными просторами Стили и Каспаны под перевалом Стиля-Богаз, на склонах Ялтинской яйлы" (так о ней пишет Валентин Нужденко, крымский турист, крымовед, публикующийся на сайте "Крымские маршруты"). В ближайшее время мы планируем туда сходить.

А потом... А потом я пообедал (Егор это сделал раньше), и началась самая сложная часть сегодняшнего маршрута: постоянный подъем, местами достаточно крутой (что впрочем не удивительно. ведь нам нужно было набрать высоту 1000 м над у.м.), а порою теряющаяся дорога и развилки, заставляли часто сверяться с навигатором. Наш ход замедлился.

Самый трудный участок для тех, кто идет мимо экопоселения на Басман или Кемаль. Интересно, что чуть ниже этого места полоса дубняка резко обрывается, сменяясь высоким и более темным буко-грабовым лесом. Мы тогда еще заметив это, посмотрели на какой высоте над у.м. это происходит. Навигатор показал что-то около 800 м.

Уже порядочно свечерело, когда мы, утомленные, выкарабкались  на перемычку, соединяющую Кемаль с Басманом.

Радостный взгляд на просвечивающуюся фигуру Басмана сквозь только начинающий зеленеть здесь лес.

Вот и поляна - знак того, что до предполагаемого места ночевки остались считанные метры.

Ура! Мы - на месте. В прошлом походе в эти края мы, спускаясь с Басмана, увидели здесь кострище, и решили, что в следующий раз заночуем именно здесь. И вот он настал.
Мы, довольные, побросали рюкзаки рядом с бревном у груды камней заваленного кострища, и принялись оглядывать то место, в котором наконец очутились... А погода с каждой минутой становилась все лучше. Блестящая лазурь с узорчатыми облачками чудесно гармонировала с зеленеющими горами в желтых лучах клонящегося к западу солнца.

Вид с места нашей стоянки в сторону Яман-Таша. На переднем плане конек, соединяющий Кемаль с Басманским хребтом.

Спустя пару минут прохладный вечерний ветерок остудил и вывел нас из состояния восхищенного созерцания горных пейзажей. Пора было располагаться да собираться идти искать родник.

Звонок мамы

Накинув кофту, я принялся за дело.

Но в голове всё крутилась мысль: «Неужели мы снова здесь?!..Ровно полгода... Мы вернулись!.. ».

А издалека, снизу до нашего слуха все также равномерно продолжал доносится рокот Донги....