В нашем эссе о докельтском населении Европы
в прошлый раз мы остановились на раннекельтских археологических культурах - Гальштатской (10-5 вв.) и Латенской (4-1 вв.). С другой стороны, как мы отметили, датировка возникновения протокельтского языка датируется на 2 тысячелетия ранее возникновения гальштатской культуры.
Казалось бы, чего проще: у гальштатской культуры был предшественник, у того - ещё предшественник, и так далее, так что мы вполне можем восстановить генеалогию археологических культур вплоть до предполагаемого момента возникновения протокельтского языка.
Но культура, как мы рассмотрели на примере гипотетической «культуры готических соборов», не есть этнос. Археологическая культура тоже нередко бывает полиэтничной. Что касается Гальштатской и Латенской культур - да, в них доминировали кельты, но в свою орбиту влияния они захватили отнюдь не только кельтов. В орбиту Гальштатской культуры входила часть Иберии, а также иллирийцы. В сферу влияния Латенской культуры не входила ни Иберия, ни иллирийцы, зато входили фракийцы - народ, весьма далёкий от кельтов по языку (примерно как современные славяне от иранцев или греков). И хотя сфера влияния кельтов со временем сократилась, и фракийцы из неё выпали (а вскоре были ассимилированы римлянами), но ещё в 1 веке до н.э. встречаются следы кельто-фракийского взаимодействия - как, например, знаменитый
котёл из Гундеструпа. Мотивы изображений на этом котле - кельтские, а вот технология - скорее фракийская.
Поэтому, пытаясь выстроить генеалогию археологических культур, которые могли содержать в себе кельтский или протокельтский элемент, будем иметь в виду неоднородность этих культур.
1 - 4 вв. до н.э. -
Латенская культура.
5 - 10 вв. до н.э. -
Гальштатская культура.
12 - 4 вв. до н.э. -
Лужицкая культура.
14 - 7 вв. до н.э. -
Культура полей погребальных урн 16 - 12 вв. до н.э. -
Культура курганных погребений23 - 13 вв. до н.э. -
Унетицкая культура 28 - 19 вв. до н.э. -
Традиция колоколовидных кубков (имеющая к кельтам, скорее всего, непрямое отношение, но заслуживающая особого рассмотрения)
32 - 19 вв. до н.э. -
Культура шнуровой керамики или культура боевых топоров (это - тем более, скорее всего, не «кельтская» культура, и даже не одна, а несколько сходных археологических культур, индоевропейских по происхождению, но разноязычных)
34 - 28 вв. до н.э. -
Культура шаровидных амфор (тоже наверняка неоднородная).
Что видим? Картина далеко не идеальна. Во-первых, хронологически некоторые культуры напластовываются друг на друга. Во-вторых, у одной культуры может быть несколько потомков: одни продолжают существовать, другие исчезают. Скажем, у лужицкой культуры едва ли есть потомки среди современных кельтских народов - хотя, с другой стороны, уже вряд ли кто из археологов решится называть эту культуру «славянской», как это было где-то век тому назад.
Необходимо также иметь в виду и эффект «чёрта из табакерки»: когда некоторая малая культура или народ долгое время существовали в тени большой, но после упадка большой культуры «вдруг» вышли на поверхность. К примеру, если судить только по границам европейских государств, то вплоть до 20 века в истории не было никаких курдов. Курды, однако же, существуют и в последнее время весьма активно претендуют на государственность. Так и протокельты в свой ранний период составляли, по-видимому, малый элемент в составе культур шнуровой керамики и шаровидных амфор.
Чтобы не запутаться в этих культурах, попробуем выстроить хронологическую картину их распространения и движения - начиная со времени появления носителей индоевропейских языков в Европе. Но, как известно, само по себе появление индоевропейских языков в Европе - предмет очень больших споров между археологами, лингвистами и не только.
(Продолжение следует)