Распятие. Смыслы креста. Итоги.

Apr 09, 2023 17:00

В первой части мы обсудили концепцию "искупительной" жертвы.
Во второй части мы ответили на вопрос: «Где был Бог?» и восстановили фактологию смерти Иисуса на кресте.
Третья часть посвящена смыслам креста Иисуса.

Сегодня подведем Итоги.

Основным фактом Христианской церкви, возникшей практически сразу после Креста, стал факт смерти Иисуса, а благой вестью, - весть о его воскресении: «Христос Воскресе!», - но, обратите внимание, ведь это благая весть о Христе.
И уже давно никто не задается вопросом, а какова была благая весть самого Иисуса? С каким евангелием воплотился на этой планете Бог, неужели ему самому нечего было сказать людям, которым он посвятил свою жизнь?

Уже в периоды раннего христианства стараниями ап. Павла и его последователей Иисус из мессии Царства превратился в искупителя Церкви; организация пришла на смену идеи Иисуса о чисто духовном объединении, и стала, по сути, суррогатом братства ведомых духом индивидуумов.
Такая подмена игнорирует очевидный факт: воцерковление не является аналогом духовного единства, - знакомые с жизнью Христианских (церковных) общин хорошо это знают.

Со временем, Павловское «все мы дети одной церкви» - фактически вытеснило Евангелие самого Иисуса:

«Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья».

Это Евангелие прозвучало две тысячи лет назад, продолжает звучать сейчас, и вряд ли наша цивилизация сможет родить что-то более объемлющее, пронзительное и светлое.

Иисус воплотился в облике смертного для того, чтобы раскрыть всему человечеству любвеобильный характер Бога, и одарить каждого из нас статусом сыновства, по отношению к этому Богу, а также обратить внимание на очевидный факт, - при всеобщем Отце, братство не может быть не всеобщим.
Все мы сыны Бога и все мы братья, но для того, чтобы эта теологическая формула стала живым опытом в нашей жизни необходима рождённая в духе вера.

Жизнь, прожитая Иисусом-человеком, наносила ему самые мучительные удары, в то время как Иисус-Бог всю свою жизнь провел на кресте человеческого непонимания, неприятия и отторжения.
Бого-человек встречал удары судьбы с мужеством и несгибаемой решимостью, и вышел из этой схватки победителем - даже в смерти.

В поведении Иисуса во время казни есть определенное отношение к смерти, как к факту физической жизни; в этом отношении нет ни значимости, ни итоговости, не завершающего пафоса.
Та сдержанность, с которой Иисус прошел через все события последних дней своей жизни говорит нам о не конечности такого завершения пути.
Иисус сумел показать нам, как через смерть можно двигаться к продолжению жизни, не просто давая надежду, но и вселяя уверенность в её непрерывность и космическую значимость.

Отец наш Небесный продолжает любить своих смертных детей   после посвящения Иисуса, так же как Он любил их и до него: Бог неизменен во всём, - но смерть на Кресте раскрыла человека перед Богом в удивительном качестве мужественного и преданного создания.
В ответ любовь Отца теперь проявляется для нас не только как тотальная родительская забота, но и как нелицеприятное Божественное участие.

Иисус, уходя от нас, не оставил нас… Как и обещал   он послал нам: «…другого утешителя Дух истины…». (Ин.14.16-17), - мощнейшее духовное присутствие, которое открывается каждому кто готов постигать смыслы посвящения Сына Бога, стремиться к духовному родству с ним; для тех, кто решился принять всем сердцем слова Иисуса: «Следуй за мной».

«Давайте ещё раз посмотрим на распятого Иисуса и устремимся вперёд, воодушевлённые зрелищем Бога,
отдающего свою жизнь в преданном и бескорыстном служении человеку».

«Смерть» христианства. Это звучит страшно. Но так ли это? Мне всё время «кажется» (и это какой-то внутренний свет и радость), что «смерть христианства» нужна, чтобы воскрес Христос. Ибо смертельная слабость христианства только в одном - в забвении им, в вынесении им «за скобки» Христа.

Протопресвитер А. Шмеман. Дневники, четверг, 22 февраля 1979 г.

Перейти на мой сайт.
Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Добавить в друзья в ЖЖ

Previous post Next post
Up