В
первой части мы обсудили концепцию "искупительной" жертвы.
Где был Бог?
Бесконечно муссируется вопрос: принимал ли всесильный Бог то или иное участие в казни своего Сына?
Конечно, Бог желал, чтобы Иисус, прошел весь земной путь - от рождения до смерти, - и в этом смысле завершение его земного пути было исполнением воли Бога.
Однако было бы глубочайшим заблуждением считать, что Небесный Отец каким-то образом побуждал или подталкивал участников тех событий глумиться над несопротивляющимся человеком.
Да, Небесный Отец отказался вмешиваться в ход человеческих событий, но он не распоряжался о смерти своего Сына и не настаивал на ней; тем более не требовал, чтобы она совершилась в таком отвратительном виде.
Рано или поздно Иисусу пришлось бы покинуть этот мир, но он мог решить эту задачу множеством других способов без того, чтобы умирать на кресте между двумя ворами. Человек, а не Бог задумал и осуществил смерть Иисуса на кресте.
Небесный Отец хотел, чтоб его Сын завершил свой путь, следуя естественному ходу событий, при котором никто из людей не может рассчитывать на облегчение последних часов своей земной жизни; никто не может надеется на то, что Божий промысел скрасит момент его ухода, именно поэтому от такого участия отказался и Иисус…
Он решил закончить свою жизнь также, как в подобных обстоятельствах закончил бы свою жизнь человек, приговоренный к смерти.
В этот трагический момент он не хотел никаких отличий и никаких привилегий. Проживая жизнь как человек, он хотел и умереть как человек.
Исполняя волю Отца, Иисус сам принимал решение о завершении своего земного пути, но способ прекращения этого пути не было выбором сына Бога.
Факт человеческой смерти, являлся решением Иисуса, способ смерти, - велением обычных людей.
Крест не связан с каким-либо требованием Отца, на Крест Иисуса послал не Бог, а человек.
Смерть на Кресте.
«Сын Бога умирал на кресте самой позорной смертью осужденного преступника…»
Приговоренный к распятью мог медленно погибать до трех дней, прибитый длинными гвоздями к деревянному остову, испытывая при этом невыносимые физические страдания.
Этот отвратительный вид казни был заимствован Римлянами из Финикии, они не казнили так своих граждан, и греков они так не казнили….
Человеческая сущность Иисуса не могла остаться безучастной к ситуации публичного позора, внешнего поражения своего дела и личного одиночества.
Долгие месяцы он был оторван от своей земной семьи и переживал за мать Марию, напуганную последними событиями; друг из его самого близкого круга, - Иуда, - предал его, народ земного отца Иосифа отверг его…
Со времени Тайной Вечери он был без пищи и воды, и за все время после его ареста ему не давали сомкнуть глаз.
До вынесения приговора один допрос сменялся другим (Кайяффа, синедрион, Пилат, Ирод и снова Пилат) - уже не говоря об оскорбительном бичевании, сопровождавшимся физическими страданиями и потерей крови.
На момент казни Иисус ничего не знал о судьбе своих апостолов. Он опасался, что разгневанные предательством Иуды они окажут сопротивление Римским солдатам и будут схвачены; их возможная гибель означала бы пусть и временное, но прекращение дела всей его жизни, и одна возможность такого финала его земных трудов, создавало крайнее духовное напряжение.
Это был один из тех ужасных моментов жизни, когда человеку кажется, что всё рушится вокруг него с беспощадной жестокостью и ужасающими последствиями.
«В тот день поведение Иисуса стало примером терпеливой покорности человека в сочетании с величественным безмолвием и возвышенным достоинством Бога».
Он не протестовал против несправедливого приговора, он не отвечал на оскорбления и унизительные побои, - он никак не защищал себя, но он не был сломлен.
Иисус отказался пить дурманящее вино, которое могло уменьшить его страдания. В те времена многие жители Иерусалима отрицательно относились к казне на кресте и существовало общество еврейских женщин, неизменно посылавших на место казни свою представительницу, предлагавшую осужденным этот наркотический напиток, но он решил сохранить своё человеческое сознание до самого конца.
Когда Иисуса прибивали к кресту единственными словами, которые услышали от него истязатели, была просьба: «Отец прости им, они не ведают, что творят».
Несмотря на муки физической смерти Иисус нашёл в себе силы выслушать признание уверовавшего разбойника, и проявить сыновью заботу, попросив увести с места казни свою мать, которая к тому времени прибыла в Иерусалим.
Находящие рядом с крестом отчетливо слышали несвязанные обрывки фраз, которые Иисус повторял в своём угасающем сознании, среди них звучала и: «Боже мой! Боже мой! Почему ты оставил меня?». Он не чувствовал, что Отец оставил его, как религиозный человек он всего лишь молился перед смертью, и среди его молитв был Двадцать первый Псалом, который начинается именно этими словами.
Когда римский центурион, смочивший губы Иисуса губкой с кислым вином увидел, как умер Иисус, то ударил себя в грудь и сказал: «Этот человек действительно был праведник; воистину он был Сын Бога».
«Иисус принял эту позорную смерть по собственной воле, он отправился на Голгофу, неся свой собственный крест, и завершил свое исполненное любви посвящение, передав Райскому Отцу свой дух, овладевший опытом смертного человека».
После такой жизни - и в момент такой смерти Иисус воистину мог воскликнуть: «Свершилось».
Когда погибает невинный, в этом всегда участвуют: предатель, трус и палач, - их дальнейшая судьба неотвратимо трагична.
Предатель Иуда повесился в день казни своего Учителя, через год покончил с собой трус Пилат, а крики толпы: «распни его, распни», и «его кровь на нас и на детях наших» - оказались самоубийственны для всей еврейской нации.
Страшные «всходы» дали семена, посеянные в день казни Иисуса…
Не прошло и пятидесяти лет с момента распятия сына Бога, как Иерусалим был осажден Римскими войсками, великий Храм разрушен, а холм Голгофы «расцвел» тысячами крестов, на которых день за днем погибал весь цвет еврейской нации. …остатки были рассеяны по всему миру.
Дает ли нам это повод говорить о месте Отца, за смерть своего Сына, - конечно нет, мстительность отвратительна любвеобильному характеру Бога, но совершенно очевидно, что подобная трагическая учесть целого народа, была результатом выбора этого народа, отвергшего принесенную ему Благую весть об Отцовстве Бога, сыновстве человека и всеобщем братстве.
Приняв это Евангелие, евреи сохранили бы свой статус избранного народа, продолжили духовное водительство нашей цивилизации и избежали бы бессмысленных бунтов, приведших к столь непоправимым для них последствиям.
Далее:
- Концепции Бога. Кто был распят на кресте? Смыслы креста. Итоги.
Перейти на мой сайт.Философские беседы. Разговор на самые важные темы.Добавить в друзья в ЖЖ