Куда поступать, что делать?

Oct 07, 2011 23:45

nikaan задал мне вопросы, а я на них ответил ниже.
Чтение рекомендую всем, кто заканчивает школу.

1. Где Вы учились? Насколько давно это было?
Опишите, как оно, и зачем Вы бы туда рекомендовали/не рекомендовали пойти.

239, 1999-2002.
ИТМО, кафедра компьютерных технологий, 2002-2006 (бакалавриат),
кафедра высшей математики, 2006-2007 (магистратура).
2007-2011 - аспирант University of California, Berkeley, получил степень Ph.D. в 2011 году.

Впечатления об ИТМО: Очень много времени тратится зря, учебный план состоит из бессмысленных
гуманитарных, программистских (бессмысленных также и для программистов),
физических (бессмысленных также и для физиков) курсов.
Содержательные курсы (не попадающие в указанные три категории) почти отсутствуют.
Из преподавателей запомнились Додонов,
Кохась (его лекции в ИТМО я не застал, но слушал курс в ПОМИ), Попов.
Все три ведут анализ в разных вариациях,
к сожалению предельно упрощённый и растянутый (хотя могли бы рассказать гораздо больше),
в результате чего посещение их лекций малоосмысленно - гораздо легче и быстрее всё выучить самому.
Елизаров ведёт единственный осмысленный курс
по computer science (параллельное программирование).
Это всё, больше ничего содержательного (по крайней мере, в 2011 году) в ИТМО нет.
Как легко видеть, ИТМО находится в стадии глубокой деградации и вырождения.
Тратить четыре года на такой учебный план - запредельный идиотизм.
Впрочем, надо отметить, что в ИТМО есть возможность составить индивидуальный учебный план
(про который почти никто не знает), чем я пользовался, включая туда курсы физматклуба ПОМИ.
В магистратуре ИТМО я учился (и закончил её) только потому,
что не успел поступить в аспирантуру годом раньше, хотя и собирался.
Надо отметить, что в моё время состав студентов был довольно неплохим:
с моего потока (40 человек) три студента (включая меня)
поступили в американские аспирантуры по математике (Berkeley, Yale, Northwestern),
что, как я понимаю, превосходит отделение математики матмеха.
Не уверен, что такой же интеллектуальный климат сохранился в ИТМО в 2011 году.
Ещё надо отметить, что в ИТМО более доброжелательное отношение
со стороны руководства кафедры (то есть Парфёнова), нежели на матмехе.
(Парфёнов не отчисляет за несданные гуманитарные предметы, например.)

У матмеха (и московского мехмата) идентичные проблемы,
различия в деталях: гуманитарной бессмыслицы немного больше,
программистской и физической бессмыслицы немного меньше.
Даже в пресловутом ПОМИ-потоке отделения математики матмеха математическая программа
устарела на 90 лет (это ни в какой степени не является преувеличением:
некоторые теоремы из курса функционального анализа матмеха получены
как раз примерно 90 лет назад, около 1920 года, а более свежие
результаты просто не входят в программу).
Почти все выпускники потока не знакомы с категориями, пучками или когомологиями,
что характеризует крайнюю степень математического невежества.

Что касается аспирантуры в Berkeley, то там всё было абсолютно замечательно,
чего и другим желаю.

2. Куда бы Вы порекомендовали пойти сейчас учиться человеку,
который хочет заниматься математикой, или программированием, или
лингвистикой, или сельхоз. генетикой, или игрой на контрабасе etc.
Про что знаете - про то и пишите.

Есть разница между «учиться» и «числиться».
В Петербурге эта деятельность всегда протекает в разных местах:
ПОМИ (физматклуб, CS-клуб, возможно АФТУ) - с одной стороны
и матмех, ИТМО, другие места - с другой.
В Москве, соответственно, НМУ и НОЦ МИАН против мехмата.
Матфак ВШЭ, возможно, является единственным местом, где это можно совмещать.
(В дальнейшем я буду писать про Петербург, хотя написанное верно для всей России.
Я также ограничусь математикой, для cs и software engineering ситуация аналогичная.)

Также есть большая разница между software engineering и computer science,
программирование всегда является первым, хотя часто имеется ввиду второе.
Для любого из этих видов деятельности наилучшим вариантом будет
поступить в американский университет, получить там степень бакалавра,
а затем поступить там же (в США, не обязательно в том же университете) в аспирантуру.
Многие частные университеты (например, Harvard, MIT, Stanford, Princeton, Columbia)
предоставляют стипендии с полной оплатой обучения.
Я рекомендую подавать документы в десяток лучших университетов (некоторые из них
перечислены выше), а также в десяток (или больше) средних, идущих за ними.
Если лучшие не возьмут, то какие-то средние вероятно возьмут,
а даже средний американский университет гораздо лучше
всего, что можно найти в России, по крайней мере в математике и computer science.
Готовиться к поступлению надо как минимум за год, сдавая тесты вроде TOEFL и SAT,
готовля statement of purpose и другие документы.

Если поступить в американский университет не удалось (или удалось, но без оплаты
обучения), отчаиваться не стоит.
Следует поступить в любое место (впрочем, СПбГУ и МГУ
предпочтительны, поскольку про них могут знать приёмные комиссии американских
аспирантур, в отличии от всех остальных российских университетов),
после чего самостоятельно изучать математику (или cs) и готовиться
к поступлению в американскую аспирантуру.

3. Нужно учиться самому или отдать себя в руки ВУЗа и там всему
научат? Или пополам? Или вообще надо учиться самому, и идти в такой
ВУЗ, чтобы там не нагружали?

О том, чтобы чему-то научиться на матмехе, речи быть не может:
все дисциплины матмеха либо просто бесполезны, либо откровенно вредны (последнее
высказывание не является преувеличением, учитывая крайне устаревшее содержание многих курсов).
Поэтому достаточно сдавать экзамены (номинально математические предметы должны сдаваться на пятёрки,
ибо при приёме в американскую аспирантуру всё же смотрят на оценки),
не ходя при этом на лекции.
Всё, что может дать матмех студенту - минимальная легитимность его заявки
в американскую аспирантуру (диплом и транскрипт).
Если бы американские бюрократы не требовали эти два документа при поступлении,
гораздо лучше было бы вообще на матмех не поступать, а ходить по выходным в физматклуб
и общаться с единомышленниками.
Лучше хотя бы потому, что не тратится время на (бессмысленные, иногда вредные) лекции и экзамены.
(В Москве, наверное, можно ходить в НМУ - говорят, его диплом принимают в американских аспирантурах.)

«Отдавать себя» в чьи-либо руки категорически нельзя.
Даже если вы учитесь в Harvarde, необходимо прилагать
существенные усилия по составлению учебного плана,
то есть записываться не на курс калкулуса
(который и в Harvarde - калкулус, пусть даже это Math 55),
а на «аспирантские» курсы (graduate courses),
на самом деле так называются просто все современные математические курсы
(то есть не калкулус и подобные ему предметы, придуманные для
отсева студентов в других специальностях).

Если же поступить в нормальный университет не удалось
(то есть вы остались в России), то тем более придётся учиться самому,
ибо, как я уже говорил, все дисциплины в учебном плане будут либо пустой
тратой времени, либо просто вредными.
Посильную помощь в этом может оказать физматклуб (и cs-клуб) ПОМИ,
однако он покрывает лишь небольшую часть необходимых знаний,
всё остальное придётся изучать самому.
Рекомендую найти единомышленников и общаться с ними на научные темы.
Также полезно читать MathOverflow.
Очень важно как можно раньше найти себе в ПОМИ научного руководителя
и начать заниматься научной деятельностью, публикуя свои результаты.
При поступлении в американскую аспирантуру публикации могут сыграть
немаловажную (если не важнейшую) роль в увеличении шансов на поступление.

4. Просто порассказывайте каких-нибудь историй, характеризующих вузы.
И самообразование. Надавайте советов по проф. ориентации.

Когда-то я вёл семинар в ПОМИ на котором я и четыре других математика
(один из них - сотрудник ПОМИ, остальные сейчас (2011 год) в американских аспирантурах).
разбирали современные темы из алгебраической топологии.
Это - пример того, как можно организовываться
в отсутствии содержательной деятельности на матмехе.
От семинара осталась страница, на которой есть материалы (и даже видеозаписи) многих лекций:
http://dodo.pdmi.ras.ru/~topology/

5. Напишите о себе (при желании советовать это чуть ли не самое главное).
Эта анкета будет выложена в публичный доступ (поэтому можете подписаться анонимом,
но это нивелирует доверие у читателей).

Дмитрий Павлов, постдок в университете Мюнстера, Германия.
Получил Ph.D. в UC Berkeley в 2011 году.
Занимаюсь алгебраической топологией, в частности функториальной теорией поля.
Домашняя страница: http://math.berkeley.edu/~pavlov/
Страница на MathOverflow: http://mathoverflow.net/users/402/dmitri-pavlov
(
Comments
|Comment on this)

математика, образование

Previous post Next post
Up