Путешествия по Беларуси - Деревня Осмолово.

Feb 20, 2011 21:56

Деревня Осмолово это уникальное место даже для несравненной самой по себе Несвижчины. Здесь с давних времён находится один из маленьких островков татарской культуры, которые когда-то во множестве были разбросаны по белорусской земле. Сегодня это не просто регион, где остались какие-то следы или воспоминания о жизни этого степного народа, но такое место, где татары живут и до сих пор.
Когда и откуда появились татары в Осмолово сейчас сказать сложно. Быть может из пленных армии крымских царевичей Фатиха и Бурнаша Гиреев, войско которого в 1506 году разбил совсем недалеко отсюда, под Клецком, князь Михаил Глинский, а может быть и раньше, например, во времена великого князя Витовта, который активно способствовал переселению татар в Великое княжество Литовское. В любом случае, проживание татар в Осмолово фиксируется в самых первых упоминаниях этой деревни в исторических документах. Тогда она, кстати, называлась Осмоловичи.
Итак, во время проведения в Великом княжестве Литовском волочной земельной реформы в 1552 году татарам в Осмолово (Осмоловичах) принадлежала примерно половина всех земель деревни. Здесь жили татарские семьи Козловичей, Гридевичей и др. Однако же наряду с этим в Осмолово жили представители коренного православного населения, причём не простого, а находящегося на конной воинской службе у великого князя - семьи Хвалевичей, Василевичей, Гусаковичей. Служившие великому князю могил рассчитывать на получение дворянского статуса и, соответственно, новых земель. У татар в 1550-х годах такой возможности не было. Однако уже в 1561 году великий князь Жигимонт Август издал привилей, который давал татарам право получать дворянство Великого княжества Литовского. Этот привилей был подтверждён и в 1568 году и татары сполна им воспользовались. В дальнейшей истории Осмолово православное дворянство исчезает совершенно, католическое появляется лишь эпизодически, но зато мусульманское татарское проявляется сполна. Представители осмоловских татар добивались весьма и весьма высоких мест в любом обществе, будь то Речь Посполитая или Российская империя.
Земли в Осмолово, которые раньше принадлежали разным православным служилым людям, приобрёл в 1583 году князь Николай Радзивилл Сиротка. Естественно, что какая-то часть здешних земель под Несвижем отныне всегда принадлежала Радзивиллам, но наряду с этим в Осмолово всегда сохранялось и татарское землевладение. В конце концов, к 19 веку сложилась очень интересная структура деревни, состоящая из двух разных по этническому и культурному составу улиц. Фактически это были две разные деревни.
Одна деревня называлась Осмолово-Русское. Здесь жили православные (до 1839 г. униатские) крестьяне, входившие в приход Покровской церкви в соседней деревне Лань. Земли этой деревни с 1583 года принадлежали Радзивиллам и на протяжении столетий входили в состав их фольварка Быховщина (ещё одна соседняя деревня).
Вторая деревня называлась Осмолово-Татарское, и кто здесь жил, понятно уже из самого названия. Земли здесь издавна принадлежали татарским землевладельцам.



Вид на деревню Осмолово со стороны Несвижско-Клецкого шляха. Застройка на этой улице появилась только после последней войны. Старые улицы - дальше. Слева - татарская, справа - "русская".

Эти названия появились, скорее всего, уже во времена Российской империи (до того в документах фигурирует «единое и неделимое» Осмолово). Православных белорусских крестьян тогда вполне могли интерпретировать как «русских». Хотя, быть может, местные жители сохраняли такую, восходящую ко временам Древней Руси, религиозную самоидентификацию и в униатское время под властью католических князей. В любом случае, такое разделение деревни Осмолово на русский и татарский конец прочно вошло в обиход местных жителей.



Вид на деревню Осмолово. Влево уходит "русская" улица, вдали вправо уходит татарская.

Рассмотрим структуру татарской части деревни подробнее. В 1867 году земли здесь были рассредоточены под фольварки между четырьмя землевладельцами. Одним из самых крупных из них, между прочим, была женщина - Софья Александровна Богданович, которой принадлежало 65 десятин земли (1 десятина= 1,09 га)! Больше (70 десятин) было только у Бакира Самуиловича Юшинского. Затем шли Сулейман Яковлевич Александрович (48 дес.) и Амурат Иосифович Корицкий (40 дес.). Все они были представителями знатных родов, получивших дворянство незадолго после упомянутого привилея Жигимонта Августа.
Через 20 лет, в 1888 году Софья Богданович осталась единоличным лидером по землевладению среди местных татар (62 дес.). А вот земли Сулеймана Александровича оказались поделены между его племянниками Ходжой и Яковом. Старший имел 25, а младший 19 десятин земли. Появилось и новое лицо - Яков Иосифович Халембек, который смог купить в Осмолово 10 десятин земли. Удивительно, но в то время между татарами смог втиснуться и самый обыкновенный местный шляхтич-католик Казимир Антонович Цвирко, владевший небольшим фольварком в 17 десятин.
Согласно всероссийской переписи населения 1897 года шляхетская околица Осмолово насчитывала уже 9 дворов. Менее зажиточные татары объединялись в улицу деревни Осмолово-Татарское. После 1921 года всё татарское население составляло 18 дворов и находилось в составе особой околицы Осмолово. В православной деревне Осмолово в то же время насчитывалось 83 подворья.



Вид деревни Осмолово в сторону "русской" улицы. Несвижчина во всей своей красе!

Естественно, что осмоловские татары, будучи мусульманами, не могли обойтись без особого дома молитвы для себя. История показывает, что татары в Великом княжестве Литовском в некоторых местах зачастую не имели мечетей и молились Аллаху в каких-то других приспособленных для этого зданиях. Так было и в Осмолово. Первый список мечетей Речи Посполитой 1795 года говорит о том, что мечети там не было. Датой основания мусульманского прихода здесь считается 1834 год. Тогда же в Осмолово и была построена первая отдельная мечеть. Надо сказать, что сделать это во времена Российской империи было не так просто. Согласно предписаниям министерства внутренних дел, мечеть можно было открыть при наличии в округе не менее 200 верующих. В Осмолово столько не было, но примерно в 10 километрах находилась ещё одна татарская околица на Несвижчине - в деревне Иваново, - и вместе с ней как раз и образовалось нужное количество. Кроме того, по тем же предписаниям мечеть надлежало строить на местечковых площадях, а если таковых не было, то на расстоянии не менее 10 саженей (21 метра) от ближайших строений. Поэтому мечеть в Осмолово была построена как будто на отшибе, прямо посреди чистого поля у деревни.



Мечеть в Осмолово незадолго до реставрации в начале 1920-х гг.

В 1924-1925 годах старое здание мечети было перестроено, потому что было уже ветхим. Оно стало представлять собой небольшое крытое крыльцо, основной объём, разделенный на мужскую и женскую половины с башенкой-минаретом над ним, особую пристройку-нишу (она называется михраб), обращённую в сторону Мекки. Кроме того, мечеть была обсажена берёзками и обнесена забором с воротами, увенчанными полумесяцем.



Мечеть в Осмолово после реставрации в 1930-х гг.

Между прочим, по сведениям исследователя татар в Речи Посполитой С. Кричинского, мечеть в Осмолово ремонтировалась мастерами-евреями(!) и потому по архитектуре напоминает местечковые синагоги! Неизвестно правда это или нет, но если это так, то мастера-евреи, строящие татарскую мечеть на белорусских землях, входящих в состав польского государства, могут по праву считаться апофеозом картины межэтнических отношений, какую вряд ли можно найти где-то ещё на нашем континенте!
Даже после 1939 года новая советская власть не стала сразу упразднять этот маленький анклав на Несвижчине, оставив старый раздел деревни с татарской околицей, население которой тогда составло 102 человека. Но всё-таки ни татары, ни евреи почему-то не вписывались в картину «светлого» советского будущего, поэтому перемены пришли после Великой Отечественной войны. Исчезла с лица земли старая мечеть, татарские земли забрали в колхоз, уровняв всех на наделах в десяток соток, а культуре и обычаям татар даже и не думали учить в новых советских школах.



Подворье "Церкви христиан веры евангельской" в Осмолово. Оно теперь здесь как бы заместо мечети. О деятельности этой церкви в Осмолово можно почитать, например, здесь.

Однако сами татары остались, они сохранили в своих домах религию и язык и до сих пор живут на месте своей старой околицы - потомки тех самых Богдановичей, Александровичей и Корицких. А самым главным культурно-историческим памятником татар в Осмолово сейчас остаётся старое кладбище. На него везут хоронить и из Осмолово, и из Иваново, и из Клецка - со всех древних мест проживания татар в округе.
Вообще в Осмолово издавна по понятным причинам было два кладбища - православное и татарское. Православное находится на высоком кургане-холме в начале «русской» улицы деревни. Несмотря на то, что по самому виду холма становится понятно, что хоронят там уже очень давно, ничего особенно примечательного там нет. Там становится понятно, что белорусская часть деревни жила очень просто, если не сказать бедно. Надгробные камни там настолько грубой работы и из настолько плохого песчаника, что ничего невозможно разобрать даже на памятниках начала 20 столетия. Единственное, что удаётся узнать, так это то, что половина деревни носила фамилию Плакса, четверть - звучную фамилию Царь, а оставшаяся четверть - все остальные фамилии.






Памятник на православном кладбище в Осмолово и фотография на нём годов 1930-х, не меньше.

А вот на татарском кладбище действительно немало замечательных надгробий, поражающих, среди прочего, и своей древностью! Этому месту посвящён мой отдельный репортаж.

путешествия, история Беларуси, Беларусь, культура

Previous post Next post
Up