Июньская дуга вокруг Бойкинского массива (Часть 3, Комбопло, Баш-Дере и Большой каньон)

Jun 24, 2020 20:47

(Пано Егора) Общий пейзаж горы Комбопло.

Ветер бушевал всю ночь, так что спал я из-за постоянного шума весьма скверно, только и делая, что ворочаясь с боку на бок. Не утих он и с восходом солнца, разве что несколько ослаб. Дневное светило постепенно поднималось и незадолго до восьми утра сделало свое дело, выгнав меня на свет: в палатке стало душно, и я решил, что пора прекратить притворяться спящим человеком, в то время как моего друга, похоже, совершенно ничего не беспокоило, и он преспокойно спал. Отставив дверцу приоткрытой для проветривания, я вылез на поляну вершины Комбопло. Да, мы были еще на ней, на высоте где-то 1160 метров над уровнем моря, несмотря на то, что, когда ложились спать, можно было вполне представить себя в роли Элли из «Волшебника из изумрудного города», тем более, что палатка это далеко не фургончик... Хотя, заснуть на Комбополо, а проснуться на условной Бойке - достаточно заманчивая перспектива. :)
Вообще, люблю с утреца прогуляться с фотоаппаратом по окрестностям пока весь лагерь еще спит.  Правда, в этот раз лагерь состоял, помимо меня, всего из одного человека, но я так и сделал:

Палатку мы поставили вчера немного в стороне от кострища, потому что искали ровное место под неё.

Виды открываются, когда ты еще даже не дошел до вершины.

Привлекает внимание выглядывающая из-за хребта вершина горы Бедене-Кыр. Кроме того, что ее венчает радиолокационный центр совместного базирования, вершина интересна тем, что, являясь вторым по высоте пиком Ай-Петринской яйлы, видна с очень многих точек юго-западного Крыма.

Собственно, вид с вершины в сторону Куру-Узеньской котловины и Большого каньона.

Сама вершина Комбопло (переводится как "купол" или "свод", вполне заслуженное название) обозначена старым деревянным столбиком.

С ней, кстати, как мы выяснили накануне похода, - своя история. На разных картах вы найдете разную высоту: одни говорят 1098 метров (Союзкарта "По горному Крыму"), другие - 1161. Это вообще проблема! Но все-таки по горизонталям нам удалось  прояснить, что второй вариант более достоверный. Любопытно, что рядом с Комбопло есть еще одна гора - Биликля -  с высотой 1098 метров. Так что ошибку на выпусках Союзкарты, видимо, надо связывать с ней.

Вдалеке, в седловинах гор, можно заметить белесые домики и многоэтажки Севастополя.

Потом проснулся Егор, приготовили завтрак, подкрепились на путь грядущий, собрали палатку, рюкзаки, но, прежде чем отправиться дальше, вышли снова на вершину, чтобы напоследок еще раз полюбоваться панорамой с Комбопло.

Смотрим в бинокль.

Южные и западные склоны Комбопло довольно крутые.

Ну, что ж - пора!

Возвращаемся к оставленным на стоянке рюкзакам.

Закидываем их за спины и идем к основной дороге.

Прощальный взгляд...

Теперь нам предстоял затяжной спуск к т/с Баш-Дере, что на выходе из Куру-Узеньской котловины (Куру-Узеньская она потому, что находится в бассейне речушки Куру-Узень и её притоков). Это почти 3,5 км и около 450 метров сброса высоты. Впрочем, с этим мы справились меньше чем за час.

Единственная обзорная точка этого участка маршрута - в седловине между Комбопло и соседней горой Мали с видом на последнюю.

Дорога в основном шла через лес, и этот отрезок пути получился малоинтересным, но зато каков финал!..
На подступах к турстоянке дорога упирается в ручей, и, превращаясь в тропу, тут же поворачивает вдоль него к полянам. Мы уже почти спустились к этому повороту: один УАЗ стоит, чуть ниже второй. Полностью раскрытые, в салоне и багажнике бардак из кучи разных вещей. И главное - тишина вокруг. Только птички поют, да ветерок шепчет в кронах буков... Ситуация прояснилась лишь после того, как мы обошли второй бухлоход вездеход. Оказывается на этом повороте по какой-то неведомой причине решила «отдохнуть» целая компания мужиков. Ну, мы, естественно, прозрели: это ж надо заехать в самую лесную глушь, где до ближайшего населенного пункта километров 12, чтобы наклюкаться и всем вместе вырубиться?! Моему уму такой вид «отдыха» просто непостижим. Но это ещё ладно. Как можно у дороги вырубиться абсолютно всем? Это хорошо, что мы с другом порядочные верующие люди, но ведь любой проходящий мимо может их просто напросто «обчистить» и исчезнуть с места преступления без всякой угрозы быть найденным.

(Фото Егора) Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Мужик, перебравшийся на противоположный склон балки и уснувший там головой в какой-то мат, неплохо развеселил нас на всю оставшуюся часть похода.

Турстоянка Баш-Дере делится на две поляны, разделенных Куру-Узенью.

Южная поляна.

Куру-Узень, между прочим, является основным, скажем так, напоителем Аузун-Узени, протекающей в Большом каньоне (БКК), потому что последняя образуется как раз слиянем Куру-Узени с ручейком Йохоган-Су, который редко когда бывает полноводным.

Северная поляна более оборудована. Здесь есть даже самодельный столик с нависающей над ним палкой для закрепления фонарика.

В тени, у речушки меж полянами, мы сделали привал: отдохнули, послушали мерное журчание чистой водички и перекусили, - после чего пришлось поднапрячься. Можно было пройти по дну Большого каньона, но, посовещавшись и обдумав все за и против, мы пока решили не рисковать. Поэтому пришлось снова набирать высоту, метр за метром, чтобы выйти на верха правого борта каньона. За себя скажу, что после неспокойной ночи и поднакопившейся усталости, мне этот подъем дался даже сложнее, чем предыдущий на яйлу, хотя тут всего не более двух сот метров. К тому же, дело шло к полудню, и подниматься стало жарковато. Благо, большая часть пути до БКК идет через густой лес.

Вот такая обзорная площадка в сторону БКК встретилась нам на пути.

Мы шли, шли, шли, часто останавливаясь и делая короткие передышки, пока наконец тропа 54-го маршрута не вошла в широкую дорогу, которая к счастью  снова потянулась на спуск или ровно.

Вскоре пересекший путь ручеек Йохоган-Су, а за ним и т/с Бойка, возвестили нам, что БКК уже близко.

Последний небольшой подъемчик, и мы на Чаирларе.

Чаирлар - урочище, а по сути, полянки там, где дорога уходит несколько в сторону от каньона к т/с Бойка. Достаточно красивое место, откуда открываются виды на восточные вершины Бойкинского массива - Караул-Кая и Куш-Кая.

Но здесь мы задержались только, чтобы узнать «работает» ли ближайший родник, обозначенный на карте под названием «Под Тисом»... К сожалению, даже не смотря на прошедшие на днях ливни, воды в нем практически не оказалось... 2 минуты, и мы любуемся панорамой Большого каньона.

Много там не фотографировал, потому что уже делал тут фотки буквально на днях. И эта фотка из моего ПВД сюда от 1 июня 2020.

(фото 1 июня 2020) На обзорной площадке росло много чабреца. Набрал себе целый пакетик: буду зимой чаек пить да вспоминать летние походы...

Ну, и, собственно, сам БКК.

Далее тропы разделяются на две параллельные: одна идет чуть по-выше, другая чуть по-ниже, над самым обрывом. Что я, что Егор, уже были на верхней тропе, поэтому выбрали нижнюю.

Нижняя проходит через Коровий грот. Идем к нему.

Сам Коровий грот ничего особо интересного не представляет: просто углубление в скале. Гораздо интереснее и красивее открывающийся с него вид:

Приблизил Эндек и Комбопло (зеленая лысинка левее центра фото), на которых ещё так недавно были.

Нижняя тропа, конечно, гораздо более видовая по сравнению с верхней, потому что идет, по сути, по скалам.

Здесь растет очень много ядовитой Купины Неопалимой (Ясенец).

С нижней тропы можно даже заглянуть в пропасть и увидеть дно каньона.

Еще один вид с нижней тропы.

В целом она сложнее верхней, это нужно иметь в виду, планируя сюда поход или прогулку. Да и в разгар дня лучше все же идти по верхней, ибо солнце печет на скалах нещадно. Потом, спустя какой-то километр, эти тропы соединяются, на чём обзорные площадки с видом на каньон в общем-то заканчиваются.

Таким образом, мы прошли над Большим каньоном Крыма. А далее - по Юсуповской тропе. Час - и мы в Соколином.

Умылись в роднике, что близ мечети, и на автобус.

Так завершился наш двухдневный поход, нарисовавший на трекере моего друга дугу вокруг Бойкинского массива.

А напоследок ловите панорамку от Егора, которую он успел сделать незадолго до выхода на Юсуповку:

Справа скалы Сююрю-Кая и Седам-Кая, а внизу слияния балок Аузун- и Сары-Узень, рождающих Коккозку.

Чаирлар, Йохоган-Су, т/с Баш-Дере, Комбопло (1161), Большой каньон Крыма, Куру-Узень, Соколиное