Канадская школа в эпоху коронавируса (а также до и после)

Apr 26, 2020 13:11

Консервативный премьер-министр канадской провинции Онтарио Даг Форд - личность такая же противоречивая, как и Трамп; одни поддерживают его безоговорочно как «своего», другие терпеть не могут, редко кто относится к нему безразлично. В прошлом году Форд выступил с предложениями о школьной реформе (подробнее о них на английском языке можно почитать здесь), которые возмутили профсоюзы школьных учителей и вызвали серию их забастовок и демонстраций. Последнюю я видел буквально за несколько дней до карантина - школьников в тот день распустили по домам, учителя ходили с плакатами, а проезжавшие мимо водители, если поддерживали их требования, приветственно бибикали.

В Канаде любые изменения происходят медленно и основательно, поэтому реформа Форда до сих пор находится на стадии обсуждения. Одним из её пунктов было требование, чтобы ученики старших школ как минимум четыре школьных предмета изучали удалённо, через Интернет, а не с живым учителем. Удалённые предметы уже не были новинкой для учеников Онтарио - в старших классах они существовали как возможность по выбору. Некоторые предметы были обязательными, но малоинтересными -- вроде «гражданских знаний» (civic studies, что-то типа основ государства и права). Возможность пройти такие курсы в Интернете как раз была плюсом, и существенно экономила ученикам время. Но предложение Форда относилось не только к малоинтересной обязаловке -- оно могло затронуть любой предмет. Между тем, преподавание онлайн вовсе не было новинкой для канадских школ, и отзывы об уже существующих курсах не были восторженными. Поэтому учителя и родители были обеспокоены, что увеличение числа онлайн-предметов не только сэкономит средства и освободит классные помещения (в этом и состояла цель консерваторов), но и снизит качество обучения.



Но вот в середине марта наступил карантин. Сначала учеников отправили на 2 недели на вынужденные каникулы. Уже со второй недели школы стали активно задавать вопросы родителям, насколько те готовы, что дети продолжат обучение, но уже через Интернет. Выяснялись в основном вопросы практического характера: например, тем ученикам, у которых не было дома компьютеров, роздали на время карантина дешёвые Хромбуки. Ученики же получали разъяснения по поводу того, в каком формате будут проходить уроки, как они будут получать и сдавать домашние задания. С третьей недели учителя уже проводили с учениками телеконференции, через Гугл-класс рассылали и принимали задания и ставили за них оценки.

Таким образом, один из ключевых пунктов программы Форда фактически реализовался. Изменилось и общественное мнение, инициативы Форда уже перестали восприниматься так отрицательно, как раньше, улучшилось общественное мнение и в отношении его собственной персоны. К слову, должен заметить, что изначальное возмущение по поводу предложений Форда было вызвано, прежде всего, тем, что школьную реформу хотели провести быстро и без обсуждения (но не удалось).

Поскольку библиотеки (в том числе школьные) и книжные магазины во время карантина оказались закрыты, ряд канадских издательств предложили бесплатно онлайн-ресурсы со школьной литературой (вот ссылка на один из них - к сожалению, если вы смотрите этот сайт, не находясь в Канаде, то никаких книг на нём не увидите, только информацию общего характера). Некоторые производители программного обеспечения, например, Adobe, предложили бесплатные краткосрочные подписки на свои продукты для школьников (но не для индивидуальных пользователей, а по заявкам от школ, с приложением календарных планов и т.д., чтобы не помочь таким образом ненароком пиратам).

Моя основная работа связана, в частности, с поддержкой подобных онлайн-ресурсов, поэтому каждый день мне приходится общаться (помимо прочих клиентов) с несколькими канадскими учителями и родителями учеников, и могу сказать, что в целом канадская школа оказалась к нововведению готова (примерно такое же мнение было и у моего сына-школьника). Лучше всего оказались готовы школы, где и до того ученики в рамках школьной программы должны были регулярно обращаться к школьным онлайн-ресурсам, или даже взаимодействовать друг с другом, чтобы выполнять школьные задания. Существовала и обратная связь с учителями. Всё это не требовало каких-то особенных компьютерных знаний и даже особых программ - большую часть проектов можно было выполнить при помощи Гугл-документов. Использование же дополнительных технологий и программ могло бы добавить несколько процентов к оценке, но не более (примечание - в Канаде оценки ставят в процентах; существуют также их «простые» аналоги A, B, C и т.д., с плюсами или минусами, но внутренняя школьная отчётность ведётся все равно в процентных оценках).

При этом я не думаю, что онлайн-образование в Канаде (или вообще) со временем полностью заменит обычное. Тут, как обычно, зависит от школы. Это в хорошей школе (определение "хорошей" - ниже) онлайн-занятия представляют собой активный диалог с преподавателем. По поводу школ, которые давали онлайн-уроки ещё до карантина, родители часто жаловались, что эти онлайн-курсы -- как развлечение для бедных, поскольку обратная связь от преподавателя была минимальной. Ряд онтарийских школ были подписаны на услугу онлайн-репетитора (в определённые часы дети могли поучаствовать в телеконференции с преподавателем, который помогал с домашним заданием), а для неподписанных эта услуга была платной.

Но даже и те, для кого онлайн-формат оказался в новинку, очевидно, приспосабливаются к нему. Никаких признаков массового недовольства под лозунгами «мы не сможем, мы не справимся» - ни в газетах, ни в фейсбуке, ни в онлайн-форумах - разве что эпизодическое ворчание по поводу неизбежных неудобств, или недостаточной информации от того или иного школьного управления.

Думаю, что из стресса, связанного с коронавирусом, канадская школа выйдет ещё более продвинутой в техническом и организационном плане.

Самое время поговорить о том, почему и как канадская школа оказалась готова.
Слабая математика, шум в классе

Жители бывших советских республик, переехав в Канаду и сравнивая опыт своих детей с их предыдущим опытом в постсоветских школах (или с собственным опытом), как правило, высказывают ряд критических замечаний о канадской школе.

С их точки зрения, канадская школа непомерно расслабляет ученика. В особенности это касается программы по математике, которая в период с 1 по 8 класс (младшая и средняя школы) существенно отстаёт от постсоветской (в том числе украинской). То же касается таких предметов, как химия, физика и биология - в канадских школах до 10 класса они объединены в рамках общего предмета science («наука»). Надо также упомянуть, что на уроках истории существенную часть (около 70%) составляет относительно недолгая история Канады, а разбор конкретного литературного произведения занимает не несколько уроков, а почти целый семестр (так что и литературных произведений, и писателей в школе канадцы изучают меньше).

Вместо иностранных языков ученики младшей и средней школы, как правило, изучают второй из двух федеральных языков Канады (в англоязычных школах - французский, во франкоязычных - английский). Есть специальная программа «французского погружения» (French immersion) для английских школ, где на французском языке даётся примерно половина предметов, а учителя для этой программы, как правило, имеют более высокую квалификацию, чем их коллеги, однако для большинства учеников второй язык остаётся чем-то малообязательным, и его после окончания школы успешно забывают. Чаще всего забывают второй французский; английского, даже если жить во франкоязычной провинции Квебек, избежать довольно сложно, с ним приходится сталкиваться постоянно.

Время от времени родителей приглашают на мероприятия "познакомься с учителем" - это не открытые уроки, но о школьной жизни можно узнать довольно много. Некоторые родители участвуют в школьной жизни как волонтёры, и там могут видеть, что вплоть до 8 класса на занятиях царит довольно свободная атмосфера. Чаще всего дети сидят за столиками по 4 человека (и время от времени пересаживаются), во время уроков бурно обсуждают что-то друг с другом и в целом ведут себя более шумно, чем в «постсоветских» школах, где учитель требует тишины и внимания к тому, что говорится у доски. Правда, этот шум стоит лишь во время совместной работы над заданиями; с самых ранних классов дети учатся понимать особые сигналы учителя, по которым шум должен мгновенно прекратиться. Кроме совместной работы и диалога учителя с детьми, разумеется, часть времени в классе посвящена собственно лекционному материалу у доски.

С 9 и до 12 класса - это уже старшая школа (как правило, совсем в ином здании, чем младшая или средняя). И вот в старшей школе, к удивлению не столько учеников, сколько родителей, интенсивность учебной нагрузки, школьных и домашних заданий нарастает радикально. Где-то уже в 11 классе формат уроков и домашних заданий по сложности и объёму довольно близок к первому курсу университета.

Это, кстати, не значит, что по окончании школы все пойдут в университет. Во-первых, для окончания школы нужно набрать кредиты. Это означает, что по конкретным предметам уровень оценок должен быть не ниже определённого уровня -- за каждый из таких предметов даётся "кредит". Но это ещё не всё. Чтобы набрать ещё часть кредитов, старшеклассники должны заработать определённое количество часов как волонтёры, выполняя «общественно полезную работу». Как именно - их проблема, тут есть много вариантов (мой сын, например, играл в любительском театре).

Но получение кредитов ещё недостаточно для того, чтобы иметь право поступить после школы в университет.  Чтобы иметь право подать документы на определённую программу университета, нужно иметь не просто "кредиты", но оценки не ниже 80% по профильным предметам, соответствующим данной программе. Не добрал? Не страшно, есть варианты. Во-первых, можно после школы пройти 1-2 года в колледже. Во-вторых, прямо при университетах есть курсы для поступающих, где можно добрать недостающие оценки.

При этом в Канаде нет такого повального стремления непременно поступить в университет, как в бывшем Союзе. Многие из тех, кто заканчивает школу, видят для себя продолжение учёбы не в университете, а в колледже, где предлагаются прикладные программы. Именно такие программы позволяют за пару лет получить специальность и начать зарабатывать деньги. Университет же - для тех, кого интересует научная или узкопрофессиональная карьера.

Что же до образования, то оно продолжается практически всю жизнь. Совершенно неважно, насколько престижный колледж или университет ты закончил - важно, насколько твоя квалификация соответствует работе, на которую ты претендуешь. Поэтому часто приходится уже в середине жизни брать дополнительные сертификаты, курсы или даже дополнительное образование (что стоит денег) и в целом не ждать, пока кадровик скажет «ну всё, спасибо, ваша квалификация больше нас не устраивает», а следить за этим самому - примерно так же, как каждый день следят за чистотой зубов.

Но вернёмся к канадской школе. Как можно было догадаться из сказанного выше, свою задачу канадская школьная система видит несколько иначе, чем на просторах бывшего Союза.
Отличия канадской школы от постсоветской

Согласно канадской «конституции» (группе основных законов), вопросы образования в Канаде решаются не на федеральном уровне, а на уровне прежде всего провинций и отчасти администрации населённых пунктов. Это значит, что не существует единых для всей Канады школьных программ, учебников, экзаменов и так далее. С другой стороны, не могу сказать, что между школами провинций существует радикальная разница. Канадцы гораздо чаще, чем украинцы, переезжают из провинции в провинцию (например, по работе), а благодаря таким переездам происходит обмен опытом и определённая унификация - в том числе, и на уровне школьных программ. Крупные канадские издательства, печатающие школьную литературу (например, Pearson), часто предлагают довольно похожие учебники для разных провинций, лишь с незначительными изменениями - в зависимости от местных требований (что приоритет, а что лишнее). По отзывам родителей, наиболее сильные программы - в канадских провинциях Онтарио и Квебек (в последней ученики показывают наиболее высокие результаты), однако и в других провинциях встречаются свои плюсы - например, более ранняя (с 7 класса) возможность брать некоторые предметы в углублённом объёме.

Есть ли «хорошие» или «плохие» школы?

Начнём с платных школ - они составляют небольшой процент от общего числа. Существуют частные школы, где обучение стоит весьма недёшево (пример 1, пример 2). Также есть школы, которые поддерживают религиозные общины (обычно мусульманские или еврейские, а в провинции Британская Колумбия платными являются и католические школы, бесплатные в прочих провинциях) или даже иностранные государства (например, Лицей Клоделя в Оттаве частично финансирует Франция). В этих школах относительно умеренная плата сочетается с соответствующим культурным уклоном. В платных школах, как правило, качество учебной подготовки выше, чем в «обычных»: учителя уделяют ученикам больше индивидуального внимания, более гибкие программы, лучшее оборудования и т.д. Но мы сейчас поговорим об «обычной» канадской школе.

Задача обычной школы - на деньги налогоплательщика дать ученикам необходимый средний минимум знаний. Подчёркиваю: на деньги налогоплательщика. У канадца есть чёткое восприятие того, что школьное образование даётся любимому ребёнку за его кровные деньги. Родители, по мере возможностей, участвуют в жизни школы и могут без приглашения прийти на заседание школьного совета; в свою очередь, директор и руководство школы периодически рассылают родителям письма, рассказывая, что и зачем они делают в данный конкретный момент и собираются делать в перспективе (родители удаляют большую часть подобных писем, не читая, но важен сам факт). Но самое главное: выборы попечителя школьного округа (из числа живущих в округе родителей) - так же важны, как и выборы местного депутата.

Правительство провинции и городские власти обычно стараются, чтобы разница между школами была не слишком большой, чтобы ученик, переехав из одной школы в другую, не чувствовал себя ущемлённым. Тем не менее, определённая разница всё же существует - в силу естественных причин. Школы привязаны к районам, где проживают ученики - это значит, что поступают не в ту школу, куда хочется, а по месту проживания (тут существуют определённые оговорки и исключения, но в целом правило такое). Общий уровень благосостояния района, как правило, сказывается и на школе. В благополучных районах родители, как правило, более требовательно относятся к качеству школы, могут высказать мнение о качестве учителя, а также следят за успеваемостью своих детей и в меру возможностей помогают им. В менее благополучных районах родители менее требовательны - такова, как правило, и школа. Но качество школ можно сравнивать, так как ежегодные рейтинги школ выкладываются открыто, по ним можно следить, где произошло улучшение или ухудшение, и где общий уровень явно ниже середины. Также на сайте видны такие показатели, как общий процент учеников с неродным английским языком, средний уровень доходов жителей района и т.п.

В старшей школе уже появляются специальные программы, такие, как advanced placement или international baccalaureate -  они даются не во всех, а только в определённых школах, и поступают на них не по месту жительства, а сдав определённые экзамены, и внося умеренную плату ежегодно. Но даже у тех учеников, кто не поступил на подобные программы, появляется возможность брать предметы по выбору (в одних провинциях с 7-го класса, в других с 9-го). Всего канадские школьники учатся 12 лет (к ним можно добавить два необязательных дошкольных класса).

Завершая обзор чисто административной части канадского образования, также отмечу, что в разных провинциях существуют разные системы школьных управлений. Скажем, в Квебеке существуют только и исключительно светские (гражданские) школы, и в каждом населённом пункте есть своё школьное управление. Когда-то в Квебеке все школы, кроме англоязычных, были католическими, и вообще образование находилось в ведении католической церкви -- последствия были плачевными, уровень общей грамотности был весьма низким. Передача школ из рук церкви в руки провинции в ходе "тихой революции" 1960-х гг. явно самым лучшим образом сказалась на квебекском образовании -- сейчас квебекские ученики занимают лучшие места в общеканадских рейтингах.

Совсем не так в Онтарио (где я живу) - здесь в каждом городе может существовать до 4-х школьных управлений: обязательно будут англоязычное публичное и англоязычное католическое, а также могут быть франкоязычное публичное и католическое. Это связано не только с преобладанием одного из двух официальных языков в школьной программе, но и с историей. Протестантские школы в середине 20 века стали светскими. Католические же вовсе не управляются католической церковью, как когда-то в Квебеке -- церковь определённым образом участвует в их деятельности, но не более того, программа всё равно должна соответствовать общим провинциальным стандартам. При приёме в младшую или среднюю католическую школу (то есть вплоть до 8 класса) требуют свидетельство о крещении ребёнка (не обязательно по католическому обряду, но есть особенности); в старших классах, по-моему, даже этого требования нет, хотя занятия всё равно каждое утро начинают с молитвы.

( окончание следует)

дистанционное обучение, Украина, коронавирус, Квебек, Канада, школа, Онтарио, образование

Previous post Next post
Up